Росимущество вышло на аренду
07.04.2008, 11:21
После того как вступило в силу решение арбитражного суда Московской области о возврате государству аэровокзального комплекса «Домодедово», стало известно ещё о трех исках Росимущества к структурам группы «Ист Лайн». Эти иски касаются уже аэродромного комплекса, арендуемого
Иск о признании недействительным дополнения N15 к договору аренды был подан в конце февраля. 29 апреля арбитражный суд Московской области уже начнет рассматривать дело по существу. Дополнением, подписанным 12 апреля 2007 года, были оформлены условия мирового соглашения, утвержденного президиумом Высшего арбитражного суда (ВАС) 24 октября 2006 года.
В исковом заявлении Росимущество ссылается на ничтожность договора аренды, заключенного 13 мая 1998 года. Росимущество делает вывод, что дополнение к ничтожному договору также является недействительным. Впрочем, в последующих пунктах искового заявления говорится, что дополнение N15 является самостоятельной сделкой (новацией), заключенной без согласия Росимущества и Росавиации, а также без проведения инвентаризации имущества, требуемой законом. В заявлении также указывается, что арендная плата 92 млн. руб. в год является заниженной, тем более что за вычетом НДС сумма составляет всего 75,44 млн. руб. в год.
В Росимуществе утверждают, что целью иска является не лишение «Ист Лайна» возможности использовать аэродром, а изменение условий договора. «Суд должен обязать стороны выполнить условия мирового соглашения, подписав новый договор аренды»,- говорят в ведомстве, поясняя, что арендная плата должна рассчитываться на основании акта оценки имущества аэродрома.
Руководитель
Юристы согласны, что иск Росимущества косвенно направлен на пересмотр мирового соглашения. «Просто потребовать, чтобы суд пересмотрел мировое соглашение в сторону повышения арендной платы, Росимущество не может»,- говорит адвокат Московской городской коллегии адвокатов Алексей Мельников. Партнер юридической фирмы ЮСТ Артур Рохлин уверен, что мировое соглашение, утвержденное высшей судебной инстанцией в рамках процесса, в котором участвовали все заинтересованные лица, прямо оспаривать бессмысленно. «Новый иск Росимущества является процессуальной уловкой и попыткой сыграть на формальных моментах, но, по сути, это та же самая попытка оспорить мировое соглашение»,- отмечает юрист.
Иск Росимущества, по мнению Артура Рохлина, серьезных перспектив не имеет: «Суд не утверждает мировое соглашение, если оно противоречит закону и нарушает права третьих лиц. Если же суд утвердил мировое соглашение, то он тем самым признал действительность договора аренды, а также констатировал, что этот договор не нарушает интересы Росимущества». Алексей Мельников, впрочем, отмечает, что вопрос о ничтожности договора аренды в этом деле самый сложный, поскольку если сделка незаконна, то она является ничтожной независимо от наличия решения суда. Иными словами, отмена постановления суда, признавшего договор аренды ничтожным, ещё не означает, что договор действителен, и это подчеркивает в своем иске Росимущество. При этом господин Мельников обращает внимание на противоречивость самого искового заявления: «Одновременно утверждать, что допсоглашение является ничтожным, поскольку ничтожен сам договор аренды, и называть допсоглашение самостоятельной сделкой нельзя — один аргумент исключает другой».
Два других иска Росимущества, поданные 18 марта, касаются взыскания с
Эксперты полагают, что без единых правил расчета арендной платы государство вынуждено будет и дальше судиться с администрациями аэропортов. «Росимущество должно озаботиться тем, чтобы разработать единую схему расчета арендной платы для всех аэропортов. Вместо этого ведомство вымогает у наиболее успешных управляющих компаний все новые и новые платежи»,- говорит глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Гендиректор консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак полагает, что Домодедово сейчас находится в середине очередного этапа реконструкции и действия Росимущества могут просто сорвать планы «Ист Лайна» по развитию аэропорта. Благодаря переходу в него ведущих западных авиакомпаний, таких как Lufthansa, уверен эксперт, Домодедово должно стать лучшим российским аэропортом.
Условия мирового соглашения
Мировое соглашение было заключено в рамках дела о признании недействительным самого договора аренды, заключенного 13 мая 1998 года. Такой иск ещё в 2003 году подал арендодатель — ФГУП «Администрация аэропорта Домодедово»,- посчитавший, что не имел права сдавать в аренду имущество, необходимое для его собственной производственной деятельности. В феврале 2005 года иск удовлетворил федеральный арбитражный суд Московского округа. А 24 октября 2006 года президиум ВАС утвердил мировое соглашение, увеличившее арендную плату в 30 раз. Росимущество, участвовавшее в деле третьим лицом, с суммой согласилось, но настаивало на заключении нового договора аренды, проект которого позволял арендодателю в определенных случаях расторгнуть договор в одностороннем порядке. Суд тем не менее счел возможным заключение допсоглашения, а все решения по делу отменил.