ЕЩЁ НОВОСТИ

«Чистые руки»: когда начнётся?

Торгово-промышленная палата мобилизует предпринимателей на борьбу с коррупцией
В конце октября в Торгово-промышленной палате РФ ожидается крупное событие. Представители деловой и политической элиты соберутся на правление ТПП РФ с чрезвычайно актуально повесткой дня: «Об участии предпринимательского сообщества в реализации Национального плана по противодействию коррупции». В качестве примера взят опыт Саратовской области, где с приходом нового губернатора активизировалась борьба со взяточниками и казнокрадами. Как ожидается, в работе правления примут участие первые лица государства.


Напомним, что Национальный план противодействия коррупции разработан по инициативе президента Дмитрия Медведева и 31 июля утвержден главой государства. Этот документ большой мобилизующей силы призван объединить все здоровые силы ради искоренения зла, которое, по общему признанию, подмяло страну и стало проблемой национального масштаба. Страдают от поборов все, от честных чиновников до рядовых граждан, но в первую очередь страдает бизнес, который первым платит «дань» коррупционерам. 

Об этом в сентябре говорили на «круглом столе», организованном ТПП. Как подчеркивали участники дискуссии, успех или неудача корпоративных конфликтов и рейдерских войн зависят от позиции правоохранительных органов, и обычно эта позиция определяется суммой «гонорара», выплаченного одной из сторон. Заместитель председателя комитета Госдумы РФ по законодательству Владимир Груздев привел цифру: в 2007 году менее одного процента дел в уголовных судах было решено в пользу обвиняемых бизнесменов. И. о. директора департамента информации и связей с общественностью ТПП Сергей Небренчин считает, что сейчас под «коррупционный удар» попадает малый и средний бизнес: он нередко просто вынужден «договариваться», поскольку на квалифицированную защиту не имеет средств. 

Накануне заседания правления ТПП интервью нашему журналу дал директор департамента экономической безопасности и противодействия коррупции Николай ГЕТМАН. 

Цена опроса

– Николай Иванович, в ТПП недавно появилось новое структурное подразделение – департамент экономической безопасности и противодействия коррупции. Это реакция на утвержденный президентом Национальный план? 

– Ну, вряд ли можно говорить о новом структурном подразделении – с 2002 года существует департамент экономической безопасности. Тема противодействия коррупции в сфере малого и среднего бизнеса всегда была одной из приоритетных в нашей деятельности. Просто руководство ТПП пришло к выводу, что сейчас невозможно эффективно противодействовать коррупции без активного участия всего предпринимательского сообщества. Это нашло отражение в дополнительных задачах, которые сегодня поставлены перед департаментом.
Напомню, что в 2006 году V Съезд ТПП РФ предложил разработать предложения по совершенствованию действующего законодательства с точки зрения противодействия коррупции. В июне 2008 года, еще до появления «Национального плана по противодействию коррупции», прошло заседание правления ТПП, где главным вопросом было противодействие коррупции в экономической сфере. Так что упрек в том, что мы торопимся «взять под козырек», мы не принимаем.

– Тогда такой вопрос: почему федеральная власть разрабатывает такие масштабные меры по борьбе с коррупцией?

– Потому что у нас масштабы распространения коррупции вызывают очень серьезную тревогу в обществе. И, прямо скажем, оснований для нее больше чем достаточно. Есть такая авторитетная международная организация «Трансперенси Интернэшнл», которая каждый год оценивает так называемый индекс восприятия коррупции в разных странах. Согласно их рейтингу, Россия входит в число наиболее коррумпированных стран Европы – 126-я позиция (из 158) в 2005 году, 121-я (из 163) в 2006 году, 143-е место (из 179) в 2007 году и, наконец, 147-е (из 180) в 2008 году. Улавливаете тенденцию?

Или вот, например, орган Совета Европы по борьбе с коррупцией «ГРЕКО», в его работе Россия участвует на государственном уровне. В докладе от 2 апреля 2008 года «ГРЕКО» констатирует: «Коррупция в России не ограничивается только взяточничеством должностных лиц. Это явление связано с разложением власти, при котором служащие и иные лица, на которых возложены государственные функции, используют свои должностные полномочия в корыстных целях, направленных на личное обогащение или обогащение в интересах целой группы». Так что вполне закономерно, что государственная власть взялась искоренять коррупцию.

– Наверное, в том числе потому, что она несет угрозу экономической безопасности. 

