ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяОбщество › Куда делось трофейное золото Третьего Рейха?

Куда делось трофейное золото Третьего Рейха?

27.04.2010, 13:59

В конце Второй Мировой войны часть найденных и спасенных культурных ценностей вывезли из Германии и свалили в уцелевших музеях Москвы и Ленинграда. Значительную часть их уже вернули в Германию. Но судьба трофейного золота до сих пор покрыта мраком.

***

В решениях Крымской конференции было записано право стран- победительниц на получение материальной компенсации. Однако вопрос о картинах и иных произведениях искусства специально не оговаривался.

***

Тем не менее, специально к открытию второго фронта в июне 1944 года союзники учредили организацию по спасению художественных ценностей MFAA ("Памятники, произведения искусства и архивы"). Секретные службы привлекли к делу эмигрантов, сбежавших от нацистов в США, искусствоведов и работников музеев, найденных в Европе. С их помощью были составлены подробнейшие списки ценностей - что и где лежит, как охраняется. Специальные группы захвата имели задание помешать нацистам уничтожить награбленные произведения искусства.

***

Однако, как и на всякой войне, "спасение" ценностей союзниками имело признаки нездоровой конкуренции. Оккупировав заранее оговоренные районы англичане с возмущением обнаружили, что там уже поживились американцы. Так, на шахте "Граслебен" под Хельмштедтом англичане обнаружили 6800 ящиков с музейными экспонатами. Большая часть из них оказалась вскрытой. Многие ценности, в т.ч. киноархив Третьего рейха, были уже вывезены американцами.

***

 Практичные янки для хранения захваченных ценностей подготовили даже специальный сборный пункт (!) в Висбадене. Говорят, что американцам досталось до 80 процентов вывезенных из Германии культурных ценностей. Впрочем, и англичане от них не отставали. В городе Целле был образован английский сборный пункт произведений искусства. Что не успели захватить (или не смогли увезти) американцы, собирали англичане. Так что судите сами, много ли досталось русским, ведь все художественные ценности нацисты успели заблаговременно отправить в Центральную Германию. Только из музеев Берлина было эвакуировано свыше 9 тысяч ящиков с музейными экспонатами. Все их спрятали к западу от реки Эльбы, т.е. вне досягаемости Красной армии.

***

 Фактически наши союзники, оккупировавшие значительно большую часть Германии, "под шумок" ограбили ее. Так из шахты "Меркерс" в Тюрингии американцы похитили все картины берлинских музеев и несколько сот тонн золота Рейхсбанка. Кстати,хищение этого золота считалось самым большим ограблением в мире и в 1957 году попало в Книгу рекордов Гиннесса.

***

В австрийских Альпах американцы нашли состав из 52 вагонов. В 29 вагонах оказались изделия из золота, серебра и бриллиантов. Через два года остатки этих ценностей были проданы на аукционе в Нью-Йорке. Выручка составила менее одного процента от первоначальной стоимости найденных ценностей. Остальное, вероятно, было разворовано.

***

 Из шахты "Бернтероде" в Гарце американцы вывезли 250 картин, 48 гобеленов и три ящика с драгоценностями прусского трона. Этот список можно было бы продолжить...

***

Однако американцы успели вывезти не все ценности. Взять хотя бы Янтарную комнату.Сколько было сенсационных сообщений, что ее вот-вот откопают. А может, ларчик, где она хранится, открывается проще? По неофициальному мнению одного высокопоставленного лица, Янтарная комната находится в одном из хранилищ в Германии под приглядом федеральных служащих. А все эти "поиски" - лишь повод, чтобы почаще ездить за границу.

***

Примечательно, что в Германии также догадываются (или даже точно знают), что наиболее ценные произведения искусства, вывезенные из тайных нацистских хранилищ, находятся в конкретных музеях в России. По тем или иным причинам, ни одна из сторон не хочет первой признаться в содеянном. Например, в 90-х годах прошлого века по телевидению показали интервью с замминистра культуры России. Примерный смысл выступления был таков - Я ничего не знаю о золоте Трои. Может быть, оно у нас и есть. А может быть, и нет. Покажите мне его, тогда я поверю.

***

 Как вы думаете, чего больше в этих словах - наивности или лукавства? Впрочем, в то время чиновники и директора музеев больше предпочитали помалкивать...

