ЕЩЁ НОВОСТИ
Главная › Логика Андрея Клюева

Логика Андрея Клюева

14.11.2008, 13:24

«Укрподшипник» даже с учетом залога абсолютно всех имеющихся у него активов вряд ли сможет самостоятельно мобилизовать необходимую для покупки ПИБа сумму

На минувшей неделе совладелец «Укрподшипника» депутат от Партии регионов Андрей Клюев заявил о подготовке к покупке контрольного пакета акций АКБ «Проминвестбанк». Этот банк является владельцем разветвленной филиальной сети и занимает почетное первое место в ранге кредиторов крупных государственных предприятий и компаний, работающих в секторе энергетики, металлургии и тяжелого машиностроения

Мастер накликать перевыборы

Андрей Клюев считается еще одним центром притяжения в Партии регионов наряду с Виктором Януковичем и Ринатом Ахметовым. У Андрея Петровича есть общие черты с обоими — он сочетал работу в органах государственной власти с бизнесом. Когда Клюев в 1994 году стал заместителем председателя Донецкого облсовета, он был гендиректором завода «Укрподшипник», который и стал основой его бизнеса. В 1996 году Андрей Петрович перешел на работу в донецкую мэрию, где занял кресло первого заместителя тогдашнего градоначальника и лидера Партии регионального возрождения — прототипа Партии регионов — Владимира Рыбака. Двумя годами позже Клюев перебрался в Донецкую облгосадминистрацию на должность зампредседателя. Когда в 2001 году Партия регионов окончательно оформилась в своем теперешнем виде, Клюев стал первым заместителем ее руководителя, которым на тот момент был Николай Азаров.
В 2002 году Клюев выходит на уровень политика всеукраинского масштаба — становится народным депутатом, а в 2003 году занимает должность вице-премьера по ТЭК в правительстве Виктора Януковича. На президентских выборах 2004 года Андрей Клюев был одним из ключевых игроков команды Виктора Януковича. В 2006 году он получил 14-е место в списках Партии регионов и снова стал депутатом, а когда была создана «антикризисная» коалиция и Янукович во второй раз стал премьером, Андрей Петрович снова-таки занял кресло вице-премьера по ТЭК. И опять Клюев стал одним из ведущих игроков политической команды Виктора Януковича — поговаривают, что именно он «скупал» депутатов от БЮТ и НУ для создания проправительственного конституционного большинства в парламенте. Его деятельность на этом поприще не увенчалась успехом. Более того, она стала поводом для объявления перевыборов. В связи с этим Клюев был отодвинут в партии на второй план.
Снова выдвинуться на первые роли Клюев смог совсем недавно — по слухам, именно он был главным переговорщиком с БЮТ о совместных действиях в парламенте, что вылилось в антипрезидентские голосования «бютовцев» и «регионалов» 2 сентября. И эти действия вновь стали поводом для объявления Виктором Ющенко досрочных парламентских выборов. Что касается Клюева, то после того как Янукович согласился с «группой Ахметова» договориться о перевыборах с Секретариатом Президента, он в очередной раз оказывается не у дел. Впрочем, Андрей Петрович ищет союзников на стороне не только в политике. Такие же непростые пути он выбирает и в бизнесе. Так, в 2005 году для покупки австрийского банка Burgenland Клюев объединился с собственником «ММК им. Ильича» Владимиром Бойко, который к этому времени уже сбежал из фракции ПР в СПУ (у Бойко давний бизнес-конфликт с Ахметовым). Впрочем, и этот альянс не достиг поставленной цели — Клюев и Бойко проиграли в тендере на покупку австрийского банка.

ДОСТИЖЕНИЕ контроля над кредитами подобного рода предприятий заметно облегчит будущему владельцу ПИБа их неминуемую приватизацию, если тот решит в ней участвовать. Не меньший вес новому хозяину банка в экономике обещают принести и пока что числящееся за ПИБом операционно-кассовое обслуживание счетов «Нафтогаза Украины», НАЭК «Энергоатом» или государственных теплогенерирующих компаний

Обвальный шум

Депутаты от ПР Андрей и Сергей Клюевы, а также Валентин Ландык пока что ничего не заявляют прессе о подобного рода перспективах. До недавнего времени связанные с ними компании попытались собрать консорциум вкладчиков банка, предлагая за счет их вкладов в ПИБе провести эмиссию и получить акции банка. По данным ГКЦБФР, принадлежащий Ландыку концерн «Норд» значился вторым по числу акций акционером ЗАО «АКБ «ПИБ», а первым числилась шахта им. Засядько Ефима Звягильского (также члена фракции ПР). В конце минувшей недели Нацбанк Украины (НБУ) отклонил эмиссионную схему оздоровления банка и потребовал внесения живых денег: около $1 млрд. для поддержки ликвидности и $400 млн. для увеличения уставного капитала. Кроме того, необходимо было погасить кредит НБУ на сумму $1 млрд.