– Это так. Но лично меня тревожит не только распространение коррупции в экономике. Она всюду. Возьмем хотя бы сферу образования. Полно примеров, когда за поступление в вузы берут взятки – десятки тысяч долларов. Причем речь идет как о бюджетных, так и коммерческих отделениях. Распространяется практика сдачи семестровых экзаменов в вузах за взятки. Если так дальше пойдет, лет через десять во всех важнейших сферах управлять страной будут безграмотные специалисты. И если молодежь будет считать, что все продается и покупается, то как рассчитывать на позитивную жизненную мотивацию?

– В сентябре ВЦИОМ проводил на эту тему опрос в 42 регионах. Так вот: 74% респондентов заявили, что степень коррупции в стране является высокой и очень высокой.

– Знаете, здесь не все выглядит так однозначно. Мы проводим в регионах собственные социологические опросы. В этом плане есть весьма интересные данные, которые показывают, что не редко средства массовой информации грешат преувеличениями. Так, по инициативе Саратовской ТПП проведены исследования среди представителей малого бизнеса. Анонимное анкетирование показало: 8,5% предпринимателей непосредственно сталкивались с необходимостью выплаты «отката»; 11% – сталкивались опосредованно; 32,5% слышали о подобном явлении и 48% респондентов не знают о подобных фактах 

В ноябре 2007 года в Саратове разработали методику определения уровня коррупции, и в шести районах области провели исследование. Причем опрашивали предпринимателей, госслужащих и рядовых граждан. Выяснилось, что чаще всего с фактами коррупции люди сталкиваются при лечении в больнице (23%) и медобслуживании в поликлинике (21,5%), при поступлении в вуз (21,25%) и обучении в вузе (19,75%), при получении справок в учреждениях (11,9%), оформлении права на земельный участок (11,3%), рассмотрении дел в судебных инстанциях (11,35%) и решении вопросов в районной администрации (11%).

Авторы исследования пришли к выводу, что такое явление, как «откат», по мнению 48% предпринимателей, не является «достаточно распространенным». А если сюда добавить 32,5% тех, которые о взятках и подкупах со стороны чиновников только «слышали», то получается, что почти 80% респондентов совсем не уверены в том, что коррупция насквозь пронизывает все структуры общества в Саратовской области. 
Тем не менее даже если 20% предпринимателей сталкиваются в своей профессиональной деятельности с фактами коррупции, то это все равно очень много. Даже такая цифра свидетельствует, что лечение этого злокачественного образования является задачей государственной важности.

В переводе с итальянского 

– Николай Иванович, коррупция есть везде. Что толку бороться, если эта проблема неискоренима?

– Да, коррупция поражает все государства, даже самые развитые. По данным Всемирного банка, в 2006 году общая сумма взяток в мире превысила 1 триллион долларов. Вообще в условиях либерального рынка, когда государство устраняется от регулирования экономики, коррупция не редко становится реальной угрозой национальной безопасности. Это случается, когда размеры взяток предпринимателей государственным чиновникам и криминалу начинают превышать размер получаемой ими прибыли. По достижении такой «красной черты» национальная экономика впадает в ступор, а затем она вваливается в кризис. Но в мире есть и опыт успешной борьбы с этим злом.

– Вы можете привести такие факты?

– Вот, например, в США в 1930-е годы президент Рузвельт справился с коррупцией чисто экономическими методами. А на рубеже 1960–1970-х годов с коррупцией в Америке решили бороться с помощью спецслужб. В рамках операции «Шейх и пчела» агенты ФБР внедрялись в коррупционные сети под видом посредников арабских миллионеров и предлагали госслужащим и конгрессменам большие взятки. Тогда только за один год было уволено свыше 200 крупных чиновников. Но только такими методами победить коррупцию американцы не смогли. В сентябре 2008 года масштабы взяточничества достигли такого уровня, что правительство США было вынуждено вновь начать масштабную атаку против компаний, использующих взятки для продвижения своих интересов.

– Выходит, сколько не борются, все без особого толку, мало что получается…

– Ну почему? Достаточно успешный опыт борьбы с коррупцией имеет Италия, где в 1992–1993 годах провели теперь уже знаменитую операцию «Чистые руки». Там государство задействовало все возможные инструменты: приняли поправки к уголовному и процессуальному кодексам, расширили права судебных и правоохранительных органов и спецслужб. Вся информация о действиях против коррупционеров немедленно становилась достоянием гласности. За короткий период были возбуждены уголовные дела против 22 тысяч чиновников и взяткодателей.