***

 В своё время автор имел возможность заходить в некоторые хранилища без соблюдения формальностей. Мне приходилось держать в руках некоторые перемещенные изделия из драгметаллов. Причем прямо оговаривалось, что об этих ценностях не знает даже министр культуры (во всяком случае, в то время). Расскажу лишь о небольшом эпизоде. В одном из хранилищ, куда доступ ограничен, есть секретная ниша. Во время моих визитов оттуда извлекались коронационные атрибуты германских монархов. Признаюсь, кое-что я пытался примерить. Так, золотой коронационный пояс состоял из звеньев, каждое из которых было украшено платиновой фигуркой предыдущих монархов. Не стану описывать другие вещи, поскольку их там может уже не быть.

***

 Возникает вопрос, почему я до сих пор молчал. Потому что не мог подвести тех людей, которые мне доверяли. А вот почему молчали другие, думаю, следует сказать. Как вы уже догадались, монополией на тайну перемещенных ценностей обладало отнюдь не Министерство культуры. В сложившейся ситуации требовалось, чтобы работники культуры, прежде всего музейные, молчали. Иногда это достигалось полюбовным соглашением. Некоторые сотрудники музеев начинали сотрудничать с КГБ, который мог способствовать их продвижению по службе. Сами же сексоты становились пешкой в чужих руках.

***

 В этой связи значительный интерес представляет вопрос сохранности перемещенных ценностей. Так, хотя золото Трои уже "найдено", до сих пор не ясна судьба других трофеев (золота из Эберсвальде, золота Меровингов, ценных экспонатов Вартсбургской оружейной палаты и т.д.). Но маловероятно, что кто-либо добровольно сообщит подобные сведения.

***

Приведу интересный факт. Лет тридцать назад нескольким музейным сотрудникам было поручено чрезвычайно щекотливое дело. Чтобы не привлекать внимания, они ночью забивали подлинные клейма на трофейных ценностях и ставили другие. По их словам, ожидался приезд иностранной делегации. Чтобы спасти "честь" государства, чиновники от культуры решили пойти на подлог. К сожалению, они загубили не "единицы хранения", а подвергли порче раритеты мирового культурного наследия.

***

Возможно, о судьбе некоторых перемещенных культурных ценностей было известно Илье Абрамзону. Вот только не совсем ясно, как, будучи мэнээсом (младшим научным сотрудником), он смог сразу стать заведующим отделом одного из крупнейших музеев России. Говорят, он уехал жить за границу и его следы затерялись в Германии.

***

Вообще говоря, надо поставить кордон на пути разбазаривания и разворовывания культурных ценностей. Думается, все перемещенные произведения искусства(картины, гравюры, книги, архивы, изделия из драгметаллов и т.д.) надо продолжать считать государственной собственностью до окончательного решения их судьбы. Это уже давно подтверждается самой жизнью. Ведь ни один директор музея не имеет права взять из хранилища какой-либо предмет по собственному желанию и в личных целях. Неизвестно только, берут ли они ценности по чужому желанию и в иных целях. Говорят, что, чем больше хищений проиходит в некоторых музеях, тем чаще награждают их директоров. Интересно, за что? За то, что было так много украдено? Или за то, что долгое время удавалось это скрывать? А может, за то, что под видом одних хищений удалось скрыть другие хищения? Это всего-лишь догадки, не ставящие под сомнение честность тех людей, которых я знал лично.

***

Думается, чтобы проявить свою дружбу и уважение к немецкому народу, его истории и культуре, Президент России Дмитрий Медведев мог бы запретить осуществлять сделки с незаконно перемещенными (трофейными) ценностями.

***

Убежден, что решение проблемы трофейных культурных ценностей состоит не столько в том, чтобы отдать, сколько в том, чтобы вернуть назад похищенные у нас в годы войны ценности. Так, еще в 1993 году автор предлагал производить возвращение произведений искусства только путем обмена. Например, мы возвращаем один рисунок (или картину) западного художника, оцененный в 10 тыс. долларов, и на эту же сумму получаем одну-две картины русских мастеров. Разумеется, это прагматичный подход к художественным ценностям, но он имеет шансы на успех.

***

В 1997 году формула "возвращение ценностей на условиях взаимности" получила право на существование. Тогда был произведен обмен домовых книг главы лихтенштейнского княжеского дома Ганса Адама "второго" на дневники следователя Николая Соколова, где повествуется об убийстве царя Николая "второго".

***

 Таким образом, мы станем легализовать и возвращать перемещенные ценности только в ответ на легализацию и возвращение похищенных в России произведений искусства.

Сергей Палий

Accelerated with Web Optimizer