История борьбы за Ильичевский порт
18.12.2008, 13:20Ильичевский морской торговый порт расположен на берегах Сухого лимана (Одесская область). Принимает суда с осадкой до 13 м, грузоподъемностью до 100 тыс. т, при этом длина судов не ограничена. Внутренняя акватория - 365,85 га, длина причальной линии - 6 тыс. м.
Ильичевский морской торговый - третий по объему перевалки грузов и первый в Украине по объему перевалки контейнеров. Порт владеет семью погрузочно-разгрузочными терминалами с 29 причалами, складским комплексом на 1,5 млн. тонн груза.
В 2007 г. Ильичевский морской торговый порт по сравнению с 2006 г. увеличил переработку грузов на 1,192 млн. тонн или 8,03% до 16,034 млн. тонн.
Конфликт вокруг порта начался в конце августа 2006 г., когда Минтранс уволил действующего директора порта Руслана Радзиховского и назначил на его место Геннадия Скворцова.
Поводом для увольнения стали результаты проверки Ильичевского порта КРУ Минтранса, в ходе которой зафиксировано снижение финансовых показателей работы. Руслан Радзиховский обращается в суд. Однако, несмотря на то, что Дзержинский районный суд г. Харькова приостанавливает действие соответствующего приказа Министерства транспорта и связи Украины о его увольнении, вернуться к руководству портом ему не удается, он продолжает вести судебные тяжбы.
22 сентября 2006 г. Минтранссвязи объявляет конкурс на должность начальника Ильичевского морпорта. 8 ноября 2006 г. Минтранссвязи повторно назначает начальником Ильичевского морпорта г-на Скворцова. Руслан Радзиховский продолжает отстаивать свои права в суде.
Новый виток конфликта вокруг порта начинается в ноябре 2007 г. Профсоюз Ильичевского порта заявляет о намерении провести забастовку против рейдерского захвата своего предприятия. Трудовой коллектив Ильичевского порта пишет обращение к президенту Украины, премьер-министру и генеральному прокурору. В тексте обращения коллектив порта уверяет, что «отдельные работники Кабмина, силовых структур, судебных органов и органов местного самоуправления» вместе с работающими в порту бизнес-группами «хотят сделать крупнейший порт Украины своей частной собственностью». О каких бизнес-структурах идет речь, в порту не уточняют.
И действительно к середине ноября появляются слухи о скором увольнении руководителя порта Геннадия Скворцова. Такое решение якобы уже принято руководством концерна «Укрморпорт». Однако, в СМИ подчеркивается, что в связи с тем, что легитимность устава концерна, в котором закреплены его полномочия назначать начальников портов, пока еще не подтверждена Конституционным судом, смена руководителя порта грозит обернуться новым конфликтом между Кабмином и Минтрансом (напомним, действие постановления Кабмина о создании концерна «Укрморпорт» и утверждении его устава приостановлено указом президента Украины. Глава государства обратился в Конституционный суд с требованием установить соответствие этого документа украинскому законодательству).
Предполагается, что на место Геннадия Скворцова назначен некий житель Харькова Вадим Пархоменко, соответствующий приказ якобы подписан еще 2 ноября 2007 г. руководителем концерна «Укрморпорт» Сергеем Климовым. Фактической смены руководства ожидают 16 ноября, в этот день должно вступить в силу решение Краснозаводского районного суда Харькова от 6 ноября, согласно которому выполнять обязанности начальника порта запрещено кому-либо, кроме г-на Пархоменко. По данным ряда СМИ, решение было принято по иску самого Вадима Пархоменко, который потребовал у руководства «Укрморпорта» заключить с ним трудовой договор на основании приказа о назначении его начальником порта от 2 ноября. В порту решение суда называют незаконным и уверяют, что происходящее является рейдерской схемой получения контроля над государственным предприятием.
В свою очередь в Минтрансе заявляют, что не намерены мириться с представленной «Укрморпортом» кандидатурой начальника Ильичевского МТП. «Наша позиция остается неизменной — согласно действующему законодательству, пока руководителей портов назначает министр транспорта. Любые несогласованные с Минтрансом смены начальников портов считаем нелегитимными»,— заявляет начальник пресс-службы Минтранса Виктория Бутенко.
16 ноября Вадим Пархоменко пытается зайти на территорию порта. Однако портовики не пустили ни его, ни представителей «Укрморпорта» в управление порта и на его территорию. Узнав о событиях в порту, в Ильичевск вылетел глава Минтранса Николай Рудьковский, который назначал Геннадия Скворцова. Но к моменту прибытия г-на Рудьковского Сергей Климов и Вадим Пархоменко уже покинули территорию порта. Как оказалось, юристы порта нашли в решении суда нарушения.
19 ноября становится известно, что Краснозаводский райсуд Харькова отменяет свое решение о назначении начальником Ильичевского порта Вадима Пархоменко. На некоторое время в конфликте вокруг порта возникает затишье.
