ЕЩЁ НОВОСТИ
Главная › Заберут ли у Суркиса киевское "Динамо"?

Заберут ли у Суркиса киевское "Динамо"?

03.12.2008, 11:07

Во время оранжевой революции автор этих строк встретил за сценой Площади молодого человека в куртке и бейсболке модного тогда цвета "оранж".

Он длительное время не ездил в Украину с тех пор, как осенью в 2002 году провел неделю в Подольском изоляторе временного содержания, когда милиция неожиданно "обнаружила" у него в кармане пистолет "браунинг" и пакет с кокаином.

Через несколько дней после встречи на Площади Константин Григоришин - а это был именно он - дал интервью "Украинской правде", которое вышло с заглавием: "Я заберу "Динамо" (Киев) у Суркиса из принципа".

Прошло четыре года со времени того разговора, и уже семь лет - с того момента, как начался развод прежних бизнес-партнеров. И сегодня Григоришин, который проиграл суды в Украине, получил новый шанс достичь своей цели.

Как стало известно "Украинской правде", Григоришин подал в Высокий суд правосудия в Лондоне иск против акционеров "Динамо" (Киев).

В свое время Григоришин был владельцем 20% футбольного клуба "Динамо" (Киев), которыми он владел через оффшорную компанию Pacific International Sport Clubs Limited.

Доли братьев Суркисов была распределена среди других оффшорок. В результате, по мнению Григоришина, незаконных операций Суркисы размыли его 18-процентную долю до 0,1%.

Украинские суды заняли сторону братьев и в итоге многолетней волокиты оставили Григоришина ни с чем. Тогда он решил судиться в Лондоне.

Хотя главным оппонентом Григоришина был Григорий Суркис, ответчиками в британском суде определены должностные лица "Динамо" - его брат Игорь Суркис и Валентин Згурский.

Формально именно они, по мнению Григоришина, своими действиями нанесли ему убытки и лишили доли в футбольном клубе.

По информации "Украинской правды", судья Высокого суда принял иск Григоришина к рассмотрению. После этого адвокаты Суркиса подали на обжалование этого решения, поскольку не признают британскую юрисдикцию для упомянутых событий.

Зато Григоришин настаивает на подсудности дела, потому что в определенный момент акционером ЗАО Футбольный клуб "Динамо" (Киев) была компания-резидент Великобритании.

Ходатайство адвокатов Суркисов будет рассмотрено уже в январе 2009 года, но сам процесс может затянуться не на один месяц, а то и год.

В Украине уже были прецеденты, когда во внутреннем споре ставил точку Высокий суд правосудия в Лондоне. Да, Ринат Ахметов в связи с публикацией статей о его прошлом подал иск против сайта "Обозреватель" и выиграл его.

Интернет-издание длительное время отказывалось признавать юрисдикцию этого решения, но недавно обнародовало извинение перед Ахметовим и согласилось оплатить компенсацию 100 тысяч долларов.

Процесс, инициированный Григоришиным, опасен для владельцев "Динамо", учитывая опыт их оппонента успешно завершать судебные споры в Лондоне.

Да, в прошлом году Григоришин выиграл арбитраж у партнера Суркиса Игоря Коломойского, который касался продажи акций шести облэнерго.

В конечном итоге Коломойский выплатил Григоришину компенсацию за недополученные прибыли на облэнерго.

Особенность нынешнего иска Григоришина против Суркиса в том, что он подан не к арбитражу, а к Высокому суду правосудия.

Это значит, что все участники процесса приносят присягу, а только потом дают свидетельство. Если выяснится, что свидетель врал, ему угрожает тюремное заключение на территории Великобритании.

Судебный процесс предусматривает вызов на допрос в суд Григоришина как истца, Суркиса-младшого и Згурского как ответчиков, а также свидетелей со стороны защиты и обвинений, которых согласует суд.

По требованиям, слушания могут происходить в закрытом режиме, а допрос длиться несколько рабочих дней. В это время участники процесса не имеют право контактировать со своими адвокатами, чтобы те не могли откорректировать свидетельство своих клиентов.

