ЕЩЁ НОВОСТИ

После Путина

Болевые точки амбициозной программы развития страны до 2020 года

Александр ПРОЦЕНКО

Итак, в России новый президент. Дмитрий Медведев входит в Кремль под разговоры о преемственности курса и важности стабильности во всех сферах бытия. Но вот что характерно: и уходящий на пике политического успеха Путин, и вновь избранный глава государства признают – в экономической стратегии срочно необходимы самые крутые повороты. 

Сон в зимнюю ночь

Мечтать – занятие донельзя приятное: закроешь глаза, расслабишься на минуточку – и вот уже на дворе 2020 год, когда Россия войдет в число мировых технологических лидеров и мировых финансовых центров, производительность труда в основных секторах экономики вырастет как минимум четырехкратно, страна станет максимально комфортной для привлечения инвестиций и ведения бизнеса, лучшей по возможностям для карьерного роста, уровень смертности сократится в 1,5 раза, а продолжительность жизни, наоборот, вырастет до 75 лет. И, как квинтэссенция, средний класс достигнет 60%, а может быть и 70% от численности населения…

Именно такое будущее пообещал нам Владимир Путин 8 февраля на так называемом расширенном заседании Госсовета, изложив программу «Большого скачка»: ускоренную (за 12 лет!) модернизацию экономики с переходом от преимущественно «сырьевой» модели – к инновационной. Безэтого, заявил лидер России последних лет, «мы не добьемся необходимого прогресса в повышении качества жизни российских граждан», «не сможем обеспечить ни безопасность страны, ни ее нормальное развитие, подвергнем угрозе само ее существование».

Впрочем, было не очень понятно, в каком качестве выступил на сей раз Владимир Путин. Как уходящий президент? Но почему не упомянул преемника, на которого взваливает этакую сверхтяжкую ношу? Как будущий премьер? Однако он ставил задачи не только правительству, но и депутатам, бизнесу, даже общественности – словом, всей стране. Да и предполагаемая миссия столь малоподъемная, что может загнать в угол даже Путина с его рейтингами популярности – а это в планы Владимира Владимировича уж точно не входит. Напротив, он во всех своих последних выступлениях давал понять, что собирается еще очень долго пребывать на вершинах российской власти – независимо от того, где будет располагаться его кабинет: в Кремле, Белом доме или вдругих столичных окрестностях. В общем, политологи, поспорив, окрестили это «первым выступлением национального (духовного) лидера». А что? Последние год-полтора вся страна примеряла Путину этот статус. А из Кремля прошла «утечка»: премьер-министром в предстоящий сложнейший период очень может стать Алексей Кудрин…

Пропасть или взлет?

Ничто не возникает из ничего – нынешний путинский «экспромт» уже достаточно давно готовился в Минэкономразвития спецгруппой под руководством замминистра Андрей Клепача.

В подготовленном экономистами сценарии было намного меньше амбициозности, но больше здравого смысла. Например, значительно скромнее выглядели цифры роста производительности труда, ибо нынешние показатели – 4–5% в год – обещают к 2020 году не четырехкратный скачок, а лишь полуторную прибавку.

Но затем министерский доклад подвергся «высочайшей правке», приобретя требуемую масштабность и воспарив над скучной обыденностью.

Более подробный и детальный вариант его озвучил Дмитрий Медведев на Красноярском экономическом форуме, после чего, естественно, новый план стал и новой программой партии («Единая Россия» всячески подчеркивает свою причастность к подготовке вдохновляющего доклада и отгоняет политических конкурентов, желающих тоже одобрить «планы Путина – планы народа»), и новыми основными направлениями развития народного хозяйства – на 2,5 пятилетки сразу.

План, безусловно, очень нужный, имеющий самое прямое отношение к экономической безопасности страны: Россия действительно «выжала» все возможное из сценария сырьевого развития, нам срочно нужно двигаться дальше, формируя национальную инновационную систему на основе трех компонентов: развития базовых для России секторов экономики, включая глубокую переработку природных ресурсов, масштабной модернизации существующих производств и развития новых секторов глобальной конкурентоспособности в высокотехнологичных отраслях – авиакосмической, судостроении, энергетике и т.д.

