Профсоюзный переворот
15.12.2008, 13:22В условиях финансового кризиса до предела обострилась борьба между политическими силами за контроль над профсоюзами. И от ее исхода зависит, насколько агрессивными будут в своих требованиях сотни тысяч рабочих, вынужденных сегодня мириться с массовыми сокращениями и отпусками за свой счет на крупнейших промышленных предприятиях.
До последнего времени Федерацию профсоюзов Украины контролировал Блок Юлии Тимошенко. Если точнее, организацию формально возглавлял близкий БЮТ Игорь Луцишин, но на местах каждое областное отделение имело и всячески проявляло собственные политические симпатии. Поскольку глава ФПУ особой инициативностью на своем посту не отличался, его влияние медленно, но уверенно снижалось. Дошло до того, что Донецкое отделение ФПУ, возглавляемое народным депутатом Василием Харой (фракция Партии регионов), открыто заявило о своем нежелании в дальнейшем подчиняться Луцишину.
Летом нынешнего года стало очевидно, что все идет к смене руководства, и 17 июля совет ФПУ принял решение о проведении съезда. Дату назначили с запасом — 10 декабря. За это время региональные отделения должны были определиться со своими кандидатами.
10 декабря прошло, но съезд так и не состоялся. Донецкому отделению ФПУ удалось совершить небольшой переворот в руководящих органах организации в обход ранее запланированной процедуры.
За три недели до планируемого съезда в Киеве собрался совет Федерации профсоюзов. Главным вопросом на заседании было обсуждение всех деталей, связанных с приездом делегатов, и предварительного списка кандидатур на пост главы организации. Во всяком случае, так планировалось изначально. Но при странных обстоятельствах заседание совета ФПУ превратилось в выборы нового председателя.
Голосовались несколько кандидатур, но ни одна из них поддержки не получила. Когда же значительная часть членов совета покинула заседание, на голосование была выставлена кандидатура Василия Хары. Он набрал большинство голосов присутствующих. Во всяком случае, так было объявлено журналистам. Само заседание было проведено в условиях беспрецедентной закрытости. Ни один представитель прессы на него допущен не был.
Как бы там ни было, переворот в ФПУ вдруг сделал очевидной всю цепь событий, которые в последние месяцы происходили вокруг этой организации. На протяжении осени ее региональные отделения подвергались рейдерским атакам. Пик агрессивности рейдеров пришелся на середину ноября, аккурат к заседанию скандального совета.
По данным МВД, 16 ноября возле зданий ФПУ в областных центрах стали собираться граждане спортивного телосложения, по 20—30 человек. Они предприняли попытки проникнуть в помещения. Те, кому это удалось, взламывали сейфы, изымали печати и даже проводили импровизированные заседания с целью избрания новых руководителей областных организаций.
Милиция задержала около полусотни рейдеров и выяснила весьма любопытные подробности. Во-первых, большинство привезенных на захваты людей — донецкие спортсмены. Во-вторых, опрос их координаторов выявил существование целого плана по смене руководства Федерации профсоюзов. Его конечным пунктом была рейдерская атака на здание ФПУ в Киеве, на Майдане Незалежности.
МВД удалось заблокировать реализацию этих намерений. Но, как видим, организаторам рейдерских атак удалось достичь своего и без применения силы. Любопытная деталь: попытки захватов были предприняты практически во всех областных организациях федерации, кроме Донецка.
Министр внутренних дел Юрий Луценко склонен усматривать в рейдерских атаках попытку дискредитировать действующее правительство. «Организаторами акции по захвату офисов ФПУ стали силы, недовольные тем, что правительство достигло договоренностей об исключении посредников при поставках газа из России», — предположил министр. Правда, логику своих рассуждений он объяснить так и не смог. Поэтому тут же уточнил, что это исключительно его личное мнение.
Судя по всему, министр внутренних дел просто не отслеживал цепочку событий, происходивших в последнее время вокруг крупнейшей общественной организации страны. Хотя не исключено, что просто среди лиц, координирующих захваты, были представители близких регионалам газотрейдеров.
