Пилюля к пилюле
26.12.2008, 16:55В лекарственном бизнесе большие рыбки активно поедают маленьких
Концентрация во всех трех составляющих фармацевтического рынка — производства, оптовой дистрибуции и розничных торговых сетей — небольшая. Ни в одной из ниш пока нет такого крупного игрока, который контролировал хотя бы половину рынка. Поэтому сделки M&A в этой области — явление обычное
ПОКА ПРОЦЕССЫ укрупнения активно проходят лишь в розничной торговле. В последнее десятилетие сформировалось несколько десятков частных торговых сетей, которые сейчас разрастаются путем поглощения конкурентов или посредством присоединения единичных «ничейных» аптек. Последняя крупная сделка произошла летом 2008 года: компания «Фармастор» (ТМ «Аптека доброго дня»; 100 розничных точек) завершила приобретение конкурентки — «Фармасити» (21 точка). До этого, в 2007 году, она приобрела харьковский «Софар» (пять аптек) и днепропетровскую «Карл-Торн» (три аптеки). До конца 2008-го крупнейшая национальная сеть планировала увеличиться еще на 40 аптечных маркетов, однако этому воспрепятствовал кризис в экономике. Он скорректировал планы многих торговцев, намеревавшихся в ближайшее время порядком расширить свой бизнес.
Так, о планах покупки нескольких десятков региональных аптек заявила группа «ТАС», которая приобрела в прошлом году фармсеть «Даша» (ее точки находятся в основном в Киеве и области). Но пока реализовать намерения не удалось. Компания «Ритейл Групп», владеющая сетью продуктовых супермаркетов «Велика Кишеня» и фарммаркетов «Велика аптека», в течение 2008–2011 годов планировала параллельно с открытием продуктовых магазинов наращивать свою аптечную сеть — в 1,5–2 раза ежегодно. Сейчас у холдинга около четырех десятков фарммаркетов, и их количество за последний год не росло декларируемыми темпами. Вряд ли будут реализованы планы крупного регионального игрока — компании «Мед-сервис Групп», контролирующей сеть из 150 аптек, расположенных преимущественно в Днепропетровской области. Через пять лет она намеревалась занять 10% рынка, нарастив свою сеть до семисот аптек.
Масштабная иностранная экспансия украинской аптечной рознице пока не светит. В 2007 году одна из крупнейших в России сетей «Ригла» начала работать по франчайзинговой схеме с «Евроаптекой» (пять точек в Киеве). Этим участие внешнего капитала на розничном рынке пока и ограничивается. У тех игроков, которые хотели бы что-то приобрести в Украине (в частности, российская сеть «36,6»), дела стали идти из рук вон плохо. По мнению директора по маркетингу исследовательской группы «Бизнес-кредит» Ирины Деревянко, иностранных покупателей сдерживает слабая структуризация украинской аптечной розницы. Инвесторы заинтересованы в покупке лидеров, контролирующих не менее 10% рынка, у нас же таковых практически нет, а те, которые претендуют на этот статус, пока не продаются.
А вот в оптовой дистрибуции степень консолидации участников рынка уже сравнительно высока. Пока доли ведущих пяти игроков колеблются в пределах 6–12%, но предполагается, что уже через год доли двух лидеров (СП «Оптима-Фарм» и ООО «БаДМ») достигнут 20%, а совокупный объем продаж первой пятерки увеличится с 60 до 75% от общеукраинского объема. Таким образом, оптовики являются довольно лакомым куском, в первую очередь для иностранных торговцев. Консультанты отмечают, что в последнее время все чаще поступают заказы от зарубежных фирм на проведение исследований фармрынка Украины. Это косвенно подтверждает заинтересованность инвесторов в приобретениях. В частности, в 2008 году один из крупнейших польских дистрибьюторов лекарств Polska Grupa Farmaceutyczna заявил о намерении купить одного из оптовых торговцев в Украине. В качестве претендентов рассматривались ведущие компании — «Артур-К», «Оптима Фарм», «Альба-Украина» и «БаДМ». Но пока каких-либо активных действий в этом направлении поляки не предпринимают.
Последние события вокруг днепропетровского «БаДМ» свидетельствуют о возможной скорой продаже этой структуры. В июне 2008 года Антимонопольный комитет Украины разрешил одному из венчурных фондов Citigroup заключить с владельцами «БаДМ» Александром Суходольским и Александром Дитятковским соглашение, в соответствии с которым украинские граждане обязуются в течение трех лет не осуществлять деятельность по оптовой торговле медицинскими и косметическими препаратами, предметами медицинского назначения и биоактивными добавками в Украине. Похоже на то, что украинцы собрались продать свою компанию, а покупатель хочет себя таким образом обезопасить от новых конкурентов.
Вал сделок M&A прогнозируется в ближайшее время в производственном секторе. Ведь для украинских фармзаводов настал период больших перемен — с начала 2009 года производство может осуществляться лишь на линиях, которые прошли международную сертификацию Good Manufacturing Practice (GMP). Такое требование соответствует нормативам ВТО, поэтому его установило государство.
Сейчас лекарства в Украине выпускают 140 предприятий. Из них требованиям GMP пока отвечают 24 производственных участка у 12 производителей. Разумеется, первая пятерка с задачей справилась. Но, по оценкам экспертов, более двух третей мелких компаний не найдут средств на внедрение GMP и будут вынуждены уйти из бизнеса. Их купят либо крупные предприятия (наиболее вероятные центры консолидации — корпорация «Артериум» и ЗАО «Дарница»), либо иностранцы. За последнее время зафиксировано всего одно приобретение, которое не повлияло на расстановку сил. В конце 2007 года крупнейший болгарский производитель Sopharma купил 75% акций уманского завода «Витамины» приблизительно за $10 млн. В остальном интерес западных компаний к украинскому рынку пока ограничивается импортом лекарств.
ИРИНА ДУБРОВА