ЕЩЁ НОВОСТИ
Главная › Патриотизм в цене у перекупщиков

Патриотизм в цене у перекупщиков

26.12.2008, 12:11

Желая сэкономить на издержках, украинские собственники станут активнее привлекать к обслуживанию инвестиционных сделок местных консультантов

В 2009 году будет отмечен всплеском активности на украинском рынке M&A. Воспользовавшись финансовыми проблемами и инертностью иностранных инвесторов, отечественные крезы начнут скупать компании, оказавшиеся в тяжелом финансовом положении

Затишье перед бурей

Финансовый кризис внес коррективы в развитие рынка слияний и поглощений, значительно ослабив энтузиазм инвесторов. В 2007 году объем крупных сделок вырос практически на 100% (по сравнению с 2006 годом). В нынешнем году этот показатель снизился в несколько раз. «По оценкам аналитиков, в 2007 году было заключено около 45 крупных сделок на общую сумму от $6 млрд. до $10 млрд. В 2008 году, по разным оценкам, количество таких сделок в два раза уменьшилось. На сегодня состоялось около 23–25 сделок на общую сумму чуть более $2 млрд. Две из них заняли почти половину объема. Это продажа Правэкс-Банка за 504 млн. евро и мини-металлургического донецкого завода «Истил» российскому инвестору (по разным оценкам сумма сделки составила около $500 млн.)», — рассказал «k:» партнер ЗАО Deloitte & Touche USC Григорий Павлоцкий.

Самый серьезный интерес инвесторы в прошлом году проявили к банковской сфере и пищевым рынкам. Покупатели присматривались к сельскохозяйственной и фармацевтической отраслям, машиностроению, ГМК и ряду других секторов. Наибольшим успехом пользовались компании средней капитализации. Правда, по сравнению с 2006 годом сумма средней сделки значительно сократилась. Дефицит средств заставлял инвесторов воздерживаться от крупных трат. Украинские собственники также придерживали капитал, отказываясь от расширения бизнеса. «Основной спектр операций наблюдался в сегменте мид-маркета (компании с капитализацией $10–200 млн.). С другой стороны, если доля мид-маркета по количеству сделок в 2007 году составляла 70%, то в 2008 году ему принадлежало уже 60%. В деньгах доля мид-маркета уменьшилась с 33 до 8,5%. Средний размер сделки в этом сегменте упал с $64 млн. в 2007 году до $44 млн. в 2008 году», — констатирует Кирилл Зуйков, аналитик инвестиционно-банковского департамента ИГ «Сократ».

Немаловажной причиной снижения количества сделок была невозможность объективной оценки адекватности запрашиваемой цены реальной стоимости предприятий. Украинские собственники, помня о баснословных прибылях, которые приносили сделки их коллегам в предыдущие годы, пока не желают опускать цены. В свою очередь, инвесторы явно не намерены переплачивать за новый бизнес. «Продавцы еще живут теми мультипликаторами, которые превалировали в течение последних лет. Они эмоционально не готовы расстаться со своими компаниями по тем ценам, которые на данный момент предлагают инвесторы. Этот разрыв ожиданий и реальности привел к сегодняшнему некоторому затишью на рынке М&А. При этом покупатели особенно не торопятся. Они понимают, что время на их стороне — чем дольше они ждут, тем ниже цена», — объясняет Григорий Павлоцкий.

СЕЗОН «ГРОШОВЫХ» СДЕЛОК

По прогнозам аналитиков, количество компаний, выставленных на продажу, в 2009 году резко возрастет. Однако объем рынка M&A будет оставаться небольшим. «В денежном выражении объем рынка будет невелик, поскольку сделки возможны относительно компаний, находящихся на грани банкротства и достигших минимума своей стоимости. Часть их будет проведена за счет «стратегических» сделок, необходимых для расширения географии бизнеса или доли рынка. Но и в данном случае стоимость объектов покупки будет невысокой», — прогнозирует директор КУА «ТЕКТ» Юрий Бойко. Продавцам волей-неволей придется поумерить аппетиты. Цены на отечественные предприятия резко снизятся. «Продавцы поймут, что это не двухмесячный кризис и не просто коррекция, а серьезная структурная рецессия. Их ожидания упадут, и активность М&А существенно возрастет. Тогда будет очередная волна перераспределения собственности», — считает Григорий Павлоцкий.

К слову, желание удержать компании на плаву и в то же время сэкономить ресурсы будет все чаще подталкивать их собственников не к продаже, а к слиянию бизнесов. Часть сделок будет проходить за денежные средства, другая часть — в виде обмена акциями. Фаворитами инвесторов останутся предприятия сельскохозяйственной и пищевой отраслей. «Можно предположить, что в 2009 году по объемам сделок M&A будут лидировать пищевые рынки и агропромышленный сектор. Хотя сфера деятельности компании не будет иметь принципиального значения. Привлекательны будут те рынки, которые меньше всего подверглись кризису и останутся по-прежнему востребованы. В первую очередь те, в которых идет постоянный оборот денежных потоков, приносящий прибыль», — отмечает Юрий Бойко. В категорию аутсайдеров попадут девелопмент, финансовый сектор и отрасли, имеющие существенную долговую нагрузку. Так, в аховой ситуации может оказаться сектор розничной торговли, который полностью зависит от долгового капитала. В данный момент ретейловым предприятиям приходится выплачивать неподъемные проценты по текущим обязательствам.

Эксперты считают, что в отличие от предыдущих лет львиная доля покупок в 2009 году придется на отечественных инвесторов. Изменение структуры покупателей и сокращение средней суммы сделки неминуемо приведет к пертурбациям на рынке компаний, обслуживающих M&A. Раньше к обслуживанию всех крупных сделок привлекались маститые зарубежные финансовые советники, а средний бизнес пользовался услугами украинских консультантов. В будущем году дорогостоящие западные советники могут оказаться не у дел. «В 2009 году украинские собственники скорее будут сотрудничать с отечественными компаниями в разрезе услуг M&A. Во-первых, это позволит им сэкономить ресурсы, поскольку местные консультанты дешевле международных, а сервис предлагают тот же. Во-вторых, они более глубоко понимают специфику украинского бизнеса и имеют контакты с потенциальными инвесторами, готовыми вкладывать именно в Украину. В следующем году приобретать украинские активы будут скорее другие отечественные игроки (в том числе конкуренты) и представители российского, восточноевропейского капитала. С обеими категориями бизнесменов легче и дешевле общаться при помощи украинского консультанта», — убежден Кирилл Зуйков.

ТАТЬЯНА ОЧИМОВСКАЯ

Accelerated with Web Optimizer