Сверхприбыль в законе: прекращено уголовное дело против Михаила Гуцериева
23.04.2010, 23:38Уголовные статьи, по которым обвинялся нефтяной магнат Михаил Гуцериев, одна за другой слетают с него, как по мановению волшебной палочки.
Прекращено его уголовное дело, возбужденное по ст. 171 УК РФ о незаконном предпринимательстве, сообщает РБК со ссылкой на официального представителя Следственного комитета при МВД России Ирину Дудукину.
Суть обвинения была такова. Дочерние предприятия принадлежавшей Гуцериеву «Русснефти» «Ульяновскнефть» и «Нафта-Ульяновск» превысили квоты на добычу нефти, определенные в выданных им лицензиях на пользование природными недрами. За счет дополнительной выкачанной нефти они с 2001 по 2005 год получили дополнительную прибыль в сумме более 2 млн рублей.
А еще одна «дочка» «Русснефти», «Аганнефтегазгеология», работавшая на Рославльском участке ХМАО, точно так же проигнорировав условия лицензионного соглашения, всего лишь за один год (с 2003-й по 2004-й) выбрала сверхнормативные объемы нефти, обогатившись более чем на 4 млрд 800 млн рублей.
Все эти факты установил Следственный комитет при МВД РФ, в материалах дела были собраны необходимые доказательства. Оставалось совсем «немного»: задержать Гуцериева, объявленного в международный розыск, и передать дело в суд.
Но Англия, куда бизнесмен сбежал из-под подписки о невыезде в 2007 году, хранила гордое молчание в ответ на запросы Генпрокуратуры РФ об экстрадиции Гуцериева. А сам он заявил, что вернется в Россию только после прекращения уголовного преследования в отношении него.
Так что же изменилось? Что, были получены новые сведения, опровергающие факты незаконной сверхдобычи нефти и получения сверхприбыли?
Всё гораздо более просто и изящно. Факты остались прежними, но исчез… сам состав преступления. Точнее, его убрали из российского уголовного законодательства. И не кто-нибудь, а Дмитрий Медведев, инициировавший поправки к статьям Уголовного Кодекса об экономических преступлениях. Федеральное собрание, разумеется, приняло их, и 9 апреля закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» вступил в действие.
Теперь в статье 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство» отсутствует пункт «нарушение лицензионных требований и условий». То есть остается уголовное преследование за предпринимательство без выдачи лицензии, а вот если лицензия выдана, но бизнесмен нарушил оговоренные в ней условия деятельности, то уголовное наказание ему более не грозит.
За такие «мелочи» с виновника будут взыскивать штрафы в административном порядке.
Вот в связи с этим-то изменением законодательства и было прекращено дело Гуцериева о незаконном предпринимательстве. Потому что общепринятое правило юриспруденции, что закон обратной силы не имеет, не распространяется на случаи, когда вводимые нормы смягчают или устраняют ответственность за совершенное ранее правонарушение. Как легко, оказывается, можно изменять прошлое: нет статьи – не было преступления!..
Вот так. Отныне можешь получить лицензию на добычу одного барреля нефти в год, а затем хоть опустоши за год всё месторождение – ничего тебе не будет, разве что придется выплатить штраф – мизерный по сравнению с колоссальным доходом. Лицензия на беспредел – беспредельную свободу бизнеса…
Но дело не только в беспощадном разбазаривании природных ресурсов нашей страны. Ведь если эти сверхнормативные объемы выбранного «черного золота» теперь не будут противозаконными, то точно так же будет являться законной и полученная от продажи этой нефти сверхприбыль, которую ранее бизнесмены каким-то образом легализовывали, то есть «отмывали».
Именно «отмывание денег» (ст. 174 УК РФ) вменялось в вину Михаилу Гуцериеву одновременно с незаконным предпринимательством, как пишет РБК: магнат сумел легализовать как суммы дохода, полученные от продажи сверхнормативной добычи нефти, так и средства, полученные из-за неуплаты налогов с этих сумм.
Уклонение от уплаты налогов (ст. 199 УК РФ) было третьим уголовным делом, возбужденным в 2006 году против Гуцериева: пользуясь подконтрольными ему организациями и завышая цену, он в 2004-2005 году недоплатил в бюджет налог на добавленную стоимость в размере 1,7 млрд. рублей, приводит «Росбалт» факты из материалов уголовного дела.
Однако после того, как в прошлом году Высший арбитражный суд РФ удовлетворил иски адвокатов Гуцериева о признании несостоятельной большей части этих налоговых претензий, уголовное дело по статье 199 УК РФ было прекращено, и Гуцериева перестал разыскивать Интерпол.
И вот теперь получилось, что в «доме» уголовного преследования, «крышей» которого была статья 174 об отмывании денег, разрушены стены: статьи 199 и 171 УК РФ. Очевидно, что и «крыше» теперь не на чем держаться. Именно об этом рассказал «Росбалту» источник в правоохранительных структурах: «Получается, что никаких преступных доходов, которые бы «отмывались», у Гуцериева не было. Поэтому преследование по ст. 174 тоже будет прекращено».
Похоже, очень скоро будет устранено и это последние препятствие для возвращения Михаила Гуцериева в Россию. Причем возвращения не расхитителем природных богатств родной страны в особо крупных размерах, а особо важным для экономики и государства человеком.
Вместо скамьи подсудимых он окажется в кресле руководителя крупнейшей российской нефтяной корпорации, 100% акций которой он вернул себе в январе 2010 года.
Кроме того, как пишет «Росбалт», Гуцериев имеет серьезное влияние в Ингушетии, и среди политиков Северного Кавказа в последнее время участились разговоры о том, что ингушский президент Юнус-Бек Евкуров намерен пригласить бизнесмена для оздоровления ситуации в регионе. То, что это совпало с нынешним решением МВД, «Росбалт» находит не случайным.
И козе понятно, что такому авторитетному человеку не пристало быть под следствием. А пристало быть «более равным» и чистым перед законом, который легко приспосабливается к этим целям.
Элла Кувшинкина