К 5 ноября представители НБУ заявили, что 68% акций ПИБа уже проданы стратегическому инвестору, имя которого пока не разглашается до закрытия сделки. До появления на горизонтах падения ПИБа группы во главе с депутатами ПР Клюевым и Ландыком пресса называла еще как минимум трех других возможных покупателей акций ПИБ. В их числе назывались совладелец украинского «Дельта Банка» Николай Лагун, который якобы был готов заплатить за 75% акций ПИБа до $500–600 млн., а также российский инвестор и глава финансовой группы «Интелинкс»/Универсальный банк сбережений Дмитрий Клюев, который, по неофициальной информации, оценил указанный выше пакет акций ПИБ в $700–750 млн.

Ныне проданный минимальный пакет из 68% акций существенно отличается от максимального пакета в 75% акций, который готовы были купить российские инвесторы. Такой объем продажи, при детальном взгляде, наиболее устраивает украинский истеблишмент — он увеличивает будущий «кредитно-управленческий зазор» и для группы акционеров банка из числа вкладчиков, таких, как Ландык или Звягильский, и для акционеров физических лиц во главе с Владимиром Матвиенко и колоритным издательством ЗАО «Рось».

ПЕРИОД ПОЛНЫХ СИЛ И СЛАБЫХ МОТИВОВ

Еще несколько лет назад основанная в начале 2000 года братьями Андреем и Сергеем корпорация ЗАО «Укрподшипник» могла бы выглядеть почти идеальным, но совершенно невозможным инициатором покупки указанного пакета акций. Тогда у корпорации был вес, но не было мотиваций. С тех времен ситуация кардинально изменилась. Первоначально ЗАО объединило 13 предприятий в различных сферах деятельности. Причем финансовую базу для расширения давали не сверхприбыльные гранитные карьеры и активы в пищепроме (прочные позиции в производстве подсолнечного масла), а скромное ОАО «Донецкцветмет» (ДЦМ). До банкротства в 2005 году оно являлось собственностью Донецкого облсовета, заместителем главы которого долгие годы был Андрей Клюев. Благодаря контролю над производствами через украинско-германское СП «Донкавамет» сфера влияния корпорации «Укрподшипник» быстрыми темпами распространилась на производство меди и всех ее сплавов. В результате к 2002–2003 годам группа могла претендовать на роль первой украинской вертикально интегрированной компании в цветной металлургии. В тот стартовый период в сферу влияния корпорации вошли, например, крупнейший в Украине производитель рафинированной меди и латуни Артемовский завод по обработке цветных металлов (АЗОЦМ), два ведущих отраслевых НИИ «Вторцветмет» и «Цветметпереработка», а также основные донецкие потребители медной продукции — крупный производитель кабеля ОАО «Донецккабель», оператор энергораспределительных сетей «Сервис Инвест» и энергогенерирующая компания «Востокэнерго». В финансовом секторе опорой корпорации стали небольшой по меркам Донбасса Актив банк и СК «Оранта Донбасс» («Орадон»), контроль над которым Клюевы установили в содружестве с ОАО «Харцызский трубный завод», входящим в группу СКМ.

Но высокий спрос на некогда основную подшипниковую продукцию не спас концерн «Укрподшипник» от утраты позиций на этом рынке, и к 2003 году ЗАО проиграло лидерство конкурентам. В их число вошли не только группы предприятий SKF Украина (бывший «Луцкий подшипниковый завод») и «Харьковский подшипниковый завод» (ХАРП) Анатолия Гиршфельда, но даже местный, казалось бы, дружественный донецкий капитал, представленный «Винницкой подшипниковой компанией» и ООО «Укрподшипник» Александра Лещинского. Позже, в 2003–2004 годах, «Укрподшипник» Клюевых продолжал демонстрировать утраты и не смог произвести логическое расширение своих крепких позиций на медно-кабельном рынке за счет позиций на смежных рынках. К ним относятся металлургия электросплавов, а также производства вторичного цинка, алюминия и других металлов, которые активно потребляются энергетикой и машиностроением.

ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ БАНКОВСКИХ АМБИЦИЙ

В период, когда «Укрподшипник» сосредоточился почти исключительно на медно-кабельном рынке и вел войну за контроль над АЗОЦМ с российской группой «Ренова» Виктора Вексельберга (ее интересы представляла ИК «Арт Капитал»), другие сегменты цветной металлургии Донбасса взяли под контроль «чужие» компании. К их числу можно отнести киевских инвесторов, взявших в аренду часть мощностей Зуевской ГРЭС (принадлежащей «ВостокЭнерго») для выпуска сверхдефицитного на украинском рынке феррованадия. Сумел сохранить свою независимость от Клюевых и ОАО «Торезтвердосплав», который производит сплавы на основе меди, вольфрама и кобальта. «Автономно» существовала и донецкая корпорация «Укрсплав», которая состоит из константиновского «Укрцинка» и харьковского алюминиевого завода «Укргермет». Предприятия этой группы производят латунь и бронзу и являются потребителями медной продукции АЗОЦМ. Но в финансовом отношении основатели «Укрсплава» Евгений Геллер и Спартак Кокотюха стали откровенно тяготеть к протекции со стороны группы СКМ Рината Ахметова, а не структур братьев Клюевых.

Несостоявшиеся амбиции корпорации «Укрподшипник» по горизонтальному расширению своего контроля на другие отрасли цветной металлургии связывались с фигурой влиятельного, но уже немолодого главы правления корпорации Анатолия Минченко, который до перехода на работу в компанию братьев Клюевых был министром Украины по вопросам промышленной политики и топливно-энергетического комплекса, а также возглавлял Госкомрезерв. Несколько отличные от Минченко взгляды на экспансию Клюевых в цветной металлургии имел многолетний глава ЗАО «НПК «Укрцветмет» Сергей Грищенко. Последний, судя по всему, был вынужден учитывать интересы не только АЗОЦМ и «Вторцветмет», но и других игроков рынка. К ним относятся группа киевских «Комет консорциум»/«ЦветметХолдинг», которые контролируют луганский «Интерсплав» и одесский «Обимет», а также целая дюжина отечественных кабельных заводов, которые жестко конкурируют с «Донецккабелем».

К 2005–2006 годам «Укрподшипник» стал уходить и с куда более перспективного рынка производства электроэнергии. Уход принял вид официально объявленной продажи 35% долей в «Востокэнерго», а также продажи небольших пакетов акций в энергетическом концерне «ДТЭК» и связанной с ним компании «Техремпоставка». Покупателями активов выступили предприятия группы СКМ Рината Ахметова, сумма сделки не разглашалась.

Украинская пресса того времени называла разные причины, побудившие Клюевых продать СКМ перспективные энергоактивы. Наиболее очевидным объяснением выглядела «кремниевая версия». К 2007 году Клюевы вдруг проявили заинтересованность к металлургии кремния, к которой они ранее были равнодушны. В ходе реализации этих амбиций «Укрподшипник» в кооперации с компанией «Силикон» Александра Едина приобрел в середине минувшего года контроль над запорожским ОАО «Завод Полупроводников». Корпорация Клюевых после этой покупки официально нацелилась на другие кремниевые предприятия Украины, такие, как государственные ОАО «Чистые металлы» и «Кремнийполимер», а также дочернее предприятие «Донецкая химико-металлургическая фабрика» мариупольского «ММК им. Ильича». Правда, дальнейшее наступление братьев Клюевых несколько застопорилось после приватизации в 2008 году компаниями Константина Жеваго «Чистых металлов», ключевых для «Силикона» и всей кремниевой отрасли. Это событие в очередной раз откорректировало темпы экспансии «Укрподшипника».

ЭНЕРГИЧНОЕ ВЫПИРАНИЕ

Еще одна версия причин ухода Клюевых из «большой энергетики» — так и не реализованные в 2005–2007 годы намерения корпорации купить за сумму до $1 млрд. небольшой коммерческий банк в Австрии, который был якобы остро необходим группе предприятий «Укрподшипник» для повышения эффективности коммерческого кредитования торговых операций группы (в качестве возможных объектов так и не состоявшейся сделки рассматривались банки Вavag и Burgenland). Подтверждал эту версию и тот факт, что в процессе подготовки к несостоявшейся покупке корпорация «Укрподшипник» в 2007 году неожиданно для многих решила разрушить «медную вертикаль» и ушла с рынка кабельной продукции, продав российской группе «СевкабельХолдинг» 74% акций ОАО «Донбасскабель». Кроме этого, в унисон с данной продажей корпорация провела еще одну сделку: «Укрподшипник» продал 75% минус 1 акция своей австрийской управляющей компании Slav Hundels мариупольскому ОАО «ММК им Ильича».

