Марк Перрен Де Бришамбо: мы имеем «полузамороженный» конфликт
09.06.2010, 15:10Генеральный секретарь ОБСЕ Марк Перрен Де Бришамбо в интервью телеканалу RT озвучил позицию организации по обстановке в Европе и на Ближнем Востоке. Среди главных тем - обстановка в Южной Осетии до и после конфликта.
Хотел бы начать нашу беседу с наиболее жарко обсуждаемого на сегодняшний день вопроса - вопроса нападения Израиля на флотилию с гуманитарным грузом в Газу, которое спровоцировало волну критики по всему миру.
Данный вопрос незамедлительно оказался на повестке дня ОБСЕ, ведь послы встречаются два раза в неделю, и данный вопрос был поднят рядом стран, таких как Турция, например. Таким образом, до тех пор, пока не началось расследование и пока не были приняты политические решения по результатам расследования, очень вероятно, что политические дебаты будут продолжаться. Израиль – средиземноморский партнер ОБСЕ, который сидит за тем же круглым столом в Вене, что и остальные полноправные члены ОБСЕ.
Россия уже давно выступает с призывами реформировать структуру европейской безопасности. Как Вы считаете, в свете этих последних событий стоит ли Европе начать уделять более пристальное внимание этому вопросу?
Работа идет. На протяжении последних 18 месяцев ОБСЕ вела непрерывную работу, которая началась на греческом острове Корфу под председательством Греции, была продолжена в ходе горячих консультаций в Вене, а следующим этапом станет неофициальная встреча под председательством Казахстана в Алма-Аты, и эта встреча, возможно, перерастет в саммит. Таким образом, ОБСЕ пересматривает собственные ценности и обязательства. Другие организации также работают. Вы можете наблюдать то, что происходит в рамках НАТО, которая занимается разработкой стратегической концепции. Также можно наблюдать процесс воплощения принципов Лиссабонского договора в ЕС. Сейчас время интенсивной совместной работы относительно создания структур безопасности будущего в Европе. Думаю, что к концу года у нас будут подготовлены первые наработки, но работы по-прежнему остается много.
Экономический кризис в Греции и девальвация евро выявили ряд серьезных проблем европейской экономики. Многими аналитиками была проведена параллель между сегодняшними проблемами и экономическим кризисом 90-х годов в России.
Очень верное замечание, Вы правы. Ситуация на рынке капитала очень сложная. При потере доверия к экономике одного государства, вводятся незамедлительные ограничения на получение кредитов, что требует серьезных изменений в экономиках, что, в свою очередь, требует международной солидарности со стороны партнеров и МВФ. Что касается кризиса 1998 года, через который прошла не только Россия, но и ряд азиатских стран, то он показал, что в момент принятия кардинальных мер внутри страны, международное сообщество может оказать необходимую поддержку. Это болезненный процесс. Непростой, но он работает. Поэтому, по всей видимости, непростая ситуация в некоторых странах еврозоны впоследствии приведет к такому же возрождению и успеху.
Некоторые полагают, что ситуация в Греции может привести к эффекту домино. Что ОБСЕ делает, чтобы предотвратить подобное развитие событий?
В Еврозоне предпринимаются определенные меры относительно данной ситуации. К этим мерам, в том числе, относятся шаги, предпринимаемые Международным валютным фондом. ОБСЕ обладает уникальным опытом, накопленным Россией, Соединенными Штатами, странами Центральной Азии, включая Турцию, но к этому опыту пока не прибегали. Если бы кризис принял большие масштабы, то к этому опыту могли бы обратиться, но пока, совершенно определенно, в этом нет необходимости.
К ситуации в Киргизии. По этой стране за последнее время прокатилась целая волна насилия. Сначала были свергнуты правительство и президент в апреле, затем сторонники Бакиева попытались получить контроль над югом страны. Что делается для стабилизации ситуации в стране со стороны ОБСЕ?
С первых же дней ОБСЕ осуществляла работу через свое региональное отделение в Бишкеке и присутствовала в стране на протяжении всех этих событий. Мы сотрудничаем и с другими международными институтами, с международным сообществом. ОБСЕ занимается тем, что помогает восстанавливать те институты, которые пытается возродить переходное правительства, а также такими вопросами как проведение референдума, выборов, создание прочной законодательной базой. Мы помогаем справляться с межэтническими конфликтами на юге Киргизии, за что отвечает Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств, который в настоящий момент выступает в роли медиатора, делая все возможное, чтобы сгладить противоречия и избежать конфликта. Мы взаимодействуем и с другими международными институтами, которые поддерживают предпринимаемые экономические меры, и в области экономики Россия сегодня занимает поистине лидирующие позиции, помогая сдержать влияние экономических факторов на политический кризис в стране.