Увы, эти же (или очень схожие) цели не раз ставились перед экономикой и российским обществом все эти годы – достаточно просмотреть ежегодные послания президента Федеральному Собранию РФ. Но к их достижению мы практически не приблизились. А теперь делать это придется в очень неблагоприятных условиях. Послушаем хотя бы мнение на сей счет Анатолия Чубайса (в чем-чем, а в трезвомыслии ему не откажешь):

Уже очевидно серьезное замедление темпов роста мирового ВВП. Очевидно, тот процесс растянется на 3–4 года. Отсюда – существенное, а возможно, радикальное ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры для России. Почти железобетонно: произойдет снижение цен на сырьевые товары, основу российского экспорта. То есть исчезает мотор роста…

Но это – взгляд из Москвы. А есть еще иостальная Россия.

Столица, дай порулить!

В регионах настроения иные: здесь поднакоплены и силы, и средства, а главное – есть желание догнать в развитии хотя бы Москву. К примеру, Красноярский край по инвестиционному росту уже несколько лет подряд превышает общероссийские темпы вдвое.

– Существенным аспектом для нас является то, что современная система межбюджетных отношений стимулирует регионы не к сырьевому способу развития, потому что «сырьевые» налоги расщепляются со значительной доминантой в сторону федерального бюджета, а к развитию продуктов с максимальным уровнем переработки, – говорит губернатор края Александр Хлопонин. – Поэтому даже в наших производственных комплексах, имеющих сырьевое ядро, например в Нижнем Приангарье, мы стараемся доводить проект до уровня производства конечной продукции. В лесопромышленном комплексе – делать крупные лесоперерабатывающие предприятия, в металлургии – доходить до уровня металлов, не останавливаясь на концентрате, в нефтегазовой сфере – обязательно достраивать проекты освоения месторождений химическими комплексами…

По объему инвестиций в основной капитал Красноярский край давно входит вчисло регионов-лидеров: из 304 крупнейших российских инвестпроектов 15 реализуются в этом сибирском регионе, что составляет 8% от общего объема. А по объемам заявленных крупных инвестпроектов до 2020 года Красноярский край входит впервую пятерку регионов страны.

У сибиряков появился вкус к реализации комплексных проектов, которые уже стали своего рода «асимметричным ответом» высочайшему темпу экономического развития, демонстрируемому странами Юго-Восточной Азии, прежде всего Китаем. Для дальнейшего ускоренного развития им требуется больше самостоятельности, больше прав.

– Предел эффективности той централизации, которая по объективным причинам происходила последние восемь лет, во многом преодолен, – говорит Хлопонин. – Такая большая страна, как Россия, не может развиваться по унитарному принципу. И, конечно же, необходим четко выверенный по темпу период передачи части полномочий, связанных с экономическим развитием, от федерации субъектам. Наверное, начинать этот процесс разумно с регионов – лидеров экономического развития, которые доказали, что способны успешно справиться с этими полномочиями. Нас в ближайшие лет десять ждет период, который называется во всех странах мира, анализирующих свою региональную политику, периодом конкурентного федерализма, то есть роста конкуренции регионов по всем типам ресурсов развития. Если мы не хотим локализовать этот процесс в рамках Садового кольца ипредставлять его исключительно как гонки регионов за деньгами федерального бюджета, а хотим какой-то другой конкуренции от регионов, то на региональный уровень надо спускать соответствующие полномочия и связанное с ними финансирование…

В ответ: всех по зонам!

Министр регионального развития РФ Дмитрий Козак эту проблему видит несколько иначе. Он согласен с необходимостью «максимального делегирования полномочий, прежде всего в экономической сфере, на региональный уровень с тем, чтобы можно было у соответствующего руководителя региона, муниципалитета спросить за конечный результат: инвестиционный климат, рост экономики, доходов в региональный бюджет». Но построенная в России система распределения налогов между уровнями бюджетной системы приводит к тому, что регионам остается в 1,5–3 раза меньше средств из того объема, что на них зарабатывается. А потому губернаторы зажаты втиски вечно дефицитных бюджетов, которых катастрофически не хватает для полноценного развития и вынуждены постоянно кланяться центру, выпрашивая денег на реализацию своих проектов.

Выход из этого тупика Дмитрий Козак видит в «новом переделе» России – прежде всего экономическом: поделить страну на 7–10 экономических зон, максимально расширить сферу ответственности губернаторов в экономической сфере, а также выделять из инвестфонда средства на финансирование местных инфраструктурных проектов.

– В результате сравнения территорий пообщим преимуществам мы выходим на 7–10 макрорегионов, которые имеют общие экономические признаки и в которых можно выстраивать специфическую

политику, имея в виду прогнозы по долго-срочному развитию этих регионов, – отметил министр. По словам Козака, речь не идет об изменении административных границ регионов, их укрупнении, слиянии и т.д. Более того: у новых экономических объединений не будет конкретных границ. За основу, конечно, будут взяты существующие федеральные округа, но совпадать с ними экономические макрорегионы не должны. Хотя бы для того, чтобы у имеющихся президентских полпредов не было соблазна поруководить экономикой отведенного ему «удела».

