ЕЩЁ НОВОСТИ
Главная › В трансе от «Донецкавтотранса»

В трансе от «Донецкавтотранса»

30.09.2008, 16:30

В войне за собственные здания предприниматели могут остаться без имущества и с непогашенными кредитами

На площадке перед зданием фирмы «Промэнергоремонт» посетителей встречают дворняжки. «Когда мы впервые приехали сюда восемь лет назад, нас вот так же встретили собаки. Отощавших животных мы откормили и приютили, — рассказывает директор Татьяна Зюкина. Получившие кров и добрых хозяев, собаки и не подозревают, что снова могут оказаться на улице. Как, собственно, и сами предприниматели, у которых требуют отдать назад купленные на законных основаниях здания. Для небольших предприятий, расположенных на территории некогда обанкротившейся автобазы, это означает уничтожение бизнеса.

«Голос Украины» уже писал о попытке ОАО «Донецкавтотранс» отобрать через суд у мариупольского завода «Магма» помещения, купленные у Приморского АТП № 11483 — дочернего предприятия «Донецкавтотранса». Новое руководство транспортного объединения подало судебный иск «об истребовании имущества из незаконного владения». Хотя на имущество оформлены все необходимые документы, включая договоры купли-продажи, регистрацию в бюро технической инвентаризации и т. д. Как оказалось, по аналогичной схеме «Донецкавтотранс» пытается отсудить некогда проданное имущество еще у ряда предприятий в областном центре. Началась же судебная тяжба с приходом нового инвестора.

Немного истории

О безрадостном виде АТП 11462 в начале 2000-х свидетельствуют очевидцы и фото тех лет. А еще — полусгнившие грузовики, которые до сих пор занимают место на территории. Предприятие находится в стадии банкротства, но оздоровить должника так и не удалось. Учитывая все обстоятельства, суд утвердил мировое соглашение в деле о банкротстве. Согласно ему, инвестор — ООО «Магистр» — взял на себя обязательства погасить долги автобазы перед кредиторами в сумме свыше 600 тысяч гривен. В качестве компенсации инвестор получил право собственности на имущество должника — объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Донецк, улица Баумана, 12. Впоследствии эти объекты и продали новым владельцам.

Примечательно, что экс-премьер-министр Украины Виктор Янукович — защитил кандидатскую диссертацию на схожую тему: «Реформирование территориальных крупных хозяйственных структур автотранспорта (на примере Донецкой области)». Однако нынешние владельцы предприятия, похоже, не признают авторитетов (научных, разумеется). Если раньше объединение стремилось дать максимальную самостоятельность структурным подразделениям, то теперь руководство ОАО подает судебные иски, истребуя из незаконного, по их мнению владения давно распроданное имущество.

АТП 11462 является дочерним предприятием ОАО «Донецкавтотранс». Согласно приказу № 7 от 26 февраля 2001 года, подписанному председателем правления ОАО и членами правления, на базе структурных подразделений были созданы 10 дочерних предприятий, среди них — «Донецкое АТП 11462». В уставный фонд созданных «дочек» было передано имущество, ранее закрепленное за ними. Дабы выйти из ситуации, было решено упорядочить производственно-техническую базу путем списания или отчуждения экономически невыгодного подвижного состава, а также реализовать излишние территории и производственные мощности. Одним словом, тогда структурным подразделениям дали самостоятельность, теперь же руководство ОАО подает судебные иски, требуя вернуть распроданное имущество.

У купленных зданий не было крыши, воды и электричества

Владельцами зданий, принадлежавших бывшему «Донецкому АТП 11462», сегодня являются около десятка предприятий малого и среднего бизнеса. Большая часть из них занимается производством. Это небольшие, но имеющие хорошую репутацию производства. Например, производственно-научная фирма «Промэнергоремонт» занимается ремонтом двигателей и трансформаторов.

