Противоречие между величием природы и убожеством созданного человеческими руками на Камчатке особенно очевидно. Именно этот контраст поразил президента Дмитрия Медведева во время недавней поездки по российскому Дальнему Востоку.
Местные жители тем более знают: еще несколько лет хозяйствования в том же духе, и Россия просто потеряет этот богатейший край.
Литр автомобильного топлива в Петропавловске-Камчатском стоит на 10 рублей дороже, чем в Москве. Толщину снежного покрова камчадалы измеряют в метрах. Поэтому нормальный автомобиль для этих мест – «крузак», «Тойота Лэнд Крузер» с мощным и прожорливым двигателем.
Здесь на огромной территории живет всего 300 тыс. человек. Только младшие школьники верят, что Камчатка – полуостров. Любому взрослому тут понятно: никакого «полу» нет. Это остров, напрочь оторванный от большой земли дороговизной авиабилетов и бедностью большинства обитателей.
80% доходной части бюджета связано с рыбой. Это значит, что жизнь и смерть островитян зависят не только от танкера с мазутом, но и от таких почти неуправляемых факторов, как количество горбуши, кеты, нерки, подошедших на нерест. Или от степени лютости пограничников на промысле минтая. В прошлом году они во время путины поставили к причальной стенке два десятка рыбацких пароходов за разные нарушения. В результате казна недополучила налогов, а рыбаки – зарплаты. Прокуратура признала действия «зеленых фуражек» неправильными, но рыба уже уплыла.
Камчатка – заманчивый кусок. Вокруг половина рыбных запасов России. Если не больше. Только в одну – самую рыбную в мире – реку Озерную каждый год заходит лосося на 300 млн. долларов. А всего лососевых рек тут больше 2,5 тыс. К тому же разведаны нефть и газ.
Вместо социального контроля происходит уничтожение. С газом и нефтью, когда начнут добывать как следует, будет то же самое. В этом мало кто сомневается.
Очевидно, понимая остроту проблемы, президент Дмитрий Медведев во время поездки в Петропавловск-Камчатский устроил публичную выволочку за социально-экономические проблемы края. Кому? За столом сидели и исподлобья поглядывали друг на друга местные чиновники и несколько федеральных министров. Явно неготовые принять критику на свой счет. Наверняка у каждого были заготовлены свои «объективные» объяснения сложившейся ситуации, из которых в итоге следует, что ничего изменить невозможно.
Возьмем минтай. Это основа рыбного богатства: треть всего улова в стране. Пойманную рыбу можно сразу переправлять на экспорт. Из 800 тыс. тонн минтая только 270 тыс. тонн попадают на наш берег. Остальная рыба идет в Японию, Корею, Китай. Бюджет России получает (если получает) сущие гроши. Чтобы изменить эту порочную практику и вернуть доходы, правительство год назад провело через парламент поправки к закону «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», в соответствии с которыми с 1 января 2009 года все уловы из 200-мильной зоны рыбакам придется оформлять на российской таможне. То есть сначала приходить с уловом домой, а уж потом решать, куда продавать. Одна загвоздка: на Камчатке нет перерабатывающих и морозильных мощностей, чтобы принять хотя бы десятую долю добытой рыбы.
С начала 2009 года начнет действовать федеральная целевая программа развития рыбохозяйственного комплекса и холодильники построят. Но что дальше? В стране нет покупателей на здешнего минтая, потому что он слишком дорог. Проблема даже не в том, что 85% российской рыбы сосредоточено на востоке страны, а 85% едоков – на западе.
Главная беда – всевластие розничных торговцев на всей территории.
Для сведения: в Японии установлена предельная наценка на рыбный товар – 6%. Поэтому морепродуктов в Стране восходящего солнца едят больше, чем где-либо в мире – они там доступны любому кошельку.
У нас проект закона об основах государственного регулирования торговой деятельности разработан год назад. Однако глава, где устанавливались предельные наценки на социально значимые продовольственные товары, очень не понравилась сетевым торговцам. В итоге прошлой весной регулирование торговли было поручено… Минпрому.
После чего проект закона еще на один день всплыл на сайте ведомства и исчез из поля зрения. А департамент регулирования внутренней торговли, который должен продвигать документ в парламент, возглавил бывший исполнительный директор Ассоциации сетевых торговцев. Какие изменения произойдут в законопроекте теперь, легко догадаться.
Ресурсы для развития Камчатки скрыты как раз в диких доходах торговли. Часть их можно было бы, установив предельную наценку на уровне хотя бы 15% (мы же не японцы, в конце концов), отдать покупателям. Тогда мы определенно стали бы есть больше рыбы. При цене в 55 рублей за килограмм она будет вне конкуренции на рынке белковых продуктов. Увеличение объемов потребления потребует от бизнеса развития переработки. То есть увеличения налоговых выплат. И создания новых рабочих мест.
Судя по вояжу президента на Дальний Восток, власть озабочена развитием окраинных регионов страны. Однако без ограничения аппетитов торговцев все усилия, направленные на наведение порядка в отрасли, увеличение потребления рыбы и подъем экономики портовых городов, не дадут ровным счетом никакого результата.
Михаил Чкаников, спецкор