Весь приведенный выше ход развития в 2000–2008 годы группы «Укрподшипник» демонстрирует явный дефицит надежных и прочных финансовых партнеров — их недостаток, по сути, привел к утрате активов группы в энергетике, а затем создал угрозу позициям компании в цветной металлургии. Группа СКМ Рината Ахметова таким партнером, судя по всему, стать не смогла.

В этом контексте крайне примечательной стала выброшенная в прессу информация о подготовке создания Андреем Клюевым под эгидой Slav Hundels международного консорциума с целью выкупа пакета акций киевского АКБ «Проминвестбанк» (ПИБ). Но с учетом того, что предприятия корпорации контролируют около 60% украинского медного рынка с ежегодным общим оборотом, не превышающим $250 млн., «Укрподшипник», даже учитывая залог абсолютно всех имеющихся у него активов, вряд ли сможет мобилизовать для этой покупки сумму более $400 млн. В таком случае законченные оптимисты смогут предположить, что в условиях упавшего на черную металлургию кризиса партнер Клюевых по Slav Hundels, мариупольский «ММК им. Ильича», каким-то чудом сможет мобилизовать на покупку доли в банке еще до $500 млн., распродав непрофильные активы. Даже если это партнерство состоится, аккумулированных средств все равно не хватит, поскольку только погашение долгов ПИБа оценивается в сумму не менее $1,5 млрд. Кроме того, следует учесть, что ведущим непрофильным активом «ММК им. Ильича» является не только вышеуказанная кремниевая «Химико-металлургическая фабрика» но и неразрывно связанные с ней лицензии на Мазуровское и Азовское месторождения металлов редкоземельной группы. Доразведка и последующая разработка этих месторождений требуют крупных долгосрочных инвестиций и самое главное, привлечения из-за рубежа профильного промышленного инвестора, умеющего работать на специфическом малотоннажном рынке. Поиск и подготовка этого инвестора займут длительное время, несопоставимое по рамкам с нынешними быстрыми темпами подготовки ПИБ к продаже, что делает союз Slav Hundels в старом формате невероятным.

ПОСЛЫ ПО ЦВЕТНЫМ ПОРУЧЕНИЯМ

Скорее всего, Андрей Клюев и Владимир Бойко в рамках целевого консорциума для покупки этого банка попытаются найти союзников в богатой российской цветной металлургии. Ведь ее компании уже не первый год показывают крайнюю заинтересованность в изоляции украинского рынка цветных металлов от своих европейских конкурентов. Такая политика далеко не ограничивается контролем россиян над Николаевским глиноземным заводом, Запорожским алюминиевым заводом, Побужским ферроникелевым заводом или украинскими кабельными заводами российской группы МАИР — ведь еще не затронутыми инвесторами с Севера остаются интересующая братьев Клюевых металлургия кремния, а также весьма успешно работающая украинская титановая промышленность. Последняя, по статистике минувшего 2007 года, кстати, принесла Украине $290 млн. экспортных доходов, находясь на третьем месте после экспорта алюминиевой продукции на $317 млн. и медного экспорта на $309 млн. Для возврата к эпохе полноценной активности этих «цветных» внешнеторговых оборотов ПИБа, конечно же, не хватит. Ведь еще 1 июля этого года этот банк занимал шестое место в Украине по суммарным активам в 27,5 млрд. грн. и обязательствам в 21,8 млрд. грн., правда, мало кому известны его нынешние параметры работы после кризиса. Как неизвестно и то, кто именно из крупных российских инвесторов делегировал «Укрподшипнику» свои интересы и в чем пообещал помочь — в достижении реванша давно утраченных позиций в энергетике, в удовлетворении постоянных амбиций в цветной металлургии или же в выполнении сугубо политических задач.

ВЫХОД В СУПЕРЛИГУ

Игра Клюевых по покупке ПИБа имеет и серьезнейшую внутриполитическую подоплеку. Многие эксперты сразу же стали говорить о том, что братья Клюевы выступают определенными гарантами перед иностранными коллегами. Они якобы должны гарантировать «невозвратность» процессов. Но такой статус автоматически поднимает роль этих политиков как во внутриукраинских, так и во внутриполитических раскладах. Андрей Клюев давно считался более-менее самостоятельным политическим игроком, который имеет свою собственную точку зрения на те или иные процессы. Но, возглавив процесс по «гарантированию продажи» ПИБа, он выходит на новый уровень — самостоятельного международного игрока. Но проблема Андрея Клюева состоит в том, что пока он может заручиться лишь поддержкой со стороны Тимошенко и ситуативно — со стороны Януковича. С другими политиками ему надо договариваться фактически с нуля.

АНДРЕЙ СТАРОСТИН

Accelerated with Web Optimizer