— Здание на улице Баумана, 12, которое мы занимаем, сначала в течение пяти лет арендовали, — поясняет директор Татьяна Зюкина. — Потом, когда началась процедура банкротства арендодателя и появился инвестор, нам предложили выкупить его. Сделали оценку через бюро технической инвентаризации, взяли кредит в банке, оформили сделку. Сооружение было в ужасном состоянии. Крыши не было, окон тоже, все текло. Ни воды, ни электричества! За эти годы мы перекрыли крышу, поставили пластиковые окна, провели воду, свет. Оформили в аренду земельный участок и платим за землю в бюджет. Кстати, мы — единственные из всех предпринимателей на территории автобазы, кто успел оформить аренду земли. Остальные и рады бы платить, но «Донецкавтотранс» не дает документов.

Иск ОАО «Донецкавтотранс» к фирме «Промэнергоремонт» прозвучал, как гром среди ясного неба. На судебное заседание 29 июля 2008 года представители «Промэнергоремонта» шли, уверенные в своей правоте. Все документы свидетельствуют, что именно частное предприятие является законным владельцем здания. По словам главного инженера Василия Цыкало, присутствовавшего на заседании, истец заявил ходатайство о запрете отчуждения оспариваемого имущества — строения профилактория ТО-1 лит. Е-2, расположенного по адресу: г. Донецк, ул. Баумана, 12: «Но судья не объявил, накладывается арест или нет. Поэтому когда через день после суда по почте пришло постановление о том, что суд переносится на две недели в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов, мы отнеслись к этому спокойно. А спустя несколько дней в почтовом ящике нашли новое письмо с новым постановлением — для обеспечения иска применить меры запрета отчуждения строения».

Аналогичный иск получил предприниматель Дмитрий Волков, который также владеет зданием на территории бывшего АТП. Это бывшая механическая мойка для автомобилей, доставшаяся нынешнему владельцу также в плачевном состоянии. Для подготовки здания пришлось укрепить стены, поставить окна, сделать дополнительное перекрытие и т. д. Въехать в новое производственное помещение фирма должна была совсем скоро. «Предприятие небольшое, мы занимаемся производством мебели, — говорит Дмитрий Николаевич. — Всю прибыль вкладываю в расширение производства. Сейчас по решению суда на помещение наложен арест. Естественно, все работы остановлены».

Рабочие потребовали вернуть долги по зарплате. Хозяин подумал и забрал все имущество

В суде прозвучали и цифры долгов предприятия: почти 218 тысяч гривен — задолженность по зарплате, свыше 600 тысяч грн. — задолженность по платежам в бюджет, 12,5 тысячи гривен — за электроэнергию, почти столько же — долг перед Пенсионным фондом. Какое решение проблемы предложило транспортное объединение? Может, решило возобновить деятельность АТП? Дать согласие на аренду земельных участков всем предприятиям, владеющим зданиями на территории АТП, чтобы пополнить казну? Нашло другие формы оздоровления? Нет, «Донецкавтотранс» подал иск к собственному дочернему предприятию об истребовании имущества из чужого незаконного владения. При этом оказались задеты как интересы работников АТП, отчаявшихся получить задолженность по зарплате, и государства, которое тоже претендует на долги перед бюджетом и целевыми фондами, так и предпринимателей, купивших некогда здания и помещения АТП.

«Бывшие и настоящие работники АТП, как кредиторы предприятия-должника, присутствовали на заседании, однако судья заявил, что право голоса на заседании мы не имеем. И это при том, что практически все работники АТП являются акционерами ОАО «Донецкавтотранс», — пишут в своем коллективном обращении к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека работники автотранспортного предприятия. — Таким образом, ОАО «Донецкавтотранс» хочет вернуть все оставшееся имущество себе, а трудящийся коллектив останется без средств к существованию.

АТП является дочерним предприятием ОАО «Донецкавтотранс». И нет ничего проще, как отменить приказ о создании дочернего предприятия и лишить «дочку» права пользоваться имуществом. Почему же руководство объединения не пошло по такому пути? Не потому ли, чтобы через нужное судебное решение забрать все имущество автобазы, даже уже давно проданное? Среди предпринимателей, работающих на Баумана, 12, царит шок и смятение.

«Просим защитить от произвола...»