Новые образования, по задумке Козака, должны помочь возрождению депрессивных регионов, ибо они окажутся в одной упряжке с регионами-донорами. «Разница между уровнем развития наиболее бедных и наиболее обеспеченных регионов по развитию ВВП составляет 35 раз, по уровню безработицы – 29 раз, по объему инвестиций в основной капитал – 158 раз», – констатирует министр, считая этот фактор одной из самых серьезных бед нашей экономики.

Какие-то территории, имеющие для страны геополитическое значение, придется развивать путем установления особых условий налогового, таможенного и тарифного регулирования для создания благоприятного режима привлечения инвестиций. Вкачестве примера министр привел регионы тихоокеанского побережья России. Но оговорился, что делать это следует осторожно, чтобы территории-льготники «не превратились в черную дыру для российской экономики», как это уже неоднократно случалось в нашей новейшей истории.

Впрочем, чрезмерный чиновничий контроль над бизнесом в нашей стране зачастую грозит еще большими бедами.

Коррупция – мать порядка?

По уровню воровства среди чиновников Россия за последние годы откатилась на одно из худших мест в мире – в рейтинге Transparency International мы теперь занимаем 143-ю позицию (в 2000 году находились на 82-м месте). Есть эксперты, которые на полном серьезе утверждают: коррупция осталась чуть ли не единственным и главным элементом, хоть как-то связывающим хозяйствующие субъекты – этакая «мать порядка». Но это слишком уж экзотическая даже для России теория. А вот что признает уходящий президент: «Что делают центральные федеральные органы на местах, в территориях, при поддержке территориальных и местных органов, – это просто ужас. До сих пор ведь невозможно месяцами начать собственное дело. В каждое учреждение нужно ходить со взяткой: кпожарным, к санитарам, к гинекологам, ккому только ни нужно ходить, ужас какой-то!» Коррупцию Путин назвал и отвечая на вопрос о главных проблемах, которые не удалось решить за его 8-летку. Единодушие в этом со своим предшественником продемонстрировал и Дмитрий Медведев. В общем, понимание проблемы есть на самом высоком уровне. Нет только результата.

Согласитесь, эта констатация Путина звучит как приговор его же амбициозным планам: «Сегодняшний госаппарат является в значительной степени забюрократизированной, коррумпированной системой, не мотивированной на позитивные изменения, а тем более на динамичное развитие…»

В этом месте хочется спросить будущего премьер-министра (или, если хотите, национального лидера, русского Дэн Сяо Пина): аесть ли другие кандидатуры? Где? Кто?

Назовите, так сказать, адреса, пароли, явки. Длинная ли у вас «скамейка запасных»? Ведь речь идет не только о федеральных управленцах, но и о топ-менеджменте российской экономики: как известно, нынешние высшие федеральные чиновники по совместительству являются еще и председателями или членами советов директоров крупнейших российских компаний и в этом качестве управляют почти половиной отечественной индустрии (рыночная стоимость принадлежащего государству портфеля акций в 2007 году достигла 469 млрд. долларов – 40% капитализации фондового рынка страны). Дмитрий Медведев уже высказался о необходимости законодательно запретить чиновникам входить в число управленцев бизнес-структурами, но пока здесь никаких перемен не предвидится. Обнародованные на днях списки правительственных назначенцев в советы директоров госкомпаний (по закону об акционерных обществах все они должны быть переизбраны до 30 июня 2008 года) пестрят все теми же лицами: замглавы администрации Игорь Сечин снова будет рулить «Роснефтью», помощник президента Виктор Иванов – «Аэрофлотом» и концерном ПВО «Алмаз-Антей», другой помощник Игорь Шувалов – Объединенной авиакорпорацией и, похоже, «Совкомфлотом», еще один помощник Сергей Приходько – корпорацией «Техническое военное вооружение» и АКХ «Сухой»…

Кстати: сегодня в России доля среднего класса оценивается в 20% населения. И эксперты утверждают: российское чиновничество составляет не менее двух третей этих «середняков». А это означает ущербность, неустойчивость, уязвимость нашего и без того немногочисленного и задолбанного совсех сторон среднего класса.

Соревнование двух систем

Впрочем, не исключено, что реализация нового плана развития страны подтолкнет еще лишь нарождающуюся в стране тенденцию «соревнования двух систем»: государственного и частного бизнеса.

