В области начнут закрывать русские школы? Проверка слуха
18.12.2008, 13:20Тревожное известие пришло в редакцию нашей газеты. Жители Верхнеднепровска по телефону утверждали, что единственную в районе школу с русским языком преподавания с нового года закрывают. Люди просили выяснить, так ли это. И при необходимости вмешаться в ситуацию. Вот что удалось выяснить корреспонденту «Вечерки» во время выезда на место.
В области начнут закрывать русские школы?
Все варианты – полные кранты
Уже после первых бесед с жителями города, работниками СОШ №3, родителями учащихся вырисовались три основные версии: политическая, экономическая и вариант… рейдерского поглощения учебного заведения. Все они пошли в разработку. Согласно первой, как утверждали ее сторонники, местная власть в лице руководства райгосадминистрации в своем стремлении перепрогнуться перед высшим руководством решила первой отрапортовать о «полной украинизации» района. Подведя под такое свое стремление надуманные причины, госчиновники вроде как рассчитывали втихую от общественности заработать «одобрямс», респект и уважуху. Таким образом, автоматически причастными к «делу» становятся и более высокие структуры.
Те же, кто держится за экономическую тему, причины возможного закрытия школы видят в желании опять-таки местной власти перенаправить финансовые потоки из образовательной сферы в иные русла – чуть ли не для поддержания на плаву «нужных» людей. Самые сдержанные собеседники называли необходимость жесткой экономии в период всеобщего кризиса. Но и для них оставалось непонятным, отчего единственным объектом экономии станет именно русская школа.
И, наконец, третья версия. Немало высказываний посвящено некому местному предпринимателю, который вроде бы вознамерился «прирастить» к своему бизнесу здание школы, превратив ее в гостиницу, а немалую территорию – в автостоянку. Учащиеся рассказывали, будто сами видели, как этот человек чуть ли не с обмером ходил по территории. По словам моих собеседников, бизнесмен, заручившись поддержкой той же местной власти, добивается перемещения «личного состава» учебного заведения в здание другой, не полностью заполненной школы. А само здание путем различных процедур арендовать или выкупить.
В чужой монастырь…
По словам директора СОШ №3 Людмилы Прокопенко, несколько дней назад ее пригласили в отдел образования райгосадминистрации. В конфиденциальной обстановке в присутствии начальника отдела Игоря Косенко и заместителя главы РГА Елены Корж было заявлено: если в должной мере не будет возможности финансирования образования в районе, то нужно будет как-то сокращать потребление. Не за счет ущерба учебному плану, а за счет сбережения средств на энергоносители. То есть, перевести классы из третьей школы в СОШ №5 (самая новая и большая школа Верхнеднепровска, но украинская, как и все остальные).
- Этот вариант был предложен на случай крайней необходимости, - рассказывает Людмила Николаевна. – Конфиденциальность собрания я полностью соблюдала. Но уже на следующий день с самого утра вся школа бурлила. Дети плакали, звонили родителям. Те перезванивали мне. В результате к 12 часам в школе собралось около 50 родителей. Тут уж мне пришлось признаться в том, что такое совещание имело место.
Директор надеется, что при переходе в другую школу все классы сохранятся – как и нагрузка учителей. Но это при условии, что дети перейдут всем классом. А это как раз и под вопросом. Ведь из-за удаленности пятой школы от центральной части Верхнеднепровска, близости набережной и частного сектора, а также наличия других вопросов дети могут оставить свои классы и перейти в украинские школы по месту жительства.
- Несмотря на то, что представители пятой школы относятся к нам вполне доброжелательно, мы не думаем, что такое соединение желательно, - выразила не только свое мнение Людмила Прокопенко. – Начнутся серьезные проблемы между детьми и между целыми классами. Очень тяжело идти в чужой монастырь со своим уставом. Здесь мы с помощью родителей оборудовали свои кабинеты, каждый чувствует в нем себя хозяином. Кстати, мы стали единственной школой района, в котором поддержали объявленную Президентом Украины и губернатором области акцию, поставив шесть современных окон.