В любом случае, МВД лишь притормозило, но не остановило реализацию плана по смене руководства ФПУ. Возможно, министр посчитал нужным не вмешиваться в эту борьбу, пока дело не дойдет до правонарушений. Между тем уже после избрания Василия Хары выяснилось, что незаконным было даже проведение совета ФПУ, на котором произошел профсоюзный переворот.
Отставленный руководитель федерации Игорь Луцишин заявил, что на самом заседании совета зачитал решение Хозяйственного суда Харьковской области, которым проведение этого мероприятия 20 ноября прямо запрещалось. Иск был подан Харьковским областным комитетом профсоюза предпринимателей. Основанием для решения суда стал устав ФПУ, в котором полномочия совета по смене руководства выписаны противоречиво.
По сути, представитель БЮТ пытался использовать зацепки в уставе, чтобы сохранить должность. Но каким бы сомнительным ни было решение суда, на момент проведения заседания совета запрет действовал. Похоже, это — самое слабое место в позициях регионалов и персонально Василия Хары в руководстве Федерации профсоюзов.
Вне всяких сомнений, бютовцы попробуют взять реванш. Они уже ведут переговоры с областными организациями ФПУ о том, чтобы все-таки провести съезд организации и рассмотреть на нем вопрос о новом главе. Очевидно, борьба за контроль над мощнейшей организацией только начинается.
Между тем Партия регионов намерена использовать мощный ресурс в политических целях. На ближайшее время готовится масштабная акция протеста, возможно, забастовка. Учитывая, что регионалы остались за бортом правительственной коалиции, несложно догадаться, что главным требованием будет отставка Кабинета министров. Дата акции еще не определена, но подготовительная работа ведется полным ходом.
На минувшей неделе в ФПУ состоялось заседание представителей профсоюзов, объединяющих работников бюджетных организаций. «Относительно протестных акций — они, в принципе, уже назрели у бюджетников, которые готовы к таким акциям, вплоть до забастовок», — предупреждает Василий Хара.
Одновременно представители новой власти в ФПУ активизировали переговоры на Донбассе, пытаясь взбудоражить профсоюзы угольщиков. Главный аргумент:
Минуглепром якобы распорядился закрывать и консервировать шахты, а шахтеров увольнять. Министр угольной промышленности Валентин Полтавец эти слухи категорически опровергает. Но не исключено, что регионалам удастся привлечь к акциям протеста и шахтеров.
Чем закончится противостояние БЮТ и Партии регионов за контроль над ФПУ, пока предположить сложно. Но шаткость нынешних позиций регионалов очевидна. Как очевидна и слабая готовность бютовцев эффективно руководить такой огромной организацией, проводя через правительство ее стратегические решения.
Как ни странно, большинство руководителей областных организаций ФПУ никак не задействованы в войне двух гигантов. Они склоняются к необходимости провести съезд федерации, на котором определиться и с руководящими органами, и с политической позицией в условиях кризиса. О своих нынешних предпочтениях они рискуют говорить лишь после обещания со стороны журналистов не называть в материале конкретных имен. И заявляют, что проголосовали бы за кандидата, который находится вне нынешней схватки политических гигантов.
Судя по всему, съезд ФПУ все-таки состоится. Хотя уже следующим документом, который подписал Василий Хара после решения об избрании себя главой федерации, стала отмена ранее запланированной даты съезда, слишком уж велико недовольство происходящим на местах. Если областные профсоюзные лидеры съедутся в Киев, много неприятного о себе наверняка услышат как регионалы, так и бютовцы.
А пока, под шумок переворота, новая власть в ФПУ детально изучает список принадлежащего федерации имущества. Ведь, кроме политической, организация представляет собой и огромную экономическую ценность. Здесь есть где разгуляться поклонникам рейдерских схем.
Олег ОЛЕКСЮК