Налоговику сломали палец
12.12.2008, 13:25Что было в "Бердянском райагропромснабе"? Заказ, рейдерство, оперативные действия?
В четверг, 13 ноября, на территорию предприятия ОАО "Бердянский райагропромнсаб" в 8 часов утра зашли неизвестные люди. Четверо из них были одеты в форму бойцов физзащиты, остальные — около пятнадцати человек, в штатском.
Обычные следственные действия? Но почему при этом отдел бухгалтерии был закрыт на весь день, работа предприятия парализована, а лица, действующие на предприятии, не представлялись? Руководство ОАО "Бердянский райагропромснаб" уверено, что такие действия правоохранителей не случайны и носят ярко выраженный заказной характер.
Кто пришел?
Из почти двадцати вошедших, представилась только одна — следователь Надежда Холод. Но она не посчитала нужным представить остальных ее сопровождающих, хотя должна была это сделать. По закону в таких случаях руководству предприятия обязаны предоставить документ о составе следственной группы. Ни документов, объясняющих присутствие этих людей, ни удостоверений личности руководству "НПО Агринол" предъявлено не было.
Позже участники процесса отказались представиться и руководителю ОАО "Бердянский райагропромснаб" Александру Пономареву, на территории предприятия которого проходили следственные действия. Также отказались они представиться и представителям СМИ, прибывшим на место событий. На все попытки найти старшего отправляли к человеку в штатском, который даже не являлся следователем, что особенно странно: в соответствии с УПК подобными действиями может руководить только следователь.
Что искали?
Надежда Холод предъявила постановление об обыске на предприятии ООО "НПО Агринол", которое находится на территории ОАО "Бердянский райагропромснаб". Должностные лица "Агринола" предложили помочь выбрать документы, указанные в постановлении.
Как рассказал директор ООО "НПО Агринол" Юрий Ковальчук, который во время проверки находился в командировке, еще в октябре они получали постановление о выемке необходимых для следствия документов, но там не было точного перечня запрашиваемых документов, неверно указан юридический адрес предприятия. К тому же уголовное дело было заведено на предприятие, с которым "Агринол" вообще никогда не имел хозяйственных отношений. Поэтому от предприятия был направлен письменный ответ следователю с просьбой уточнить постановление.
Для понимания ситуации необходимо объяснить, что по закону, если в ходе следствия необходимы хозяйственные документы, то сначала предприятию предлагают добровольно передать их, и только в случае отказа, применяется постановление об обыске.
Как искали?
Вернемся к месту событий. Группа неизвестных в штатском зашла в отдел бухгалтерии. Несмотря на полное содействие работников предприятия, двери в отдел были перекрыты бойцами физзащиты.
- Работники физзащиты с самого утра заблокировали вход в бухгалтерию и никого туда не пропускали, — рассказывает заместитель председателя правления ОАО "Бердянский райагропромснаб" Валерий Синеок. — Доводы о том, что на этой территории работают сотрудники целого ряда предприятий, никого не интересовали. Мы объясняли, что постановление, которое они предъявили, не предусматривает ограничение свободы, перемещения, и не предусматривали вообще никаких действий направленных против людей. Однако товарищи, которые не представились, вели себя, мягко говоря, странно. Складывалось впечатление, что даже если они и являлись правоохранителями, то действовать в рамках закона не собирались в принципе.
- Из постановления на обыск следовало, что проводятся следственные действия по уголовному делу, — говорит главный бухгалтер ООО "НПО Агринол" Елена Медведева, — но это уголовное дело заведено не на "НПО Агринол" и не на ОАО "Бердянский райагропромснаб", а в отношении третьего лица — иногородней фирмы с которой у "Агринола" нет никаких хозяйственных отношений. Ситуация называется: "нам нужен любой, законный или незаконный предлог, чтобы проникнуть на предприятие".
К тому же, не было конкретного перечня документов, которые необходимо было предъявить, хотя в соответствии с УПК их список должен быть указан в постановлении об обыске или выемке. Со слов работников бухгалтерии, команду следователя это мало интересовало. По мере того как "запрашиваемые" документы подготавливались, начинались новые требования.
Действия правоохранителей окончательно перестали вписываться в рамки закона: они активно копались во всех документах, которые находились в бухгалтерии, рылись в тумбах столов, требовали вскрывать сейфы, пытались изъять сервер. Их не смущало, что все это являлось имуществом других предприятий. Правоохранители оказывали моральное давление на работников бухгалтерии. Они намеренно не пускали представителей руководства и адвоката предприятия в помещение бухгалтерии, чтобы им никто не мог запретить это своеволие.
