Золотые акции государства
31.03.2008, 18:07
Госкорпорации «Ростехнологии» разрешено создавать оборонные холдинги, но государство будет обладать в каждом из них «золотой акцией». Таким образом, главе «Ростехнологий» Сергею Чемезову пришлось пойти на уступки первому
На днях гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов внес в правительство новый проект президентского указа, в соответствии с которым его госкорпорации предполагается передать более 300 предприятий, из которых как минимум половина относится к стратегически важным. В их числе — Уралвагонзавод, крупнейший производитель танков и железнодорожной техники, Тульское КБ приборостроения, разработчик средств ПВО средней дальности, и ещё целый ряд столпов российского ВПК. Но одной оборонкой Чемезов ограничиваться не стал. В составленный им список попали практически все мало—мальски значимые компании из самых разных отраслей народного хозяйства начиная с химпрома и заканчивая авиаперевозками и аэропортами. Это не могло не вызвать протеста со стороны влиятельных правительственных чиновников.
Так, первый
Если предыдущие операции «Ростехнологий» по захвату различных промышленных активов проходили сравнительно гладко, то последние попытки команды Чемезова переделить собственность наткнулись на жесткое сопротивление. Например, против передачи «Ростехнологиям» контрольных пакетов акций авиакомпании «Дальавиа», «Владивостокавиа» и «Сахалинских авиатрасс» выступило руководство Росимущества. Глава этого ведомства Валерий Назаров прямо заявил, что передавать дальневосточных авиаперевозчиков «Ростехнологиям» не стоит. По его мнению, все эти активы должен получить «Аэрофлот». И понятно почему. Только национальная авиакомпании России в состоянии создать на базе государственных дальневосточных авиакомпаний полноценный филиал, который сможет не только эффективно противостоять экспансии на Дальний Восток корейских и китайских авиаперевозчиков, но и развивать местные авиалинии в регионе.
Не удалось команде Чемезова получить контроль и над частными двигателестроительными компаниями НПО «Сатурн» и УМПО — они объединились в холдинг и тем самым воспрепятствовали попытке легального недружественного поглощения «Оборонпромом». Руководством этих компаний сейчас рассматривается возможность продажи небольшого пакета акций своему французскому партнеру — группе SAFRAN, вместе с которой они производят двигатели
Из истории…
Три года назад, заручившись поддержкой Росимущества, глава «Рособоронэкспорта» приступил к созданию холдинга, в который должны были войти все отечественные разработчики и производители винтокрылых машин. То, что большинство этих предприятий находилось в частных руках, Сергея Чемезова не волновало. Он открыто предложил собственникам вертолетных заводов продать свои акции «Рособоронэкспорту» или поменять их на акции компании «Оборонпром», дочерней структуры госпосредника, которая должна была консолидировать российскую вертолетную индустрию. На первом этапе план Чемезова встретил сопротивление со стороны владельцев Казанского вертолетного завода (КВЗ) и московского МВЗ имени М. Л. Миля. Но стоило «Рособоронэкспорту» установить контроль над предприятием в
Проводя такую политику, Сергей Чемезов ясно дал понять, что нежелание собственников вертолетных заводов отдать свои предприятия под крыло «Оборонпрома» приведет к тому, что они вообще останутся без заказов. В итоге частные акционеры сдались и вышли из вертолетного бизнеса. Но захватив всех крупных производителей, «Рособоронэкспорт» так и не смог устранить внутреннюю конкуренцию в отрасли. В результате сейчас в нашей стране налажен выпуск сразу двух ударных вертолетов —