Угольный «наполеон» Станислав Толчин или почему так бедно живут шахтеры?
26.12.2008, 12:11Недавно на центральных улицах Макеевки, Донецка и даже Киева появились десятки, если не сотни бил-бордов с надписью «Слава шахтерскому труду!» и неразборчивой подписью. Поскольку средняя стоимость аренды билборда по Украине составляет от $650 (в Киеве, разумеется, выше), плюс – расходы на изготовление рекламного постера, вырисовывается кругленькая сумма. Кто же и зачем разорился на столь необычную наружную рекламу? И что она собственно призвана продвигать?
Оказывается, это проделки Станислава Марксовича Толчина – генерального директора Государственного предприятия "Макеевуголь". А продвигает он себя любимого. И ни куда-нибудь, а на должность министра угольной промышленности. Во время веселых «гульбаний» по ночным клубам, которые являются слабостью угольного генерала, он не раз повторял: «Я – готовый министр!». И рассказывал о своих планах занять кресло стареющего Полтавца.
Правда, для начала, решил Станислав Марксович, нужно приватизировать государственную шахту. Проще говоря, украсть ее у государства, превратив в ЗАО. Для Макеевки, чьим градообразующим предприятием является "Макеевуголь", это означает окончательные «похороны» надежд на получение от жирного пирога "Макеевуголь" хоть копеечки в городской бюджет.
Вопиющий факт – пока директор ГОСУДАРСТВЕННОГО предприятия шикует по кабакам, разъезжает на «Ягуарах» и «Хаммерах» и выбрасывает казенные деньги на билборды, долг возглавляемого им хозсубъекта в бюджеты всех уровней достиг 180,0 млн грн. В том числе в местный Макеевский бюджет – более 18 млн. грн. В Пенсионный фонд – 200 млн. грн.
Естественно, мы не могли обойти вниманием такое безобразие и решили выяснить, как при таких «успехах» Толчину удается оставаться не только на свободе, а еще и на должности. В процессе расследования мы многое для себя открыли. И как крадутся бюджетные деньги, выделяемые для шахт. И как «делаются» фиктивные объемы добычи угля. Как обворовываются рабочие и создается «каста прикормленных» для контроля над ситуацией в коллективе. Интересной оказалась роль экс-министра Тулуба. И недалеко пришлось искать главного сообщника Толчина по коммерческим аферам: это его зять Александр Срулевич и учрежденное им ООО "Співпостачання". Все это мы расскажем вам, дорогие читатели, в цикле статей о жизни, деятельности и опасных планах «угольного Наполеона» Толчина. А начнем, пожалуй, с «исходного материала» - личности нашего антигероя.
Мы не случайно назвали Станислава Марксовича «угольным генералом» и «Наполеоном». Эти эпитеты они придумал себе сам. Так сложилось, что, ввиду малого роста и безграничных, ни чем не обоснованных амбиций, у товарища развился комплекс имени французского императора. Что, увы, превращает его из руководителя госпредприятия в ходячую карикатуру.
На сайте «Макеевуголь» есть целый раздел, который так и называется: «Наши генералы». На все пресс-конференции Толчин выходит в расшитом золотыми позументами «шахтерском» мундире, обвешанном значками и медалями, часть из которых он купил на разного рода коммерческих «наградительных» конкурсах, другие учредил сам. Конкурсы он тоже выбирает с уклоном в военную тематику. Очень гордится победой в рейтинге «Гвардия-500». Вы о таком слышали? Мы тоже, нет. Но это не важно.
На предприятии есть свой знак (читай – герб) и гимн. Причем, слова для гимна написали сразу несколько самопальных поэтов: председатель профкома ПРУПУ ОП "Шахта "Ясиновская-Глубокая" Юрий Добровольский (большой друг здешнего профсоюзного лидера Валерия Зарецкого), помощник директора по кадрам ОП "Шахта "Северная" Юрий Ланской, ведущий экономист дирекции капстроительства ГП "Макеевуголь" Ирина Каменец, руководитель пресс-службы Вера Лященко и др. Победили тексты двух последних дам.
Это далеко неполный состав «касты приближенных», которую Толчин организовал по тюремному принципу, чтобы контролировать 10-тысячный коллектив. Всего в свиту гендиректора входят около 300 человек, которые (в тайне от рабочих) получают теневые доплаты, путевки, льготы, выезжают на «пикники». И за все это выполняют роль «толчинских комисаров» и стукачей одновременно. Т.е. убеждают других рабочих, кому не доплачивают, что директор – классный парень и доносят на недовольных. Их, разумеется, тут же выбрасывают за проходную.
Знаменит Станислав Марксович своими машинами (на фото) и наручными часами. Об этом уже писалось даже на «Украинской правде». Цитата: «В гараже Станислава Толчина, на сегодняшний день, по данным ГАИ, стоят: три автомобиля MERSEDES-BENZ, плюс RANGROVER, JAGUAR и HAMMER H2. По оценкам экспертов стоимость этого автопарка превышает сумму 500 тыс. долларов США.
Не стесняется Станислав Толчин и своей страсти к коллекционированию часов от ведущих европейских производителей. Недавно на макеевском генерале красовались часы BOVET, стоимость которых превышает 250 тыс. долларов США…».
