ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяПолитика › Генсек НАТО: я за двухнаправленные отношения с Россией

Генсек НАТО: я за двухнаправленные отношения с Россией

20.05.2010, 21:42

В понедельник в Брюсселе представителям 28 стран, входящих в Североатлантический альянс, был представлен проект новой стратегической доктрины НАТО до 2020 года. Согласно этой концепции, альянс приобретает глобальный характер и должен быть готов ответить на новые вызовы в мировом масштабе.

Проект был разработан под руководством бывшего Госсекретаря США Мадлен Олбрайт и поддержан генеральным секретарем Североатлантического альянса Андерсом Фогом Расмуссеном. Этот документ должен быть принят на ноябрьском саммите НАТО в Лиссабоне. Андерс Фог Расмуссен ответил на вопросы Euronews.

Господин Расмуссен, что это за новая стратегическая концепция НАТО?

- Суть нового доклада, над которым работали наши эксперты во всем мире, в том, что основы деятельности НАТО в будущем останутся теми же, что были раньше, а именно: защита наших народов и государств-членов блока.

И, конечно, военный альянс?

- Да, военно-оборонный альянс – это также интересный аспект новой концепции. Группа экспертов подчеркивает необходимость налаживания партнерских отношений с крупнейшими игроками на международной сцене. Для выполнения наших военных миссий нам необходимы тесные партнерские отношения с международными организациями, а также с ключевыми странами.

Миссии на мировой арене, не так ли?

 - Да, для защиты нашего населения приходится действовать за пределами наших границ.

Как в Афганистане?

 - Мы находимся в Афганистане, чтобы защитить наши страны от терроризма и не позволить Афганистану вновь превратиться в рай для террористов.

 Насколько отношения с Россией важны для новой концепции?

 - Россия – очень важный партнер и с географической, и с политической точек зрения. Я считаю необходимым развивать настоящее стратегическое партнерство с Россией. Известно, что у нас есть разногласия по ряду вопросов, в частности, в том, что касается Грузии. Мы настаиваем на полном соблюдении суверенитета и территориальной целостности Грузии.

Не считаете ли Вы, что это может осложнить прочные отношения с Россией? Ведь Москва никогда не согласится на то, чтобы Грузия и Украина вступили в НАТО?

Да, но мы не приемлем идеи о сферах влияния, и именно поэтому я выступаю за отношения как бы в двух направлениях. С одной стороны, нам придется принять то, что по определенным темам у нас есть разногласия с Россией, и мы должны не отступать в принципиальных вопросах; с другой стороны, нам нужно развивать практическое сотрудничество в тех областях, где наши с Россией интересы совпадают: Афганистан, борьба с терроризмом, борьба с распространением оружия массового поражения, борьба с пиратством и, я бы добавил, противоракетную оборону.

Как по-Вашему, не страдает ли НАТО из-за пассивности некоторых его членов?

- Я не считаю, что НАТО испытывает недостаток в поддержке или страдает от отсутствия поддержки в странах-членах. Напротив, наши союзники и партнеры направляют дополнительные войска в Афганистан. Это мощная демонстрация общей солидарности.

Это ведь очень непростая задача завоевать доверие общественного мнения в странах-участницах?

- Да, но в результате правительства и страны продолжают участвовать, более того, у нас есть партнеры и страны, не вступившие в НАТО, которые буквально стоят в очереди, чтобы стать членами альянса.

Складывается впечатление, что старые члены НАТО меньше всего заинтересованы в участии в зарубежных операциях блока. Может быть, новые члены и хотят продемонстрировать свою добрую волю, но никак не старый призыв. Не думаете ли Вы, что это большая проблема для НАТО сейчас?

- На самом деле, я думаю, что альянс – прекрасный пример солидарности, вовлеченности в общее дело, но, конечно, вызывает озабоченность, некоторый разрыв по разные стороны Атлантики между Соединенными Штатами и Европой, когда речь идет об инвестициях в оборону. И в долгосрочной перспективе это, конечно, вопрос, которому приходится уделять самое пристальное внимание. Прочные партнерские отношения между Евросоюзом и НАТО - очень важный аспект доклада экспертов, и также это является политическим приоритетом для меня лично. Как мне кажется, после принятия нового Лиссабонского договора сотрудничество в области обороны и безопасности возрастает и между членами самого Евросоюза. И я хотел бы развить это сотрудничество в направлении НАТО, придя к более тесному партнерству между Атлантическим союзом и Евросоюзом.

Accelerated with Web Optimizer