Как рассказывают очевидцы, начатый Григоришиним процесс уже нанес нервные переживания младшему из братьев. В прошлую среду Игорь Суркис вместе с "Динамо" прилетел на матч с "Арсеналом" в Лондону, где ему и попробовали вручить сообщение о судебном иске, который является обязательным требованием британского правосудия.

По словам источников "Украинской правды", события, происходили в лондонской гостинице, где остановился Суркис. Сначала президент "Динамо" вроде бы ознакомился с текстом документу, но потом отказался его принимать.

Похожая история уже имела место в конфликте между Борисом Березовским и Романом Абрамовичем.

Чтобы передать судебную повестку Абрамовичу, Березовскому пришлось преследовать прежнего партнера в одном из бутиков Лондона.

Абрамович отказался принимать документы и они упали прямо на пол магазину Hermes. Однако Березовский заявил, что намеревается использовать кадры видео-наблюдения в магазине, чтобы доказать, что Абрамович проинформирован о суде против него.

После терактов в Лондоне в начале 2000-х годов камеры наблюдения укрыли весь город - поэтому, очевидно, они были также и в гостинице, где Суркису пытались вручить повестку.

В то же время сам Игорь Суркис не стал общаться с "Украинской правдой".

Через свою секретаршу он передал, что иск не получал, а на вопрос, знает ли он об инициирующем Григоришиным судебном процессе, президент "Динамо" ответил: "Нет, но, возможно, что-то известно моей адвокатам".

Григорий Суркис, невзирая на предыдущее согласие, также избежал интервью с "Украинской правдой".

Чего хочет Григоришин?

Судебное требование Григоришина заключается в том, чтобы Суркисы предоставили ему право приобрести 98% акций "Динамо" (Киев), которого он был лишен во время дополнительной эмиссии в 2004 году.

Суркисы и Григоришин были бизнес-партнерами с 1998 по 2001 год, однако трактовки их отношений кардинально отличаются.

По версии Григоришина, Суркис просто требовал с него акции предприятий при "кришевании" бизнеса.

Гарантией их партнерства должно было быть общее участие в уставном капитале "Динамо". Григоришин утверждает, что отдал Суркису за 20% акций футбольного клуба 40% Запорожского ферросплавного завода, акции облэнерго и комбината "Днепроспецсталь".

"Вначале в меня было 90% акций Запорожского ферросплавного завода. Потом пришел Гриша и сказал: "Понимаешь, я хочу быть с тобой партнером, но денег в меня нет, ничего нет, но у меня есть "Динамо Киев", которое стоит безумных денег и политически нам поможет. И я тебя предлагаю 20% "Динамо Киев", ты станешь нашим партнером на всю жизнь".

Говорю я: "Гриша, мнет не нужно "Динамо Киев". Он: "Нет, ну ты понимаешь, что ты станешь вторым после Кучмы человеком, ты станешь моим братом, в меня есть два брата - Игорь Суркис и ты!".

Я понимал, что в покое не оставят. Мне, слава Богу, не хотелось начинать войну. Говорю я: "Хорошо, Гриша, давай 40% акций ферросплавного на 20% Динамо Киев".

Я отдал эму часть ферросплавного, часть облэнерго, часть "Днепроспецстали". (Из интервью Григоришина "Украинской правде")

По версии Суркиса, все выглядело наоборот - именно они спасли бизнес Григоришина от упадка:

Григоришин стал акционером "Динамо" по своему собственному желанию! И как маленький ребенок радовался полученной визитке члена совета акционерного общества "ФК "Динамо" Киев"! У меня перед глазами эта картина: он просто прыгал от удовольствия!

Мы по отношению к нему всегда вели себя очень-очень по-человечески. А он ведет себя безнравственно и аморально.

Я познакомился с Григоришиным в 1998 году по просьбе человека, которому я не мог отказать. На том этапе Григоришин предложил партнерство. Я говорил с им как бизнесмен с бизнесменом, а не как человек, который, как он говорит, "дал эму крышу".

