ЕЩЁ НОВОСТИ
Главная › Ретейлеры сами себя перехитрили

Ретейлеры сами себя перехитрили

26.12.2008, 12:11

Собственники торговых сетей, работающих на рынке food-ретейла, слишком долго не могли сложить себе цену и поэтому упустили возможность выгодно продаться. Следующий раз такая возможность предоставится только через три-пять лет

В течение 2008 года на рынке розничной торговли неоднократно возникали слухи о том, что та или иная национальная сеть находится в стадии переговоров о продаже. Если хотя бы половина переговоров была бы завершена позитивно, украинская розница могла стать рекордсменом на рынке М&А

ПОЧЕМУ этого не произошло? Директор студии исследования розницы RetailStudio Михаил Грищенко отмечает следующие причины. Первая — украинская розница не является приоритетом европейских ретейлеров. «В мире есть несколько крупных рынков, в которые есть смысл инвестировать (Бразилия, Китай, Вьетнам, Латинская Америка, страны Северной Африки и Ближнего Востока). Один из самых перспективных рынков находится рядом с нами — Россия. Кроме того, европейские торговые сети предпочитают вкладывать в такие страны, как Румыния, Болгария, таким образом пользуясь преимуществами работы в новых странах — членах ЕС», — отмечает он.

Среди причин того, почему наша страна не является приоритетом, Грищенко называет также недостаточно развитую инфраструктуру, бюрократические барьеры (например, при покупке земли), высокую инфляцию и политическую нестабильность. Вторая глобальная причина — сегодня у отечественных крупных сетей попросту нет денег для завершения сделок, наметившихся ранее.

СКУПЫЕ ИНОСТРАНЦЫ

«До тех пор пока ситуация на рынке оставалась стабильной и благоприятствовала росту, владельцы считали, что лучше не спешить расставаться с активами, чтобы больше вырасти и только тогда привлекать инвестора», — отмечает исполнительный директор инвестиционной компании «Тройка Диалог Украина» Игорь Петрашко.

При этом украинские собственники хотели продать свои активы максимально дорого. Бурный рост украинского розничного рынка позволял местным сетям при низкой прибыльности выставлять завышенные цены — до 1,3 годового оборота. Как отмечает руководитель аналитического департамента инвестиционной группы «Сократ» Константин Степанов, западные торговые сети свой интерес проявляли, но не хотели платить завышенную цену за вход на рынок. На протяжении нескольких последних лет ретейлеры имели легкий доступ к банковским кредитам, а стремительное развитие рынка (в среднем рост на 30% в год) и ежегодное увеличение оборота в разы позволяло им смело наращивать кредитную задолженность и быстро расти за счет кредитных средств. В результате высокая кредитная нагрузка обернулась против них самих.

Неадекватность ценовых предложений подтвердили единичные сделки с участием иностранных инвесторов, которые собственникам сетей все-таки удалось довести до конца. В частности, в начале октября собственники ЗАО «Консалтинговая группа ЕвроТЭК» (торговая сеть «Фреш Маркет») Михаил Весельский и Василий Яницкий были вынуждены продать доли в компании за значительно меньшую сумму, чем планировалось изначально. Международная финансовая корпорация (IFC) и компания по управлению фондами прямого инвестирования Horizon Capital внесли по $15 млн. в акционерный капитал холдинговой компании Evrotek Group PLC в обмен на суммарную долю в компании от 30 до 35%. Раньше IFC заявлял о своем намерении выделить группе «ЕвроТЭК» $75 млн. на развитие розничной сети «Фреш Маркет», из которых порядка $55 млн. должен был составить субординированный кредит, $20 млн. — инвестированы в акционерный капитал группы «ЕвроТЭК». В середине этого года представители IFC заявляли, что оценивают 100% акций «ЕвроТЭК» приблизительно в $167 млн. Но поскольку сумма инвестиций оказалась вдвое меньше, аналитики полагают, что при сделке компания была реально оценена примерно в $86–100 млн.

Еще одна сделка завершилась в конце ноября: польская компания Abris Capital Partners выкупила контрольный пакет торговой сети «Барвинок» (формат «магазины у дома»), объединяющей 24 супермаркета в Западной Украине, у львовского ретейлера — ООО «Торговая компания «Интермаркет». Олесь Копец, директор компании Essence Capital, которая выступала финансовым советником продавца, добавил, что Abris Capital Partners приобрел контрольный пакет, оставив за собственником сети — Романом Шлапаком, — незначительную долю. А сам Шлапак, председатель наблюдательного совета «Интермаркета», пояснил, что продажа связана с тем, что его компания решила сосредоточить все усилия на развитии сети супермаркетов «Арсен» и собственно строительстве торгово-развлекательных центров. Игорь Петрашко считает, что оценочная сумма этой сделки 30–32 млн. евро, которая была озвучена в СМИ, скорее, является завышенной. «Учитывая, что сделка завершилась буквально в течение месяца, это больше похоже на дистресс — вынужденную продажу актива, продиктованную финансовыми трудностями со стороны собственника с возможным дисконтом до 80%», — комментирует он.

