Производители просят отобрать бренд "Советское шампанское" у "Союзплодоимпорта"
26.09.2008, 14:29
Письмо господину Путину в конце августа написали главы компаний, производящих и продающих в России "Советское шампанское" по лицензии федерального казенного предприятия (ФКП) "Союзплодоимпорт". В числе подписавшихся — Московский комбинат шампанских вин, "Исток", "Игристые вина" и РИСП. Авторы просят "оказать содействие в преодолении проблемной ситуации, складывающейся... в результате неправомерных действий руководства" "Союзплодоимпорта". В конце августа ФКП передало лицензию на товарный знак "Советское" (номер регистрации в Роспатенте 269 853) рекламному агентству "Кауфман продакшн", принадлежащему компании "Винэксим" для рестайлинга бренда. Хотя нынешнее положение марки на рынке (доля в первом полугодии 2008 года — более 50%, по версии авторов письма, и 26,1% — "Бизнес Аналитики") кажется им "вполне нормальным". Реальная цель "Союзплодоимпорта", подозревают производители, "передать компании "Винэксим" право единого дистрибутора "Советского шампанского"", "монополизировать сбыт в рамках одной компании без согласования с производителями продукции".
Права на марку "Советское шампанское" "Союзплодоимпорт" получил в 2004 году. Его лицензиаты выплачивают роялти (по оценкам, от 2 руб. до 5 руб. за бутылку). По данным Росстата, в 2007 году было произведено 21,6 млн дал игристых вин, из них почти 8,5 млн дал — "Советского".
Директор по маркетингу "Истока" Владимир Михневич подтвердил подлинность письма: "Нам стало известно, что "Союзплодоимпорт" ведет переговоры о передаче эксклюзивного производства и дистрибуции "Советского" одному игроку, не имеющему своей производственной базы". Производитель, попросивший об анонимности, рассказал, что до сих пор не может продлить лицензию на "Советское", хотя обратился в ФКП еще в конце августа: "Мы получили требование предоставить немыслимое количество бумаг для оценки эффективности нашей работы. Они ищут предлог, чтобы не продлевать контракт".
Собственные марки лицензиатов "Союзплодоимпорта", за исключением "Золотой коллекции" от компании "Исток", пока не могут сравниться с популярностью "Советского". По данным "Бизнес Аналитики", доля рынка "Советского шампанского" производства компании "Игристые вина" — 7,4%, а их самой популярной собственной марки — "Лев Голицинъ" — 2,2%. У МКШВ это соотношение — 6,2% и 0,5% (своя марка "Российское шампанское"), у РИСП — 4,5% и 1,2%. Компании утверждают, что тратились на продвижение государственного бренда: их совокупные траты на рекламу марки с 2004-го по 2008 год составили 52 млн руб. По данным авторов письма, "Советское" показывает ежегодный рост продаж в 10-20%. Но, по данным "Бизнес Аналитики", доля марки сократилась с 43,8% в 2005 году до 26,1% в первой половине 2008 года, хотя емкость самого рынка игристых вин за этот период выросла с 20,5 до 25,5 млн дал.
Глава ФКП Владимир Логинов знает о письме. По его словам, монополизировать производство и дистрибуцию "Советского" никто не собирался, но ФКП, действительно, не довольно работой лицензиатов: марка недостаточно рекламируется, а некоторые еще и задерживают выплаты роялти. Вице-президент по маркетингу "Винэксима" Станислав Кауфман не стал комментировать планы на бренд. У "Союзплодоимпорта" и "Винэксима" уже был опыт сотрудничества по ребрендингу водочной марки "Столичная", закончившийся тем, что последнему были переданы права на производство и продажу "обслуживаемого" бренда.
Лицензиаты "Союзплодоимпорта" предлагают Владимиру Путину обязать ФКП передать марку "Советское шампанское" в управление учрежденного ими в 2007 году некоммерческого партнерства "Производители шампанских вин". Премьер уже дал поручение ведомствам подготовить документы, лишающие "Союзплодоимпорт" "права использования и распоряжения государственными товарными марками". По информации господина Логинова, первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил разобраться в ситуации с "Советским" Минсельхозу, Минэкономразвития и Росимуществу.