Эта школа, как один общий дом, единая семья, где все в ответе за каждого. На протяжении 7 лет ни у одного из учащихся не было приводов в милицию. Кстати, в прошлом году ее ученики занимали призовые места в областных олимпиадах по английскому и русскому языкам. А по результатам внешнего независимого тестирования эта школа с русским языком обучения заняла по району… второе место! По математике – тот же результат. Это я к тому, что утверждения о недостаточном уровне подготовки не могут являться основанием для расформирования или переформатирования СОШ №3.
Кого же ели на тайной вечере?
В том, что никаких политических аспектов или оттенков в данном вопросе организаторы и участники «конфиденциального собрания» не преследовали, убеждает начальник отдела образования райгосадминистрации Игорь Косенко. Вопрос, мол, сугубо финансово-экономический.
- Если мы ежегодно получали дотации, то и вписывались в существующие в образовательной отрасли нормы обеспечения, - без особой конкретики отвечает на вопросы Игорь Викторович. – Без дотаций все ложится на плечи районного бюджета. Который, к сожалению, не настолько эффективный, чтобы обеспечить все потребности.
По его словам, с каждым годом в районе вообще и в третьей школе в частности уменьшается число учащихся. Если на 1 сентября 2007 года в районе насчитывалось 5152 ребенка, то на 1 сентября этого года их осталось 4949. Но при этом не снижается ни педагогическая нагрузка на учителей, ни количество объектов со всем обслуживающим их персоналом. Почему разговоры ведутся именно вокруг третьей школы? «Оказывается», она имеет наименьшую наполняемость! Недобор около 56 процентов - хотя в той же пятой школе, рассчитанной на 1200 человек, учатся всего 390. Недобор в 70 процентов! Отчего ж тогда не рассматривается вариант перемещения (если он реально необходим) с точностью до наоборот?
Еще более интересной выдалась беседа с зампредом райгосадминистрации по вопросам соцполитики Еленой Корж. Она утверждает, что никаких предложений от коммерсантов по поводу какой-либо передачи школы в аренду или даже продажи в администрацию не поступало – в этом просто нет смысла. Ее ответы на мои вопросы кому-то могут даже напомнить лекцию по вопросам ликвидации предприятий.
- Учитывая политический аспект вопроса с единственной русской школой, мы стараемся действовать очень аккуратно, - раскладывает все по полочкам Елена Анатольевна. – Для того, чтобы остановить любое юридическое предприятие, должен быть начат процесс ликвидации. А с учетом общественной значимости данной школы, он должен быть выдержан в четком соответствии с требованиями закона. Нам никто не даст его нарушить. Вначале должно быть некое обращение, сделанное в той или иной форме к территориальной громаде. Как и при принятии любого регуляторного акта, тут также необходимо провести общественные слушания. А уже на сессии будут рассмотрены все мнения за и против. И только после этого можно будет закрывать школу.
Школы – народу, рейдерам – заводы?
Ну, а так как ничего подобного пока что не состоялось, то и говорить о закрытии не имеет смысла. Пока… Елена Корж убеждает, что то самое собрание было «просто разговором о том, какие видения руководителей могут быть в случае, если ситуация будет крайне сложной». Никто, мол, и не говорил, что кто-то куда-то будет переселяться.
- Хотя других вариантов пока просто нет. Нужно рассчитать все возможные ходы, если на 1 января сложится тяжелая ситуация, а бюджет принят так и не будет, - продолжает «социальный» зампред. – Мы десять лет никого не закрывали, но сейчас уже просто не выдерживаем. Финансирование третьей школы в январе предусмотрено, как и для других школ. Мы подсчитали, что это получаются очень большие деньги.