Кроме того, 2008 год ознаменовался созданием двух совместных проектов с участием иностранцев. Так, о сотрудничестве объявили инвестиционный фонд бизнесмена Виктора Пинчука EastOne и российская продуктовая сеть «Мосмарт». Партнеры, поставившие целью создание в Украине национальной мультиформатной сети розничной торговли продуктами питания и промышленными товарами, в середине года зарегистрировали ООО «Платформа 1», в котором 51% принадлежат «Мосмарту», а 49% — EastOne. Другой пример — международный инвестиционный холдинг Finstar, владеющий сетью продовольственных магазинов «Смак», и крупнейшая сербская частная компания Delta Holding подписали соглашение о создании совместного предприятия по открытию сети продовольственных магазинов на территории Украины и Белоруссии. Согласно контракту существующие украинские магазины «Смак» (шесть объектов формата «супермаркет») поменяют свою вывеску на Maxi. Первый супермаркет под новым именем открылся в сентябре в Кривом Роге.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПОКУПАТЕЛИ

Количество значимых сделок по покупке торговых сетей за этот год можно было буквально «пересчитать по пальцам». Вошли в ретейл, как и обещали, бывшие акционеры крупнейшего украинского производителя соков «Сандора» — Игорь Беззуб и Раймондас Туменас. Они основали компанию BT Invest с головным офисом в Литве. Уже в феврале созданная компания приобрела две небольшие розничные сети: «Райцентр» в Западной Украине и «Дикий мед» в Крыму.

Самым активным украинским покупателем стала компания «ЭКО» (торговая сеть «ЕКО-Маркет») бизнесмена Святослава Нечитайло. В процессе интенсивной экспансии она выкупила киевские торговые точки у собственников российской сети «Патэрсон» — братьев Алексея и Константина Мауергаузов, а также приобрела несколько мелких локальных сетей в регионах. За три года работы в Украине «Патэрсон» не сдержала обещание нарастить количество магазинов до 20, успев открыть всего три магазина в столице, за которые россиянам удалось получить порядка $2 млн. Среди «региональных приобретений» «ЭКО» стоит выделить покупку трех магазинов в Сумской области у компании «Тристан». Сумму сделки аналитики оценивают довольно скромно — в $0,8 млн. Совладелец «Тристана» Владимир Пухальский признался, что магазины были проданы из-за тяжелого финансового состояния компании.

Осенью «ЭКО» завершило еще одну сделку по приобретению 8 магазинов херсонской сети «Струмок», которая обошлась «ЭКО» приблизительно в $1–2 млн. Приобретенные магазины интегрируются в торговую сеть «ЕКО-Маркет» и будут работать под ее брендом. Кроме того, в «ЭКО» уже сообщили об изменении стратегии развития и пересмотре подхода к приобретаемым объектам. Новые регионы компания намерена осваивать не путем открытия единичного супермаркета, а путем открытия трех-четырех объектов (локальной сети), либо приобретения сети местного ретейлера. «Запускаться будут такие супермаркеты, которые с первого дня работы гарантированно начнут себя окупать», — уточнил заместитель генерального директора по коммерческим вопросам «ЭКО» Виктор Повница.

Хорошим финансовым подспорьем для развития торговой сети Святослава Нечитайло является алкогольный бизнес, который также входит в сферу его интересов (дистрибьюторская компания «Баядера» и винно-водочный холдинг «Национальные алкогольные традиции»).

Другой оператор алкогольного рынка — ЗАО «Торговый дом «Бондарев» народного депутата от БЮТ Константина Бондарева и его партнеров Александра Кандыбы и Ирины Гончаровой, наоборот, в этом году решил избавиться от своего розничного бизнеса, продав три магазина торговой сети «Точка». Точнее, произошла продажа операционного бизнеса — речь идет о переуступке права аренды на помещения, покупке оборудования, в то время как недвижимость осталась в собственности продавца. Сделку оценивают в $2 млн. Покупателем стала киевская компания «Дорида» бизнесменов Игоря Петрова и Андрея Матюхи, которая развивает торговую сеть «Островок» («магазины у дома»). Примечательно, что киевские бизнесмены занимаются также игорным бизнесом (сеть игровых автоматов «Фаворит Джекпот» и букмекерских контор «Фаворит») и дистрибуцией маслин, оливок и оливкового масла.

Эксперты позитивно оценивают тот факт, что новые владельцы сетей развивают другие направления бизнеса, способные даже во время кризиса генерировать денежные средства. В этом случае торговой сети есть откуда ждать помощи. Однако не всякая диверсификация может оказаться выгодной. Например, многие владельцы торговых сетей пытались диверсифицировать свой бизнес за счет развития девелопмента. Но так как девелоперские компании пострадали от кризиса не меньше ретейлеров, получается, что собственники ретейло-девелоперских компаний сами вырыли себе яму.

