ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяПолитика › Всероссийский «круглый стол» «Технологический прорыв, инновационный путь развития – основа реализации Транспортной стратегии России до 2030 года»

Всероссийский «круглый стол» «Технологический прорыв, инновационный путь развития – основа реализации Транспортной стратегии России до 2030 года»

11.12.2008, 13:44

В ТПП РФ на Ильинке, 6 состоялся Всероссийский «круглый стол» на тему: «Технологический прорыв, инновационный путь развития – основа реализации Транспортной стратегии России до 2030 года».

Вел мероприятие президент Союза транспортников России Виталий Ефимов.

С приветственным словом к собравшимся обратился вице-президент ТПП РФ Сергей Катырин. Когда разрабатывалась стратегия, кризиса еще не было, а теперь следует учитывать и этот момент, отметил он. И тем более важно, что для обсуждения выбрана именно тема инновационного пути реализации стратегии, причем речь идет об инновациях технических и управленческих. Это верный подход.

С докладом об узловых моментах Транспортной стратегии выступил Министр транспорта РФ Игорь Левитин. Впервые в стратегии на первое место поставлены общесоциальные и общеэкономические ориентиры, и только вслед за ними – общетранспортные и по видам транспортной деятельности. Впервые также делается акцент на критериях качества транспортных услуг, что предполагает разработку и введение в действие модели соответствующего конкурентного рынка этих услуг. Сейчас разрабатывается план реализации Транспортной стратегии: сформированы индикаторы достижения целей; создана общая для всех целей и задач стратегии «среда реализации»; определены первоочередные мероприятия. Необходима концепция гармонизации транспортного законодательства, и она сейчас разрабатывается, подчеркнул министр.

В настоящее время транспортная отрасль находится в стадии реформирования. Необходимо подготовить проект стратегической реформы всего комплекса, отметил Игорь Левитин. Нужна увязка мероприятий стратегии со схемами территориального планирования регионов, областей, городов. Необходимо построить эффективную систему научно-технического обеспечения инновационного развития отрасли. Наконец, крайне нужны качественные трудовые ресурсы. Решив вышеперечисленные задачи, мы обеспечим реализацию Транспортной стратегии России до 2030 года, подчеркнул Игорь Левитин.

Доклад президента Союза транспортников России Виталия Ефимова был посвящен основным направлениям работы по реализации Транспортной стратегии. Предстоит добиться увеличения производительности транспортной отрасли в 2-4 раза, отметил он, в два раза снизить долю транспортных издержек в себестоимости национальных товаров. Мы вступаем на путь интенсивного инновационного развития, что требует поднять на совершенно новый уровень управление. Об этом нужно особенно задуматься. Необходим некий орган с функциями координатора реализации стратегии, который, возможно, мог бы быть сформирован в Минтрансе России или создан при Правительстве РФ. Следует от имени профессионального сообщества обратиться в Правительство с подобным предложением, считает Виталий Ефимов.

По мнению главы Союза транспортников России, необходимо также создать на федеральном уровне службу интеллектуально-логистического обеспечения реализации стратегии. Следует на основе сохранившихся в стране отраслевых НИИ организовать российский научно-транспортный центр с филиалами в округах; подобные центры должны быть созданы также в регионах для решения своих задач, причем всем им нужно особое внимание уделять именно практической стороне НИОКР. Раньше отраслевая наука была как бы встроена в производственный цикл. Следует к этой модели вернуться. Вообще подобные центры - вещь сегодня привычная, но не у нас, а за границей. Вот в США их сегодня 30, а в ближайшее время будет уже 60. Это «точки роста» всего самого нового, перспективного.

Виталий Ефимов поддержал идею разработки и реализации проекта стратегической реформы всего транспортного комплекса, то есть с включением в него всех видов транспорта. Пока такой проект имеет только ОАО «РЖД», но в нем речь идет о стратегии развития только одной, пусть и очень крупной, компании. Необходимо увязать в один проект взаимозависимые цели и задачи развития авиации, речного, автомобильного транспорта и т.д. Следует заняться также структурой собственности на транспорте. Налоговое законодательство сконструировано так, что объективно выгодно, например, в автомобильной отрасли существование именно крайне малых, крохотных транспортных предприятий, имеющих 2-3 машины. Таких около 80 процентов на транспорте (это около 4 млн автомобилей). На западе доминируют компании, имеющие 300-400 автомобилей, а малые фирмы дополняют их работу, беря на себя выполнение ряда транспортны услуг. Совершенствование законодательства должно также обеспечить развитие транспортных компаний. Сейчас многие компании существуют на грани выживания, работают на грани фола и нарушения законодательства, чтобы выживать. В целом же задачи перед нами всеми стоят большие и сложные, и только совместными усилиями бизнеса и власти их можно решить, следовательно, и отношения здесь должны быть партнерскими, заключил Виталий Ефимов.

Заместитель главы Комитета Госдумы РФ по транспорту Вячеслав Дубровин напомнил, что рано или поздно, но Россия вступит в ВТО. Сразу остро встанет вопрос готовности техрегламентов, в том числе в транспортной сфере, и системы национальных стандартов. При нынешних темпах для решения этих проблем понадобятся годы и годы. Вообще же для того, чтобы реализовать Транспортную стратегию, необходимо принять более тридцати законов. Время идет, законопроекты не разработаны, а на то, чтобы они стали законами, нужно время, существует достаточно долгая процедура их согласования и одобрения в Правительстве, а потом прохождения в Госдуме.

Выступавшие в прениях обращали внимание на различные аспекты реализации стратегии. Поднимались вопросы использования новых технологий и инновационных разработок. Анализировалось состояние дорожного хозяйства страны (например, в провинции ежегодно сокращается дорожная сеть на несколько сотен километров). Выступающие говорили о необходимости менять тарифную политику, которая становится серьезным препятствием для развития всей транспортной системы. Не проработана стратегия территориального размещения производительных сил, а без этого трудно планировать все остальное. Следует усилить научную составляющую в реализации Транспортной стратегии и особое внимание уделить управленческим инновациям, без которых трудно, практически невозможно поднять на качественно более высокий уровень весь транспортный комплекс страны.

Результаты обсуждения, итоги этого своеобразного «мозгового штурма» обобщаются специальной рабочей группой. Позиция профессионального сообщества будет доведена до сведения соответствующих исполнительных органов власти.

Департамент информации и связей с общественностью ТПП РФ, А. Бондарь

Accelerated with Web Optimizer