В последнее время широко обсуждалась реформа ОБСЕ. Как Генеральный секретарь, не могли бы Вы рассказать об этом подробнее? Чего нам следует ожидать? Какие изменения могут быть внесены?
ОБСЕ – по сути политическая организация. В неё входят 56 стран, которые вместе работают, принимая решения на основе консенсуса. Разумеется, между странами-членами ведутся постоянные переговоры. Некоторые из стран-членов считают, что ОБСЕ должна быть институциализирована, что у неё должен появиться устав, что следует расширить бюрократическую структуру организации и полномочия генерального секретаря. Другие страны считают, что ОБСЕ должна оставаться гибкой организацией нового типа, чтобы иметь возможность реагировать на любые ситуации своими силами. Эти два разных направления, в конце концов, взаимоуравновешиваются: могу сказать, что в последние годы увеличивался бюджет ОБСЕ, разрасталась бюрократическая структура, а председатели организации получали больше полномочий. Посмотрите на то, как мы отреагировали на ситуацию в Киргизстане. В течение нескольких часов, Казахстан, который на тот момент был председателем организации, отправил в страну особого посла и запросил встречу постоянного комитета. Через несколько дней мы выделили дополнительное финансирование нашему представительству в Бишкеке для улаживания чрезвычайных ситуаций и для того чтобы временное правительство смогло справиться с первыми проблемами. Неплохо.
Вы заговорили о кризисах. ОБСЕ обвиняют в том, что она не смогла предотвратить конфликт в Южной Осетии. Теперь, когда международное сообщество признало, что первые выстрелы прозвучали с грузинской стороны, ОБСЕ начнет уделять больше внимания региону?
У нас были наблюдатели в регионе. В регион ездили наши послы. Нам постоянно приходила информация о том, что напряжение в регионе нарастает, что положение может ухудшиться. Предназначение ОБСЕ – доносить до стран-участниц информацию, которую они затем используют для принятия решений. Сама по себе ОБСЕ не принимает решений: она отражает политическую волю государств-членов. К сожалению, у нас больше нет офиса в Грузии, но мы по-прежнему достаточно активно участвуем в процессе поиска решении. ОБСЕ принимает участие в женевском процессе, в котором сопредседательствуют ЕС и ООН. Сегодня прошла встреча комиссии по предотвращению инцидентов в Южной Осетии, в которой наравне с самой Южной Осетией, Грузией и ЕС участвовала и ОБСЕ. Также мы получили позицию Совета Европы. Как видите, мы постоянно следим за ситуацией и продолжаем политический диалог, надеясь на то, что он перейдет в фазу активных переговоров.
Как вы сейчас оцениваете ситуацию в регионе?
К сожалению, если перед обстрелами в регионе был налицо замороженный конфликт, то потом он перешел в активную стадию, и теперь, скорее всего у нас на руках «полузамороженный» конфликт.
Генеральный секретарь НАТО предложил России принять участие в создании общеевропейской системы противоракетной обороны. Как к этому относится ОБСЕ?
В форум по сотрудничеству в области безопасности ОБСЕ постоянно приходит информация из всех представительств организации и всех стран-членов. Это достоинство любой прозрачной структуры: в рамках организации равные друг другу по значимости члены ведут дебаты о мировых событиях. ОБСЕ не имеет прямого отношения к противоракетной обороне, но это форум, на котором проходят прозрачные дискуссии. В ОБСЕ проходят доверительные и открытые споры, одна из наших миссий – создавать доверие между странами-участниками. Я думаю, мы справляемся: в форум по сотрудничеству в области безопасности постоянно поступает информация, которая позволяет достаточно ясно понять реальные намерения всех участников.
О потенциальной ядерной угрозе со стороны КНДР. Как ОБСЕ планирует защититься от этой угрозы?
ОБСЕ не располагает вооруженными силами. Наша организация никогда не принимала участие в миротворческих миссиях. Наша основная цель – повышение осведомленности, сотрудничество и создание дипломатических рамок для разрешения политических проблем. В северо-восточной Азии нет аналога ОБСЕ. Если бы такая организация существовала, то был бы способ ослабить напряженность в регионе. Единственное, что в данном случае может сделать ОБСЕ, равно как и в случае с Израилем, это отразить ситуацию на мировой арене, предоставить участникам возможность обсудить проблему, и когда придет нужный момент – найти способ провести переговоры, либо выступить в качестве посредника с тем чтобы вернуть ситуацию под контроль. Северная Корея явно не входит в нашу зону юрисдикции. Однако ОБСе будет продолжать получать информацию об этой проблеме, так как Южная Корея является партнером организации в Азии, и будет сообщать своим партнерам в ОБСе о развитии событий.