Однако уже в начале 2008 г., ситуация обостряется вновь с приходом на пост министра транспорта и связи Иосифа Винского, который также как и его предшественники не прочь поставить на должность руководителя порта своего человека. Его окружение, в свою очередь, также старается оставить на этой должности своего человека.
15 апреля 2008 г. коллегия Министерства транспорта и связи Украины вынесла решение об отстранении от исполнения должностных обязанностей начальника ГП «Ильичевский морской торговый порт» Геннадия Скворцова. Причина - невыполнение г-м Скворцовым требований коллегии Минтранса по устранению недостатков, выявленных проверкой Контрольно-ревизионного управления (КРУ) еще от 13 августа 2007 г. В результате ревизии КРУ, проведенной 7 апреля 2008 г., выяснилось, что начальник морпорта Скворцов и не думал устранять недостатки. Также Скворцову Коллегией инкриминировалось безответственное отношение к своим обязанностям в плане обеспечения эффективного использования госимущества.
Однако, несмотря на решение коллегии, Геннадий Скворцов продолжает возглавлять порт. По информации ряда СМИ свою должность ему удается сохранить благодаря поддержке двух заместителей действующего главы Минтранса: Игоря Урбанского и Владимира Работнева, которым удается уговорить министра Иосифа Винского оставить при своей должности Скворцова. Урбанский и Работнев, в свою очередь, желая подготовить предприятие к приватизации и, разбив его впоследствии на несколько коммерческих структур, окончательно заполучить контроль над ним, хотят иметь на должности руководителя порта «своего» человека – а именно, Геннадия Скворцова.
Не остается не замеченной украинскими СМИ и связь г-на Урбанского с Юрием Дмитриевичем и Юрием Юрьевичем Круками, имеющими свой интерес в украинских портах. Бютовец Юрий Дмитриевич Крук, будучи руководителем парламентского комитета по вопросам транспорта, фактически оказывает содействие г-ну Урбанскому на уровне парламента. Кроме того, он фактическим является собственником стивидорных компаний и был теневым руководителем государственного концерна «Укрморпорт».
14 мая 2008 г. министр транспорта и связи Иосиф Винский заявляет о возможных попытках силового захвата ряда портов после событий в порту «Южный». Он также говорит о том, что министерство предпринимает необходимые меры, чтобы юридических оснований для попыток смены менеджмента не было.
Слова министра о готовящемся захвате подхватывает и г-н Скворцов. Он организует отряды самообороны на территории порта. До конца мая ситуация остается напряженной. По словам г-на Скворцова, атаку на порт готовит бывший начальник предприятия Руслан Радзиховский (он эту информацию отрицает).
22 октября 2008 г. министр транспорта и связи Иосиф Винский подписал приказ № 1292 «О проведении внеплановой проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности ГП «Ильичевский МТП». На время проведения проверки - с 22.10. по 01.11. - начпорта Геннадий Скворцов отстранен от исполнения обязанностей. Причем для проведения проверки назначена внушительная комиссия в составе 20 человек.
Данный приказ Минтранссвязи был подписан на основании депутатского запроса от 16.10.2008 г. председателя парламентского комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Игоря Калетника. В этом документе раскритикованы договора совместной деятельности в порту, за исключением одного - с ЧП «Укртрансконтейнер» (компания учреждена в Украине российской «Национальной контейнерной компанией», принадлежащей депутату Госдумы РФ Виталию Южилину).
Однако по сведениям ряда СМИ, именно этот договор является самым невыгодным для государства, так как частному предприятию передан в управление самый доходный терминал порта - контейнерный.
Договор о совместной деятельности между Ильичевским морским торговым портом и «Укртрансконтейнером» подписан в 2005 г. В соответствии с договором «Укртрансконтейнер» должно инвестировать в модернизацию существующего портового технологического оборудования и развитие инфраструктуры контейнерного терминала около $500 млн. В свою очередь, порт обязывался внести в совместную деятельность свое недвижимое имущество.
Однако договор оказался с подвохом – выяснилось $500 млн. будут внесены только при условии передачи портом «Укртрансконтейнеру» намытой территории, являющейся городской собственностью Ильичевска. Возникает вопрос, куда смотрели юристы порта при заключении договора, но факт остается фактом – поскольку выполнить этот пункт невозможно, следовательно, порт не получит обещанных инвестиций. Далее договор предполагает, что на первом этапе совместной деятельности доля прибыли порта в общем котле составит всего 25%. Кроме того, заложенный в договоре механизм банкротства порта прописан таким образом, что часть государственного портового имущества со всем оборудованием и механизмами в случае возможного банкротства для государства будет безвозвратно утеряна.
