ЕЩЁ НОВОСТИ

Как едят минтай

Почему Камчатка живет хуже, чем Япония? Вопрос к продавцам рыбы

Противоречие между величием природы и убожеством созданного человеческими руками на Камчатке особенно очевидно. Именно этот контраст поразил президента Дмитрия Медведева во время недавней поездки по российскому Дальнему Востоку. 

Местные жители тем более знают: еще несколько лет хозяйствования в том же духе, и Россия просто потеряет этот богатейший край. 
Литр автомобильного топлива в Петропавловске-Камчатском стоит на 10 рублей дороже, чем в Москве. Толщину снежного покрова камчадалы измеряют в метрах. Поэтому нормальный автомобиль для этих мест – «крузак», «Тойота Лэнд Крузер» с мощным и прожорливым двигателем. 

Здесь на огромной территории живет всего 300 тыс. человек. Только младшие школьники верят, что Камчатка – полуостров. Любому взрослому тут понятно: никакого «полу» нет. Это остров, напрочь оторванный от большой земли дороговизной авиабилетов и бедностью большинства обитателей.

Летом слетать в Москву и обратно можно за 30 тыс. рублей. Примерно столько в месяц зарабатывают во время путины рабочие на переработке рыбы. Но месяцев таких от силы три в году. Остальное время работы нет. Уплыть с Камчатки тоже нельзя: морвокзал в Петропавловске выглядит как после бомбежки. Говорят, еще в бытность президентом Владимир Путин поручил восстановить. Ничего не сделали. Потому что возить народ морем на материк дорого и долго. 

80% доходной части бюджета связано с рыбой. Это значит, что жизнь и смерть островитян зависят не только от танкера с мазутом, но и от таких почти неуправляемых факторов, как количество горбуши, кеты, нерки, подошедших на нерест. Или от степени лютости пограничников на промысле минтая. В прошлом году они во время путины поставили к причальной стенке два десятка рыбацких пароходов за разные нарушения. В результате казна недополучила налогов, а рыбаки – зарплаты. Прокуратура признала действия «зеленых фуражек» неправильными, но рыба уже уплыла.

При этом Камчатка – щит и меч России на Востоке. Тут база атомного подводного флота, с аэродромов (по крайней мере во время учений) взлетают боевые самолеты. О том, зачем все это нужно, напомнили события в Грузии. Нашу страну проверили на прочность с Юга. Где гарантия, что в следующий раз чего-нибудь похожего не произойдет на Востоке?

Камчатка – заманчивый кусок. Вокруг половина рыбных запасов России. Если не больше. Только в одну – самую рыбную в мире – реку Озерную каждый год заходит лосося на 300 млн. долларов. А всего лососевых рек тут больше 2,5 тыс. К тому же разведаны нефть и газ.

Такие богатства силами только армии и флота уберечь невозможно. Здесь люди должны жить – работать и приглядывать за каждой сопкой, каждой речной излучиной, обихаживать их. А они сейчас заняты как раз обратным: браконьерят, чтобы выжить. Считается, что нелегальные уловы составляют треть от официальных. Но они значительно больше. Вот результат: камчатского краба за 10 лет стало меньше в 10 раз. Исчезает чавыча.

Вместо социального контроля происходит уничтожение. С газом и нефтью, когда начнут добывать как следует, будет то же самое. В этом мало кто сомневается. 

Очевидно, понимая остроту проблемы, президент Дмитрий Медведев во время поездки в Петропавловск-Камчатский устроил публичную выволочку за социально-экономические проблемы края. Кому? За столом сидели и исподлобья поглядывали друг на друга местные чиновники и несколько федеральных министров. Явно неготовые принять критику на свой счет. Наверняка у каждого были заготовлены свои «объективные» объяснения сложившейся ситуации, из которых в итоге следует, что ничего изменить невозможно.

Однако это не так. Причина бедственного положения Камчатки – в серии нелогичных, если не сказать дурацких решений, принятых за последние годы именно на федеральном уровне.

Возьмем минтай. Это основа рыбного богатства: треть всего улова в стране. Пойманную рыбу можно сразу переправлять на экспорт. Из 800 тыс. тонн минтая только 270 тыс. тонн попадают на наш берег. Остальная рыба идет в Японию, Корею, Китай. Бюджет России получает (если получает) сущие гроши. Чтобы изменить эту порочную практику и вернуть доходы, правительство год назад провело через парламент поправки к закону «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», в соответствии с которыми с 1 января 2009 года все уловы из 200-мильной зоны рыбакам придется оформлять на российской таможне. То есть сначала приходить с уловом домой, а уж потом решать, куда продавать. Одна загвоздка: на Камчатке нет перерабатывающих и морозильных мощностей, чтобы принять хотя бы десятую долю добытой рыбы. 

С начала 2009 года начнет действовать федеральная целевая программа развития рыбохозяйственного комплекса и холодильники построят. Но что дальше? В стране нет покупателей на здешнего минтая, потому что он слишком дорог. Проблема даже не в том, что 85% российской рыбы сосредоточено на востоке страны, а 85% едоков – на западе.

Главная беда – всевластие розничных торговцев на всей территории.

Проследим, как растет цена рыбы по мере продвижения к тарелке потребителя. Рыбаки продают минтая во Владивостоке по 31 рублю за килограмм. Перевозка рыбы до Москвы, по данным крупнейшей транспортной компании, обходится сейчас в 5,56 рубля за килограмм – значительно дешевле, чем утвержденные государством тарифы. Крупнооптовые компании берут с каждого килограмма 1–2 рубля. Получается, что в Москве минтая оптом можно купить за 38–40 рублей за килограмм. А средняя розничная цена на уровне 88 рублей за килограмм, то есть примерно как неразделанная курятина. Получается, больше половины денег кладут в карман розничные торговцы и мелкие оптовики.

Для сведения: в Японии установлена предельная наценка на рыбный товар – 6%. Поэтому морепродуктов в Стране восходящего солнца едят больше, чем где-либо в мире – они там доступны любому кошельку. 

У нас проект закона об основах государственного регулирования торговой деятельности разработан год назад. Однако глава, где устанавливались предельные наценки на социально значимые продовольственные товары, очень не понравилась сетевым торговцам. В итоге прошлой весной регулирование торговли было поручено… Минпрому.

После чего проект закона еще на один день всплыл на сайте ведомства и исчез из поля зрения. А департамент регулирования внутренней торговли, который должен продвигать документ в парламент, возглавил бывший исполнительный директор Ассоциации сетевых торговцев. Какие изменения произойдут в законопроекте теперь, легко догадаться.

Ресурсы для развития Камчатки скрыты как раз в диких доходах торговли. Часть их можно было бы, установив предельную наценку на уровне хотя бы 15% (мы же не японцы, в конце концов), отдать покупателям. Тогда мы определенно стали бы есть больше рыбы. При цене в 55 рублей за килограмм она будет вне конкуренции на рынке белковых продуктов. Увеличение объемов потребления потребует от бизнеса развития переработки. То есть увеличения налоговых выплат. И создания новых рабочих мест.

Судя по вояжу президента на Дальний Восток, власть озабочена развитием окраинных регионов страны. Однако без ограничения аппетитов торговцев все усилия, направленные на наведение порядка в отрасли, увеличение потребления рыбы и подъем экономики портовых городов, не дадут ровным счетом никакого результата.


Михаил Чкаников, спецкор
Accelerated with Web Optimizer