Конечно, в большинстве случаев это будет неравная борьба. Скажем, после создания государством корпорации «Роснанотех», получившей из бюджета 130 млрд. рублей, Михаил Прохоров и его группа «ОНЭКСИМ» объявили о намерении вложить 100 млн. долларов в развитие отечественных наукоемких производств. Деньги пойдут на строительство научно-технического комплекса «Старопетровский», где будут проводиться исследования в области нанотехнологий. Идея проекта, по задумке Прохорова, – создать единую, большую и успешную команду из ученых, финансистов, инженеров, которые, работая вместе, пройдут всю цепочку, от разработки до внедрения и вывода продукта на рынок. Планируется, что первые проекты будут связаны с разработкой катализаторов и композитных материалов.

Одновременно компания Олега Дерипаски «Базовый элемент» объявила о создании собственного научно-технического центра. В ближайшее время центр займется внедрением разработок ученых на более чем 80 предприятиях группы и развитием собственных венчурных проектов.

Правда, мировой опыт показывает, чтолучшие изобретения делаются не большими корпорациями в крупных благоустроенных центрах, а небольшими группами энтузиастов в сараях и гаражах. Но в России малый бизнес в подавляющем большинстве даже и не помышляет о высоких технологиях, перебиваясь с пирожков на квас и пиво…

А Владимир Путин утверждал на Госсовете, что в России «нет ни одной серьезной причины, которая не позволила бы нам достичь поставленных целей, ни одной!»

СЛОВО ЭКСПЕРТУ

Михаил ДЕЛЯГИН, исполнительный директор Института прoблем глобализации

Какие вызовы стоят сегодня перед Россией?
России следует осознать себя частью русского мира. Да, сегодня страна сама по себе жизнеспособна экономически, прежде всего благодаря высоким ценам на нефть – спасибо Бен Ладену и американцам. Но Россия не может существовать как замкнутая административная территория. Чтобы сохраниться, найти свое место в глобальном противостоянии, мы должны стать лидерами русского мира и его символом. Как Китай является сегодня символом большого китайского мира, а Израиль является землей обетованной для евреев, рассеянных по всему миру. И у нас есть территории, где российское влияние потенциально колоссальное и где даже при незначительных усилиях можно получить огромный плюс. Это Кипр, Черногория, Лондон, некоторые районы Германии и Испании, а также США. Путь к лидерству длинный и не простой. Но если не будем ставить эту стратегическую цель, то не сможем решить более маленькие и простые задачи. По сути, сегодня речь о том, чтобы заново создать разрушенную цивилизацию и заново воссоздать нашу нацию.
Самое время вспомнить, что государство является единственным инструментом исторического творчества. В начале 90-х мы про это забыли, потому что так было выгодно заморским либералам – они представляли государство в виде пьяненького сторожа, который сидит перед распахнутыми воротами и позволяет правильным людям воровать. Сегодня другая крайность – ракетно-квасной патриотизм, существующий под девизом: «Государство – это мы и наши люди». Нам придется разбудить творческую природу. Вся экономическая политика должна быть подчинена интересам граждан страны. Для этого необходимы две вещи: восстановить социальную справедливость и уничтожить коррупцию.
Для начала должен быть гарантирован прожиточный минимум всем. Ни зарплата, ни пенсия не может быть меньше, потому что это экономическое выражение права на жизнь. Далее восстановление здравоохранения и образования. Я не против платных услуг, но здравоохранение и образование – это не услуги, а производство главной производительной силы в лице человеческого капитала. В наши головы упорно пытаются вдолбить мысль, что коррупция в России – это нечто национальное, вроде барыни и матрешек. Я утверждаю, что коррупцию можно ограничить до безопасного уровня. В нашей истории были периоды, когда это делалось как зверскими, так и вполне цивилизованными методами. Главное, чтобы было желание бороться с этим злом. Сейчас начинается этап модернизации. Идея давать государственные деньги на инфраструктуру, на развитие ключевых отраслей правильная. Но если не обеспечить контроль, то это значит стимулировать не модернизацию, а все ту же коррупцию. И последнее. Для национального согласия нужен компенсационный налог – с того, что крупные бизнесмены получили бесплатно в ходе приватизации. Причем лучше не в денежной, а в натуральной форме. Денег в казне сегодня хватает, к тому же поборы подорвут конкурентоспособность компаний. А налог в виде передачи государству и гражданам части акций успешного предприятия всех разумных людей устроит.

Accelerated with Web Optimizer