За один только июнь 1992 года арестовали более 700 человек. В ряд провинций были направлены воинские силы. Высшая исполнительная власть страны создала специальное центральное ведомство по борьбе с коррупцией из 3 тысяч сотрудников. Кроме того, был назначен специальный прокурор с особыми полномочиями. Был принят специальный закон о борьбе с мафией, который облегчал проведение арестов и следствия, предусматривал ужесточение наказаний за подкуп политиков и разрешал амнистировать раскаявшихся преступников, давших важные показания для следствия.


– Вы считаете, что борьба с коррупцией в Италии принесла успех благодаря силовым структурам? 

– Не только. Вот что говорит бывший глава итальянского Комитета по борьбе с коррупцией Антонио Ди Пьетро, сыгравший ключевую роль в борьбе с коррупционерами: «Операция «Чистые руки» имела успех потому, что к началу 1990-х годов в стране сложились уникальные условия. Прежде всего, народ устал от коррупции и с одобрением воспринимал наши действия». 

Сейчас, конечно, коррупция в Италии не исчезла, но характер ее изменился. Масштабы, скажем так, вошли в цивилизованные нормы, мафиозные явления в виде убийств судей и прокуроров отошли в прошлое, сам чиновничий класс заметно очистился.
 

Преодолеть законодательную чересполосицу

– Как вы считаете, в чем причины коррупции как масштабного явления?

– Наверное, причины кроются в человеческой природе. Но у нас существуют, на мой взгляд, и объективные вещи. Россия все еще переживает смену общественного строя, переход от административно-командной системы к рыночной экономике. Этот переход создал множество «белых пятен»» в законодательной сфере. Наиболее остро это проявляется в сфере соприкосновения (а правильнее было бы сказать – столкновения) малого и среднего бизнеса с чиновничьим аппаратом. На всех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном. 

Наше общество было вынуждено очень быстро менять нормативную основу экономических отношений. Это обстоятельство привело к законодательной чересполосице. И, несмотря на то, что прошло уже почти 20 лет, законодательная база в сфере экономики все еще находится в стадии становления. До сегодняшнего дня в ряде случаев наряду с новыми правовыми актами все еще действуют нормы советского времени.

– А новые реформаторские законы в этом отношении разве лучше?

– К сожалению, далеко не всегда. Корни коррупции в экономике – в созданной в 1990-е годы законодательной базе. Это, например, выражается в том, что в распоряжении предпринимательского класса фактически нет четко прописанных законодательных норм взаимодействия с государственными исполнительными органами. Нет таких механизмов и у предпринимательских объединений.

Образно говоря, на стыке отношений бизнеса и чиновничьего класса, особенно на региональном и муниципальном уровнях, возникает вольтовая дуга. Это продуцирующая коррупцию зона, метастазы которой проникают во все сферы. Именно здесь возник феномен тесно связанного с коррупцией так называемого рейдерства – противоправного поглощения чужой собственности. Это явление дестабилизирует деловую атмосферу, подрывает социальную стабильность общества. Как точно заметил президент Дмитрий Медведев, «рейдерство – это, по сути, реликт непростых отношений 1990-х годов».

– Из нарисованной вами картины начинает казаться, что нам коррупцию не изжить. 

– Полной и окончательной победы быть действительно не может. Но мировой опыт показывает, что вполне реально радикально ограничить масштабы ее распространения, ввести ее в рамки контролируемого процесса. Помните, что сказал по этому поводу известный борец с коррупцией в Италии Ди Пьетро? Такой успех и у нас вполне возможен. Проявление политической воли руководителей государства и заинтересованность гражданского общества способны обеспечить победу над этим злом. 

Но борьба с коррупцией должна быть системной. Социологические опросы показывают, что народ в массе своей считает, что борьба с коррупцией – дело в первую очередь правоохранительных органов. Люди часто требуют чуть ли не головы рубить коррупционерам. Конечно, правоохранительные органы должны делать свое дело, и чиновников-мздоимцев нужно наказывать примерно, вплоть до полной конфискации имущества у ближайших родственников. Но одними карательными мерами проблемы не решить. 

Я считаю, что прежде всего должна быть проведена «чистка» законодательства. Имею в виду проверку правовых актов – несут ли их нормы коррупционную составляющую? И, конечно, надо всеми возможными способами защищать от коррупции предпринимателей, в особенности малого и среднего бизнеса. Мы в ТПП РФ хорошо это понимаем и именно на этом поле стремимся работать активно и направленно.


Беседовал Владимир КУЗНЕЧЕВСКИЙ


Accelerated with Web Optimizer