- Нас регулярно, наверное, чаще, чем большинство других предприятий города, проверяет налоговая инспекция, — рассказал Александр Пономарев. — Никогда ранее инцидентов не было. Мы тщательно разобрались в данном вопросе. На сегодняшний день нам уже известно, кто из бердянских политических деятелей это инициировал, кто из областных налоговых руководителей отдавал приказ. И, разумеется, просто так мы этого дела уже не оставим. Это действительно рейдерство с ярким политическим окрасом. Предполагаю, что некоторые СМИ не упустят возможности сделать из этого политически выгодную сенсацию. Но для нас по-прежнему первостепенны: устойчивая работа предприятия и благополучие работников. Компания работает в прежнем — стабильном режиме.
Прибывшие на место журналисты "Бердянских ведомостей" увидели, что неизвестные не пускали в отдел бухгалтерии даже председателя правления ОАО "Бердянский райагропромснаб" Александра Пономарева.
- На каком основании вы не пропускаете меня на территорию моего предприятия? — потребовал ответа у руководителя группы Александр Пономарев. — Предъявите хоть одно решение, постановление, ордер, любой документ, по которому вы имеете право ограничивать перемещение людей по территории данного предприятия.
Но вразумительных ответов на эти вопросы не было. Ни один из сотрудников не представился, не предъявил ни личного удостоверения, ни документов, подтверждающих полномочия.
В это время в коридоре и на улице стали собираться работники предприятия. Действия неизвестных, как любая рейдерская атака, направленная на захват предприятия, вызвали понятное беспокойство у работников. В то время, когда в стране бушует экономический кризис и предприятия одно за другим закрываются, все опасаются за свои рабочие места.
И только тогда люди, называющие себя правоохранителями, начали, видимо, осознавать, что своими действими они окончательно накалили ситуацию. Руководство предприятия и представителей СМИ пропустили в помещение бухгалтерии. Но, по-прежнему, никто не аргументировал своих действий и не представлялся. На улице и в помещении напряжение нарастало. Люди требовали ответов на свои вопросы. Работники стояли стеной, не желая расходиться.
- Мы здесь на хлеб зарабатываем, — говорили рабочие, — А вы что хотите? Предприятие закрыть?! Мы этого не допустим! На что наши семьи жить будут?!
Формировалась давка. Конфликт уладили через несколько минут. Но в давке один человек повредил палец. Как оказалось позже, это был представитель областной налоговой милиции. Его тут же отвезли в больницу и провели необходимые процедуры.
После этого на предприятие приехали представители Бердянской прокуратуры и горотдела милиции. Был составлен протокол о происшествии, после чего представители областных правоохранительных органов покинули предприятие, пообещав еще вернуться…
"Налоговики" уехали. Но кто даст гарантию, что попытки сводить политические счеты не продолжатся, и от этого не будут страдать обычные люди, рядовые сотрудники предприятия?
Официально
Судья Бердянского горрайонного суда Лариса Богомолова:
- Мне поступила на рассмотрение жалоба "НПО Агринол", но по сути она мною не рассматривалась. Так как подобные жалобы должны рассматриваться по месту проведения досудебного следствия. А поскольку следствие проводится в Запорожье, то такую жалобу должен рассматривать суд, на территории которого находится данный следственный орган. А в Бердянске проводились только лишь следственные действия. Но изучив предоставленные мне материалы, как судья, могу сказать о том, что в составленной жалобе "НПО Агринол" указан один из моментов нарушения Уголовного процессуального кодекса органом досудебного следствия. Но высказывать свое мнение, не рассмотрев данную жалобу по существу, и ссылаться на какие-то конкретные действия я не имею права.
Заместитель начальника городского отдела милиции — начальник штаба Виктор Кирносенко:
- Я лично выезжал 13 ноября на "Райагропромснаб". В тот день в милицию позвонили из областной налоговой инспекции и попросили разобраться в конфликтной ситуации, возникшей на предприятии. На месте сотрудники налоговой предъявили мне документы, которые подтвердили формальную законность обыска на "Агриноле". Конфликт же возник на почве того, что кроме указанной в постановлении документации областная налоговая хотела изъять и компьютер, который являлся электронным носителем информации. Когда мы прибыли на место, то ситуация там была нервозная, но ничего сверхъестественного не происходило. Но так как одному из представителей налоговой инспекции повредили палец, мы составили описание места происшествия. Могу сказать, что ранее никаких конфликтных или неоднозначных ситуаций, связанных с работой правоохранительных органов, ни на "Агриноле", ни на "Райагропромснабе" не происходило. Материалы по повреждению пальца были переданы в городскую прокуратуру.
Валерия Буханова, Алексей Калинин, Екатерина Смирнова