Мы договорились о совместном ведении бизнеса. И в этих рамках я сделал все, чтобы тот бизнес, который у Григоришина был в упадке, был реанимирован. Но в 2001 году Григоришину показалось, что наша группа ослабела (тогда Медведчука сместили с поста первого вице-спикера парламента), и он решил поискать вторых партнеров". (Из интервью Суркиса "Украинской правде")

По словам Григоришина, сначала его доля в "Динамо" составляла 20%, однако впоследствии 2% по просьбе Григория Суркиса он вроде бы подарил на день рождение Леониду Кучме.

Неприятности Григоришина не ограничились арестом около ресторана "Эгоист", который, по его убеждению, был организован Суркисом и Медведчуком.

Во времена руководства Медведчуком администрации президента Григоришин потерял контроль над облэнерго, над долями в банке "БИГ-Энергия" и телеканале ТЕТ, а также вынужден был продать остальные акции Запорожского ферросплавного Игорю Коломойскому, чтобы спасти хоть какие-то деньги.

А в 2004 году начался многоэтапный процесс изменения структуры собственности футбольного клуба.

Суркис объяснял эти действия необходимостью привести уставный капитал "Динамо" к требованиям УЕФА. Сначала состоялась дополнительная эмиссия, в результате чего доля Григоришина уменьшилась с 18% до 0,1%. Однако он все равно оставался участником «Динамо».

Потом сеть оффшорных фирм, которые связывали с Суркисами, затребовали продать свои паи. Поскольку "Динамо" было закрытым акционерным обществом, то компания Григоришина хотя и владела микроскопическим пакетом, но имела приоритетное право приобрести акции.

Получив письмо-приглашение, Григоришин ответил согласием. Однако оффшорные компании отказались удовлетворить заявку, потому что, по их словам, получили подтверждение уже по окончании пятидневного срока, когда действовал опцион.

В конечном итоге главными акционерами клуба стали Игорь Суркис и Валентин Згурский, соответственно президент и председатель наблюдательного совета "Динамо". Григоришин назвал эти действия "мошенничеством менеджмента клуба".

Но Суркис продолжил контратаку. По решению Оболонского райсуда Киева, компания Pacific International Sport Clubs Limited вообще была вычеркнута из числа акционеров "Динамо", однако впоследствии Верховный суд обновил ее в правах владельца 0,1%, что позволило и дальше претендовать на первоочередной выкуп акций.

Чтобы окончательно лишиться Григоришина, "Динамо" (Киев) было реорганизовано сначала из закрытого акционерного общества в открытое, а затем - в общество с ограниченной ответственностью.

В апреле 2008 палата по административным делам Верховного суда признала законной реорганизацию "Динамо" из ЗАО в ОАО.

Кроме Киева и Лондона, Григоришин и Суркис столкнулись в суде... Новосибирска. Это вообще уникальная история, которая могла бы завоевать место в учебниках по рейдерству.

Местная газета "Честное слово" решила перепечатать интервью Григоришина "Украинской правде", датированного декабрем 2004, через год... после его выхода в Украине. Но по факту публикации в периферийной российской прессе "Динамо" (Киев) здесь же подало иск в арбитражный суд Новосибирской области.

Ответчиком по делу о защите деловой репутации было назначено издание "Честное слово", Григоришин - соответчиком. Создание фиктивных оснований для рассмотрения дела в удобном суде - это классика рейдерства.

В конечном итоге Григоришину была присуждена компенсация моральных убытков владельцам "Динамо" на миллион евро. Но о самом иске, поданном против него, Григоришин узнал... уже когда исполнительной службой были арестованы его счета.

Чтобы переиграть ситуацию, адвокатам Григоришина пришлось переселиться из Москвы в Новосибирск. В конечном итоге они выиграли апелляцию, а затем - кассацию...

Поэтому, учитывая творческий подход сторон к решению многолетнего спора, суд в Лондоне станет "украшением" межолигархических войн в Украине.

Украинская правда, перевод ИА Advisers

Accelerated with Web Optimizer