Траектория устойчивого развития
27.10.2010, 11:53
«У меня есть тысячи специалистов, которые могут построить пирамиду, и нет ни одного, который знал бы, стоит ли её строить», - сказал в свое время 35-й президент США, Джонн Кеннеди.
А в мире не как не найдут устойчивую бескризисную модель развития общества…
Абсолютно любая экономическая модель базируется на духовно-нравственной составляющей сущности человека и на следующих отсюда межличностных отношениях.
Те, безнравственные черты личности, которые сегодня закладываются в основу политико-экономической модели отношений в обществе - не является прочной опорой. Так, как, они не поддерживаются сознанием развитого человека. А то, что в нас есть хорошее и по-настоящему прочное – упрямо отвергается. В народе об этом говорят проще - справедливому помогаю, не справедливому нет. Есть два критерия – справедливо и не справедливо. «Железную» причинно-следственную взаимосвязь нравственности и дела, некоторые или полностью не понимают, или не придают ей решающего значения. В итоге имеем, что имеем – кризис.
Не справедливую систему постоянно кризисно трясёт и лихорадит. Наше сознание её отрицает.
Если мысли, есть начало дела, то их цена больше дела. Кроме материальных ресурсов, они экономят время. Упущенное, бесценное время невосполнимо. За невежество платят кризисом и жизнями. Истина проста и лежит на поверхности, а человеку свойственно её искать в глубине.
«Когда мир благоденствует?» - спросили мудреца. - «Когда его цари философствуют, а философы царствуют», - последовал ответ. (V век, д. н. э., Диоген).
Мир благоденствует - когда народ имеет возможность выбрать власть и легко её отозвать. В этом случае избранная власть думает о нуждах народа, видя в нём не своих слуг, не «овец для стрижки шерсти», а предмет ежедневной заботы, как залог своего личного благополучия. Наобещал, не справился – отозвали.
Демократия – политическая свобода выбора народа и каждого гражданина в отдельности. Гражданин вправе независимо (а не по желанию партийного вождя), свободно избирать депутатов и отзывать их. В легкой возможности отзыва заключается механизм контроля и осуществления народовластия. Свободный выбор и легкий отзыв - простая суть демократии. Без этого демократии нет. – А, есть, ложь и обман.
Не имеющий свободного выбора, не может распоряжаться своей судьбой. Разумеется, тогда ни он сам, ни общество, ни государство, как совокупность подобных ему бесправных граждан развития не имеет.
Бесправное общество отстает во всём. Как игрок в шахматы, просчитывает на несколько ходов вперед, предвидя поражение, прекращает партию, так любой здравомыслящий человек не предпримет ни единого шага, если будет знать, что его действия приведут в тупик. Отсюда в обществе, где нет демократии - безволие, иждивенчество, патернализм. В таких условиях люди не хотят трудиться. Труд превращается в рабство (в работу). На нежелание работать, и сетует ныне власть, и ищет тому причину. А причина – в них самих, в не демократии.
Без демократии наблюдается застой, который неуклонно приводит к падению уровня жизни, преждевременной смертности, росту дегенеративных проявлений в обществе, сокращение продуктивной, мыслящей части населения. Полезные знания, научные предложения, разработки обществом, остаются не востребованными. - Нет спроса, нет разумного потребителя. В политически бесправном, подавленном обществе, народ катастрофически глупеет и ожесточается. «Народу много, а людей не много» (V век, д.н.э., Платон).
Следом за политическим бесправием, приходит ограбление народа - налогами, ценами, возможностью свободной деятельности, отсутствием справедливости в судах, в свободе слова, собраний, референдума и прочем. Без свободы и развития, порабощенный разум блуждает в поиске смысла жизни, ищет причину неудовлетворённости, отсюда умственный и духовный голод. Иной, в отмщение злому миру, укравшему его право на свободную жизнь, заполняет пустоту крайне разрушительными для себя и для окружающих пристрастиями: к алкоголизму, наркомании, преступности, стяжательству, терроризму и т.д. - Это причина и цена отсутствия демократии в государстве. Жертвами её в разной мере становятся все без исключения.
В этом состоит и частный ответ на вопрос, почему на сегодня половина мужчин в России не доживают до пенсионного возраста 60 лет. - Деморализованный бесправный народ вымирает быстрее.
У диктатуры есть заинтересованность в удержании народа в не осознанном ограниченном информацией состоянии.
Средства массовой информации (СМИ), находящиеся на службе диктатуры, выполняют функцию «громоотвода», отвлекая сознание от политических проблем. Свобода слова ими искаженно представляется, как свобода распространения зла. «Неприятных вестей не сообщай и паче того, не слушай» - говорил в XVII веке испанский писатель и философ Бальтасар. Не свободные СМИ выливаются на общество потоки безнравственности. Ежедневно закачиваются в информационное пространство негативные «новости», которые собирают раздражение, уводя внимание от действительных проблем. На здоровье и психику человека «новости» действуют разрушающе. Рекламируя негатив, причинно-следственная связь частных явлений и общей политики скрывается.
«Всё чрезмерное обычно вызывает резкое изменение в противоположную сторону. Не меньше это наблюдается и в государственных устройствах». (V век, д. н.э., Платон). Так и чрезмерное ограничение политических прав граждан, ведущее к деградации общества - закончится резкими переменами.
Демократия - как свобода выбора и борьба с пороками в обществе, единственная возможность для человека, общества, государства благоденствовать и прочный путь устойчивого успешного развития.
Владимир Гарматюк Россия, Вологда