Задавая те же вопросы по поводу слухов о закрытии русской школы зампредседателя райсовета Валерию Коваленко, я получил краткий и понятный ответ: «А чего со мной-то беседовать? Это администрация слух пустила! Пока депутаты районного совета не проголосуют, никаких решений приниматься не будет. А тем более в отношении русской школы. Как бывший заведующий районо, скажу: если какие-то разговоры на эту тему и могут начаться – то ближе к 1 сентября».
В свою очередь глава Верхнеднепровской райгосадминистрации Василий Дудка виновниками обострения ситуации считает… родителей, а также политических провокаторов. Ну, не рейдеров же, право?
- Информацию о закрытии третьей школы я подтвердить не могу, - разводит руками Василий Петрович. – Но хочу опровергнуть домыслы и всякие разговоры по этому поводу. Никто эту школу не закрывал и не собирается. Ни в каких антикризисных мероприятиях, о которых мы говорим с осени, третья школа города Верхнеднепровска не фигурирует. И вряд ли будет фигурировать в плане закрытия в ближайшие десять лет. Здесь кто-то пытается сделать политическую игру. Кому именно это выгодно – сказать не могу. Не может быть здесь и рейдерского захвата – это просто не укладывается ни в какие рамки. Объектами таких захватов могут быть предприятия: заводы, фабрики, шахты. Хочется, чтобы все разговоры о закрытии школы как можно быстрее прекратились. И, скорее всего, они идут от самих родителей учащихся.
Без права на пересдачу
В тот же вечер состоялось общешкольное родительское собрание. Более двухсот родителей, педколлектив и даже учащиеся высказались по поводу закрытия школы однозначно: вопросы финансирования – это проблема взрослого населения. В том числе и районных управленцев. И их ни в коем случае нельзя решать за счет детей. От присутствующей на собрании Елены Корж потребовали довести до районного руководства мысль о том, что должны быть найдены другие пути выхода из трудной ситуации. В том числе внедрение энергосберегающих технологий, установка счетчика, строительство собственной котельной. Родители не прочь помочь личным участием – большинство из них в свое время заканчивали именно эту школу и просто привыкли считать ее своей. Со всеми вытекающими выводами. Думаю, подобное отношение может стать примером для многих учебных заведений. Такой опыт выживания перенимать нужно, а не переводить куда-то!
На собрании было решено создать на основе родительского комитета инициативную группу, которая на правах общественной организации будет присутствовать на «профильных» заседаниях сессий райсовета и комиссий, рабочих совещаниях исполнительных органов местного самоуправления. Люди не стремятся идти в оппозицию к власти. Но и обвести себя вокруг пальца не дадут. А в случае чего они даже готовы организовать возле школы палаточный городок и дать отпор любому рейдеру: будь то чиновник или бизнесмен.
В ближайшие дни состоится сессия Верхнеднепровского районного совета. Люди надеются, что депутаты останутся с народом.
Наша справка
- В Верхнеднепровской СОШ №3 на сегодняшний день насчитывается 202 учащихся (около 46 процентов проектной «мощности»), 23 учителя и 12 человек техперсонала.
- Школа официально не имеет «своего» микрорайона. Учиться сюда приезжают дети из соседних населенных пунктов, добираясь порой за 12-15 километров.
- В позапрошлом году в первый класс набрали 11 человек, в прошлом – 13, в этом году – уже 21. На будущий год планируется не меньше.
- Со слов экономиста отдела образования райгосадминистрации, оплата только энергоносителей на школу обходится бюджету в 123 тысячи гривен в год.
Комментарий автора В свое время в Верховной Раде в первом чтении был проголосован проект закона о содержании сельских общеобразовательных школ. Но дальше этого дело не пошло. Принятая формула расчета содержания в зависимости от количества человек в школе уже почти не работает. С уменьшением числа учащихся снижается и размер содержания учебного заведения – при том, что нагрузка на педагогов остается той же, а расходы на содержание здания и оплату техперсонала растут. Кроме того, всевозможные объекты, занимающиеся организацией внешкольного воспитания детей, в основной список просто не включаются. Соответственно, содержать их приходится за счет других объектов.