Авиакомпанию "Сибирь" шантажируют слиянием
15.12.2008, 13:22
В четверг гендиректор «Сибири», Владислав Филев направил письма министру экономического развития Эльвире Набиуллиной и руководителю Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорю Артемьеву, в которых пишет, что его компания нуждается в господдержке, но не может ее получить из-за Левитина. Министр транспорта, говорится в письмах, еще 17 октября сообщил Филеву, что «крайне заинтересован в объединении «Сибири» и «Аэрофлота». Затем вице-премьер Сергей Иванов поручил выделить авиакомпаниям через госбанки 30 млрд руб. Но в сформированный Минтрансом список претендентов на эти деньги «Сибирь» не попала, говорится в письмах.
19 ноября помощник Левитина Александр Юрчик, сославшись на поручение министра, сообщил Филеву, что «Сибирь» «не может рассчитывать на господдержку». «Однако денежные средства зарезервированы и будут оперативно предоставлены, если я соглашусь на слияние с «Аэрофлотом», — пишет Филев. А 20-21 ноября топ-менеджеры ВТБ и Сбербанка уведомили его, что решение о выделении кредитов для «Сибири» зависит от позиции Минтранса. «Кризисная ситуация в отрасли используется для поглощения авиакомпании “Сибирь” при активном включении административного ресурса, — резюмирует Филев в письме Набиуллиной. — При этом господдержка, изначально нацеленная на стабилизацию рынка, используется как инструмент недобросовестной конкуренции».
«Аэрофлот» получает около $500 млн в год в виде роялти за пролет иностранных перевозчиков над территорией России. Если бы не эти деньги, рентабельность «Аэрофлота» в 2007 г. составила бы минус 5%, тогда как у «Сибири» этот показатель равен 0,35%, подсчитал Филев. Рентабельность же перевозок «Аэрофлота» на внутренних линиях колеблется от минус 10% до минус 42%, утверждает он.
Филев подтвердил, что писал Набиуллиной и Артемьеву. Письма еще не получены, сообщили представители Минэкономразвития и ФАС. Помощник Левитина Светлана Крыштановская комментировать письма Филева не стала. Она лишь сообщила, что на встрече с Левитиным 10 ноября Филев сообщил, что «Сибирь» может не выжить без получения дополнительных кредитов из-за чрезмерной долговой нагрузки. С Юрчиком связаться не удалось.
«Сибирь» не входит в перечень авиакомпаний, которым ВТБ предоставляет льготное кредитование, сообщил представитель банка. Сбербанк готов сотрудничать, говорит источник в банке. Но на господдержку «Сибирь» рассчитывать не сможет, поскольку у нее «слишком хорошая ситуация в отличие от других».
Заместитель гендиректора «Аэрофлота» Лев Кошляков отметил, что «Аэрофлот» тоже не получал льготных кредитов. Кошляков утверждает, что Филев сам инициировал переговоры о продаже доли в «Сибири». Но они были прерваны, когда приглашенная «Аэрофлотом» инвесткомпания не была допущена к финансовой документации «Сибири».
Именно из-за угрозы захвата «Сибири» «Аэрофлотом» авиакомпания недавно перевела сбор денег за билеты на принадлежащую Филеву и его жене Наталье авиакомпанию «Глобус», говорил на прошлой неделе представитель «Сибири». Но Левитин указал Филеву на недопустимость такой схемы, говорит Крыштановская. Филев эту претензию признал. Совет директоров «Сибири» 5 декабря действительно не одобрил вынесенный менеджментом вопрос о наделении «Глобуса» полномочиями координировать выручку компании и снял его с повестки дня, сообщил председатель совета директоров «Сибири» Альберт Кошкин.
Филев же добавил, что туроператоры и распространители авиабилетов оповещены о том, что схема перечисления выручки остается прежней. Такое письмо получено в середине прошлой недели, подтвердил один из топ-менеджеров «Аэроклуба». То есть выручка от продажи билетов «Сибири» идет на счета «Сибири», а от билетов «Глобуса» — на счета «Глобуса», уточнил он.
Более того, на встрече с Левитиным 10 ноября Филев заявил, что «Глобус» продан, говорит Крыштановская. Филев подтвердил эту информацию. Имя покупателя, дату и сумму сделки он уточнять не стал. «Интерфакс» вчера передал, что «Глобус» достался структурам, близким к акционерам «Ист лайна». Представитель последнего эту информацию не подтверждает.