Добавим от себя, что с момента выхода этой публикации прошел год. И за это короткое время парк толчинских лимузинов пополнился еще двумя моделями: Ferrari и Bentley. Машины он называет «недельками» и меняет их, как трусы: по одной на каждый день недели. Дескать, два дня подряд он «повторять» машину не может. Не царское это дело. Какого «коня» выкатить из гаража определят по… настроению. Скажете, у многих отечественных миллионеров схожие замашки? Не согласны. Миллионеры тратят СВОИ деньги. А Толчин – государственные. Кстати, вопрос на засыпку: куда смотрят КРУ, прокуратура и другие компетентные органы, кому положено вести учет казенным деньгам? Уж не в карман или, простите, в стакан к Толчину?
Поясню, о чем речь. Несмотря на то, что у Станислава Марксовича две взрослые дочери Оля и Полина и трое маленьких внуков, а так же заботливая супруга Галина Валентиновна, он не заядлый тусовщик. В выходной день, окружив себя длинноногими девицами специфического поведения, надев пижонский костюм и дорогущие часы, наш герой оправляется в «чес» по ночным клубам. И не только родного города, где ему не развернуться с шиком, а в Донецк или Киев. Собирает компанию не то, чтобы друзей (друзей у него нет, по причинам склонности кидать всех, о чем мы расскажем в следующей части расследования), а «нужных людишек», и выпендривается перед ними на полную катушку. Рассказывает, как ему сам министр звонит, и начальник министра (сами понимаете, о ком речь), и что бывший премьер В.Ф. «с руки у меня ест». «Нужные люди», может, и не верят, но конфликтовать с «будущим министром» опасаются. В результате, от безнаказанности он почти полностью утратил чувство меры.
Кстати, к шахтерству Толчина есть некоторые вопросы. По официальной версии, он родился в Бердичеве, в семье горного инженера (т.е. буквально – потомственный шахтер), и переехал в Донецк, лишь, когда поступил учиться в Донецкий политехнический институт. Который закончил в 1980-ом году с дипломом «горный инженер-электрик». Но вот какая неувязочка. В Бердичеве нет шахт, потому папаня нашего фигуранта – Маркс Вениаминович никак не мог работать там шахтером. Он, кстати, был оформлен соучредителем концерна "СТРАТОН", основанного заводом железобетонных конструкций (ГОАО "Завод ЖБИиК"), который его сын возглавлял с июля 1989 года по октябрь 2006-го о довел до ручки. Сейчас на этом заводе директорствует муж дочери Станислава Марковича Полины – Александр Срулевич. А сам Толчин сохранился там в качестве соучредителя. Так, что это предприятие целиком и полностью у него семейное.
Но вернемся к образованию. Почему-то защищать кандидатскую диссертацию потомственный шахтер отправился не в родной политех, а в Донбасскую национальную академию строительства и архитектуры. И, наконец, самое интересное: мы нашли одного выпускника политеха (теперь это Донецкий национальный технический университет) 1980-го года выпуска и тоже горного инженера-электрика. Так вот, этот человек не сумел вспомнить Сашу Толчина. Запамятовал? Или что-то не то в биографии «угольного Наполеона»?
Не менее запутанный и «квартирный вопрос» семейства Толчиных. В разных документах фигурирует несколько его ОФИЦИАЛЬНЫХ «местожительств». Чаще всего встречаетсяё адрес Донецк, ул. Университетская, 20, кв.14. В учредительных документах некого ООО «Квазар ЛТД», существовавшего в 90-е годы, а затем закрытого, у Толчина другая прописка – Донецк, ул. Постышева, 129, кв. 17. Кстати, в этих (как и некоторых других документах) у Толчина то ли случайно, то ли умышленно искажено отчество: его записали Марковичем. И, если бы не налоговый номер, мы бы не смогли гарантировать, что это он. К счастью, номер не подводит. Так вот, что интересно: именно там, где изменено отчество, чаще всего присутствует и «левая» прописка. Что характерно: примерно, в то время, как для налоговой будущий руководитель «Макеевуголь» жил на Постышева, он был официально прописан в квартире №59 по улице Жовтневая, 84 в городе Донецке. А уже через несколько дней засветил в учредительных документах на ООО «Гранитный карьер» квартиру на Университетской.
Да, что там – квартиры в Донецке. У Толчина есть вилла на Кипре, которой он регулярно хвастается на пьянках выходного дня. Можем наверняка сказать, что оффшорная недвижимость государственного менеджера находится в городе Лимассол. Ибо именно там зарегистрирована фирма "VOVPPONI TRADINNG CO LIMITED", которая являлась соучредителем завода ЖБИиК, пока весь этот завод Толчин не переоформил на себя и своих людей.
Страна / Признак / Код : КIПР / ЮРИДИЧНА / 28680
Наименование учредителя : "VOVPPONI TRADINNG CO LIMITED"
Адрес : ЛИМАССОЛ СЕНТЕР БЛОК Б УГОЛ РИГА ФЕРЕУ 2 И ГРИВА
Доля в уставном фонде : 3700 Валюта: ГРИВНЯ
Дата коррекции : 12.07.1999
Еще раз обращаем внимание читателей: у коммерсанта, оперирующего собственными деньгами, может быть хоть участок на Луне. Это его деньги, и его риск. У Толчина деньги государственные. И наличие оффшорных фирм вкупе с оффшорной недвижимостью нельзя назвать нормальным положением вещей.
Станислав Речинский