КОГДА ТОРГ СТАЛ УМЕСТЕН

Несколько сетей food-ретейла уже заявили о том, что ищут инвестора — для продажи миноритарного или контрольного пакета акций. «Все продаются, покупают единицы. Инвесторы считают, что в феврале–марте сети будут выставлены на продажу еще дешевле», — отмечает Игорь Петрашко. Первым «в очередь» стал «Караван», собственники которого Андрей Гордиенко и Сергей Хрипков планировали к концу 2008 — началу 2009 года заключить сделку по продаже одноименного продуктового гипермаркета в Киеве.

Переговоры о привлечении инвестиций в капитал с рядом ведущих украинских инвестиционных банков начала и национальная сеть супермаркетов «Большая ложка», принадлежащая днепропетровской группе компаний «Сальве», собственником которой называют предпринимателя Александра Уриха. В качестве наиболее вероятного варианта привлечения инвестиций компания рассматривает частное размещение относительно небольшого пакета акций, размером не более 25%. От продажи этого пакета компания рассчитывает получить порядка $80 млн. Финансовый директор группы компаний «Сальве» Юрий Примаков признался, что подтолкнуло компанию к данному шагу ужесточение условий привлечения займов, вызванное финансовым кризисом.

Решили избавиться от розничного бизнеса и совладельцы сети продуктовых гипермаркетов «Амстор» Эдуард Шифрин и Алекс Шнайдер. По предварительным данным, они рассчитывают выручить от ее продажи $400–500 млн. В то время как аналитики оценивают рыночную стоимость «Амстора» без учета долгов на порядок ниже — не более $150 млн.

Ищет покупателя на долю в торговой сети «Наш» до 50% также луцкое ЗАО «Агроконтракт», развивающее продуктовые магазины под брендами «Колибрис» и «Наш». Поиск лишь портфельного инвестора компании с целью привлечения дополнительного капитала для развития сети «Наш Край» ведет и луцкая сеть — «Наш Край Group», которая входит в инвестиционную группу WolWest group бизнесмена Виктора Корсака.

ПРОДАЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Открытые заявления торговых сетей о возможной продаже свидетельствуют о том, что совладельцы не видят иного пути развития. В то же время в «Тройке Диалог Украина» говорят, что перелом в сознании собственников ретейлевого бизнеса еще не произошел, поскольку сети хотят продаваться с коэффициентом 1 от оборота, хотя уже сегодня сложно найти покупателя даже с коэффициентом 0,4–0,5 (при котором, кстати, для большинства ретейлеров стоимость акционерного капитала с вычетом долга близка к нулю).

«5–8% прибыли для торговых сетей во всем мире считается хорошим показателем. Это интересный бизнес, в котором можно зарабатывать на оборотах. Потенциальному инвестору сеть интересна, когда она является одним из лидеров или занимает доминирующее положение на местном рынке. Именно этим объясняется тот факт, что некоторые украинские сети работали даже «в минус» или с 1–2% прибыли, не переставая наращивать при этом число новых торговых точек», — отмечает Игорь Петрашко.

Скорее всего, 2009 год станет-таки рекордным по количеству сделок на рынке ретейла. «На этом рынке будет происходить консолидация. И если в 2007 году доля трех крупнейших ретейлеров составляла около 15%, то в среднесрочном периоде мы ожидаем значительного увеличения доли рынка в пользу крупных игроков», — отмечает Константин Степанов. При этом у сетей, имеющих финансовую поддержку материнских холдингов, появится реальная возможность расширить свое влияние на внутреннем рынке как за счет мелких разорившихся компаний, так и за счет средних и крупных компаний, у которых есть проблемы с привлечением долгового финансирования для пополнения оборотного капитала. «Уже сейчас наблюдается тенденция удешевления активов ретейлеров, еще год назад многие из них продавались по х10 — х11 EBITDA, (EBITDA — аналитический показатель, равный объему прибыли до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений. — Ред.), а сегодня стоимость снизилась до х6 EBITDA», — комментирует эксперт.

Михаил Грищенко настроен более оптимистично и считает, что есть несколько вероятных последствий увеличения привлекательности розничного рынка Украины в результате кризиса. Во-первых, существует высокая вероятность (подтверждаемая сделкой с «Барвинком»), что в украинский ретейл придут западные инвестиционные компании. Для них ретейл — это сравнительно более стабильная отрасль, чем, например, строительство или девелопмент. Во-вторых, кризис позволит укрепиться в Украине западным розничникам, уже присутствующим на рынке. В-третьих, возможно, в Украину придут и другие торговые сети. А главное, изменятся критерии привлекательности объектов. Если еще в этом году часто цену сетей определяли по обороту, то в следующем году цену розничного бизнеса будет определять его прибыль — спросом будут пользоваться эффективные сети.

СВЕТЛАНА ПОПЕЛЬ

Accelerated with Web Optimizer