«На данный момент ОАО «Донецкавтотранс» ведет деятельность по признанию сделок по продаже имущества, находившегося на балансе ДП «ДАТП 11462» ОАО «Донецкавтотранс», недействительными, хотя здание склада с навесом и асфальтное покрытие были приобретены нами непосредственно у ОАО «Донецкавтотранс» с согласия правления, налоговой инспекции и на основании независимой экспертной оценки», — заявляет директор ООО «Грандсистем» Е. Панкова.

Ситуацией с судебными исками встревожен и коллектив ООО «Автотехцентр-3000». Они утверждают: «Сделка оформлена в соответствии со всеми требованиями законодательства, уплачены налоги. Для восстановления разрушенного строения были потрачены огромные средства, установлено специализированное оборудование. В настоящее время семнадцать человек, работающих на предприятии, не уверены, будет ли завтра у них рабочее место... В случае выселения предприятию грозит разорение. Просим защитить нас от произвола новых владельцев ОАО «Донецкавтотранс», которые дождались, пока мы приведем здания в «товарный» вид, чтобы теперь забрать и выгодно перепродать».

«Я готов дойти до суда в Страсбурге, если у нас отнимут здание, — горячится совладелец фирм «Анкор» и «Бекон» Анатолий Курганов. — Мы здесь работаем уже шесть лет, все сроки исковой давности прошли. Мое предприятие занимается выращиванием свиней, и здание бывшей столовой АТП купили, чтобы оборудовать колбасный цех. Покупали через аукцион, восстановили помещение, привезли импортное оборудование. Мы не собираемся отдавать имущество».

«Из здания, которое 20 лет простояло заброшенным, мы пытались сделать достойный объект недвижимости, — добавляет предприниматель Евгений Кременчук. — Но, проанализировав сложившуюся ситуацию, пришли к выводу: мы становимся объектом рейдерской атаки». «Неужели государству не нужны нормальные добропорядочные работающие фирмы, регулярно платящие налоги и заработную плату?» — задает вопрос собеседник.

Перед законом все равны, но некоторые — равнее

В начале 2000-го в Донецкой области впервые прозвучал термин «депрессивные территории». Таковыми были многие закрытые и обанкротившиеся предприятия — шахты, заводы, АТП. Помню времена, когда мало кто решался стать хозяином недостроя или разрушенных зданий. Часть таких объектов превратились в стихийные свалки и притоны наркоманов. Можно было бы утверждать, что Донецкому АТП 11462 повезло: постепенно здания находили новых хозяев, обретали новый, современный вид. Вырученные деньги шли на погашение долгов перед кредиторами, а предприятия-новоселы пополняли бюджет налогами. С каждым годом частные предприниматели чувствовали себя увереннее: казалось, тяжелый этап становления позади. Они готовились расширяться и работать, работать, но вовсе не воевать. Теперь же над владельцами фирм нависла угроза лишиться и собственности, и бизнеса. Ведь производственные участки и оборудование на улице не разместишь. Полное разорение, увольнение работников, закрытие предприятия — вот такая перспектива.

Тогда как новый владелец ОАО «Донецкавтотранс», в случае успешного для объединения решения суда станет собственником сохраненных и отремонтированных зданий, некогда составлявших целостный имущественный комплекс автобазы. Таких структурных подразделений в области, напомню, было образовано десять. Но конфликт заставляет насторожиться и других предпринимателей, расположившихся на территории бывших автотранспортных предприятий. С большой долей вероятности можно утверждать, что вскоре они получат аналогичные иски. А вот за то, что, будучи добропорядочным покупателем, можно спать спокойно, поручиться не может никто. Даже судья.

Публикации о рейдерских захватах сегодня встречаются часто. Авторы иногда проводят аналогии между рейдерами и рэкетирами 90-х годов. Не берусь судить, насколько уместно сравнение, но предприниматели уточняют: если рэкет требовал часть бизнеса, то рейдеры забирают все. Неудивительно, что интерес к Украине как сфере инвестирования капиталов у иностранцев ослабевает. Отечественные предприниматели также не желают мириться с ситуацией и грозятся идти до конца. Для этого они даже создали общественную организацию «Антирейдерский фронт».

Лина КУЩ

Accelerated with Web Optimizer