13 декабря 2005 г. президент Украины Виктор Ющенко потребовал немедленно расторгнуть договор с «Укртрансконтейнером». Однако реализовать указание главы государства оказалось не просто. В феврале 2006 г. порт возглавил Руслан Радзиховский, который откровенно занял позицию «Укртрансконтейнера». О расторжении договора речь уже не шла. Более того, вскоре руководитель порта пообещал передать в распоряжение компании еще два крупных причала. Геннадий Скворцов, в свою очередь, взялся за реализацию указания президента Ющенко о расторжении договора. Кроме того, г-н Скворцов подписывает договор аренды двух причалов с ООО «Портовик-сервис». «Укртрансконтейнер» обращается в суд и добивается решения о продолжении действия договора. Также компания инициирует новые судебные разбирательства, в том числе о передаче в совместное пользование целостного имущественного комплекса контейнерного терминала. Украинские суды вынесли решения в пользу компании.
Сам г-н Скворцов считает, что причина его отстранения конфликт с «Укртрансконтейнером».
27 октября 2008 г. в Ильичевске состоялся митинг протеста работников морского торгового порта. Почти три тысячи его участников (около 10% населения города) обратились к Минтранссвязи с требованием отменить приказ об отстранении начальника порта Геннадия Скворцова и пересмотреть условия договора от 22.06.2005 г. № 435-О о совместной деятельности с ЧП «Укртрансконтейнер».
31 октября 2008 г. руководитель профсоюзной организации Ильичевского порта Сергей Брызгалов заявляет, что порт может стать объектом очередной рейдерской атаки. По его словам, на днях один из районных судов Украины восстановил в должности бывшего руководителя предприятия Руслана Радзиховского, который, несмотря на то, что вердикт уже обжалован в апелляционном порядке, пытается сменить действующего начальника порта Геннадия Скворцова. По словам руководителя профсоюза, за Русланом Радзиховским стоит компания «Укртрансконтейнер».
11 ноября 2008 г. председатель Одесской областной государственной администрации Николай Сердюк заявляет, что «смены руководства Ильичевского морского порта без моего согласия не произойдет». Как подчеркнул Николай Сердюк, он принял решение о том, чтобы «исполнительные службы Одесского региона не предпринимали никаких действий для исполнения судебного решения».
14 ноября Минтранс сообщает, что проверка Ильичевского морского порта завершена. В ходе проверки установлено, что программа развития и реорганизации порта не была утверждена Министерством и нуждается в существенной доработке. Заключение дополнительных соглашений к договорам совместной деятельности не согласовывалось руководством порта в министерстве, а вопрос соблюдения законодательства при проведении операций относительно отчуждения имущества и земельных участков нуждается в более глубоком исследовании с привлечением правоохранительных органов. Кроме того, сообщает Минтранс, анализ эффективности использования государственного имущества показал, что работа почти всех предприятий совместной деятельности в порту является неэффективной.
В конце ноября рабочие Ильичевского порта провели пикет у стен Минтранса, требуя у чиновников защиты от притязаний частного предприятия «Укртрансконтейнер» на производственные мощности порта. По их мнению, руководство «Укртрансконтейнера» готовит рейдерскую атаку на порт с целью сохранения за собой права аренды контейнерного терминала по ранее заключенному, но невыгодному для ИМТП договору.
Директор Государственного департамента морского и речного транспорта Владимир Работнев встретился с участниками акции протеста и сообщил митингующим, что на протяжении 2008 года с представителями «Укртрансконтейнера» неоднократно проводились встречи и переговоры. В результате уже в ближайшее время будет разработан проект дополнительного соглашения к договору аренды, «который соответствовал бы интересам порта и государства».
1 декабря 2008 г. коллектив Ильичевского морпорта обращается с открытым письмом к президенту Виктору Ющенко и премьер-министру Юлии Тимошенко с просьбой предотвратить отчуждение имущества порта. Профсоюзы потребовали пересмотреть условия договора с «Укртрансконтейнером», в том числе провести переоценку имущества, внесенного со стороны порта (оценено в $17,6 млн.), установить долю прибыли порта на уровне не менее 50% и обеспечить рабочими местами всех портовиков с сохранением уровня социальных гарантий для них.
5 декабря в СМИ появляется информация, что компания «Укртрансконтейнер» начала переговоры с Министерством транспорта и связи и предложила пойти на уступки порту, в частности, увеличить долю государства при распределении прибыли с 25,5% до 38,25%. Глава Минтранса Иосиф Винский не стал комментировать ход переговоров, отметив лишь: «Мы работаем над усилением составляющей, которая обеспечивает отчисления порту». Геннадий Скворцов заявил, что сам формат закрытых переговоров между «Укртрансконтейнером» и Минтрансом – без приглашения руководства порта – говорит о том, что российская компания пытается обойти требования порта.
Ряд экспертов высказывает мнение, что «Укртрансконтейнер» будет вынужден пойти на уступки Ильичевскому порту. Однако, чем же закончится конфликт, точно сказать невозможно.