ЕЩЁ НОВОСТИ
Главная › Золотые акции государства

Золотые акции государства

31.03.2008, 18:07

Госкорпорации «Ростехнологии» разрешено создавать оборонные холдинги, но государство будет обладать в каждом из них «золотой акцией». Таким образом, главе «Ростехнологий» Сергею Чемезову пришлось пойти на уступки первому вице-премьеру Сергею Иванову, на совещании у которого и было принято это решение. »Золотая акция» — условная ценная бумага, принадлежащая государству. Она дает право на решающий голос при собрании акционеров, но не дает права на долю в собственности предприятия.

На днях гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов внес в правительство новый проект президентского указа, в соответствии с которым его госкорпорации предполагается передать более 300 предприятий, из которых как минимум половина относится к стратегически важным. В их числе — Уралвагонзавод, крупнейший производитель танков и железнодорожной техники, Тульское КБ приборостроения, разработчик средств ПВО средней дальности, и ещё целый ряд столпов российского ВПК. Но одной оборонкой Чемезов ограничиваться не стал. В составленный им список попали практически все мало—мальски значимые компании из самых разных отраслей народного хозяйства начиная с химпрома и заканчивая авиаперевозками и аэропортами. Это не могло не вызвать протеста со стороны влиятельных правительственных чиновников.

Так, первый вице-премьер Сергей Иванов высказал мнение, что в «Ростехнологии» должны войти в основном предприятия второго и третьего уровней кооперации, а не производители конечной продукции. А глава МЭРТа и член наблюдательного совета госкорпорации Эльвира Набиуллина и вовсе заявила, что искусственное создание мощного игрока может нарушить условия честной конкурентной борьбы, прежде всего на рынке авиаперевозок. Тем не менее шансов на то, что существующий план формирования госкорпорации будет изменен, практически не осталось. Премьер-министр России Виктор Зубков дал поручение министерствам и ведомствам согласовать все необходимые документы, касающиеся имущественного взноса РФ в капитал «Ростехнологий» до инаугурации нового президента. Это означает, что уже в мае в нашей стране появится гигантский многопрофильный госхолдинг с суммарными активами более 30 млрд. долларов.

Если предыдущие операции «Ростехнологий» по захвату различных промышленных активов проходили сравнительно гладко, то последние попытки команды Чемезова переделить собственность наткнулись на жесткое сопротивление. Например, против передачи «Ростехнологиям» контрольных пакетов акций авиакомпании «Дальавиа», «Владивостокавиа» и «Сахалинских авиатрасс» выступило руководство Росимущества. Глава этого ведомства Валерий Назаров прямо заявил, что передавать дальневосточных авиаперевозчиков «Ростехнологиям» не стоит. По его мнению, все эти активы должен получить «Аэрофлот». И понятно почему. Только национальная авиакомпании России в состоянии создать на базе государственных дальневосточных авиакомпаний полноценный филиал, который сможет не только эффективно противостоять экспансии на Дальний Восток корейских и китайских авиаперевозчиков, но и развивать местные авиалинии в регионе.

Не удалось команде Чемезова получить контроль и над частными двигателестроительными компаниями НПО «Сатурн» и УМПО — они объединились в холдинг и тем самым воспрепятствовали попытке легального недружественного поглощения «Оборонпромом». Руководством этих компаний сейчас рассматривается возможность продажи небольшого пакета акций своему французскому партнеру — группе SAFRAN, вместе с которой они производят двигатели SaM-146 для нового лайнера Superjet-100. Но этот план будет реализован только в том случае, если команда Чемезова попытается пролоббировать национализацию предприятий.

Из истории…

Три года назад, заручившись поддержкой Росимущества, глава «Рособоронэкспорта» приступил к созданию холдинга, в который должны были войти все отечественные разработчики и производители винтокрылых машин. То, что большинство этих предприятий находилось в частных руках, Сергея Чемезова не волновало. Он открыто предложил собственникам вертолетных заводов продать свои акции «Рособоронэкспорту» или поменять их на акции компании «Оборонпром», дочерней структуры госпосредника, которая должна была консолидировать российскую вертолетную индустрию. На первом этапе план Чемезова встретил сопротивление со стороны владельцев Казанского вертолетного завода (КВЗ) и московского МВЗ имени М. Л. Миля. Но стоило «Рособоронэкспорту» установить контроль над предприятием в Улан-Удэ, как ситуация в корне изменилась. И это легко объяснимо. Имея возможность влиять на принятие решений при назначении головного исполнителя по экспортным контрактам, руководство «Рособоронэкспорта» сделало все возможное, чтобы загрузить улан-удэнский авиазавод на полную катушку в ущерб остальным.

Проводя такую политику, Сергей Чемезов ясно дал понять, что нежелание собственников вертолетных заводов отдать свои предприятия под крыло «Оборонпрома» приведет к тому, что они вообще останутся без заказов. В итоге частные акционеры сдались и вышли из вертолетного бизнеса. Но захватив всех крупных производителей, «Рособоронэкспорт» так и не смог устранить внутреннюю конкуренцию в отрасли. В результате сейчас в нашей стране налажен выпуск сразу двух ударных вертолетов — Ка-50 «Черная акула» и Ми-28Н «Ночной охотник». Несмотря на то что обе машины идентичны по своим основным характеристикам, руководство «Рособоронэкспорта» так и не удосужилось сделать выбор в пользу одной из них. В итоге оба вертолета производятся мелкими сериями, что увеличивает их себестоимость и не позволяет предприятиям эффективно развиваться.

Accelerated with Web Optimizer