ЕЩЁ НОВОСТИ
Главная › Сигнал сверху

Сигнал сверху

01.08.2008, 11:10

«Надо, чтобы правоохранительные органы и органы власти перестали кошмарить бизнес» — так начал совещание по развитию малого бизнеса возмущенный президент. Только что перед этим предприниматели из Смоленской области рассказали ему, как плохо реализуется на местах один из его первых (от 15 мая) президентских указов.

«Первый шаг мы сделали — и ничего, проблемы все те же. — Медведев внимательно оглядел участников заседания — первого зампреда правительства Игоря Шувалова, министров экономразвития Эльвиру Набиуллину, внутренних дел Рашида Нургалиева, руководителей антимонопольной и налоговой служб Игоря Артемьева и Михаила Мокрецова, генпрокурора Юрия Чайку — и продолжил: — У нас очень важное значение имеют сигналы, так считайте, что сигнал дан!» Закончил Медведев сообщением, что подписал национальный план по борьбе с коррупцией.

В «Мечеле» от комментариев по поводу выступления Медведева отказались.

«С точки зрения проверок и их количества ТНК-BP чувствует себя вполне комфортно, — заявил вице-президент компании Игорь Майданник. — Но требование президента бороться с коррупцией не поддержать нельзя». Представитель BP от комментариев отказался.

Медведев как будто решил потушить пожар, который разгорелся после того, как премьер Владимир Путин пообещал «зачистки» владельцу «Мечела» Игорю Зюзину, считает совладелец «Нортгаза» Фахад Ахмедов: ведь это, получается, тоже «закошмаривание» бизнеса. «Это как раковая опухоль», — констатирует Ахмедов: число чиновников растет, закона о коррупции нет (Дума приняла его в первом чтении еще в 2000 г., и на этом все остановилось), люди получают высокие посты по клановому принципу, естественные монополии работают фактически бесконтрольно и проч. «Желание президента победить коррупцию очевидно, — рассуждает Ахмедов. — Но законодательные органы сформированы не при нем, не участвовал он и в назначении руководства правоохранительных органов. Пока у Медведева нет консолидированной команды, которая помогла бы в этой борьбе, нет даже нормативного определения коррупции, так что прежде всего нужно совершенствовать законодательную базу».

Преодолеть коррупцию быстро невозможно, уверен и председатель совета директоров «Вимм-билль-данн» Давид Якобашвили, но сигнал действительно дан, и это не может не радовать. Молочная отрасль страдает от коррупции наравне со всеми, признает он: «Сотрудники проверяющих органов зачастую месяцами не покидают предприятия, находя все новые поводы для претензий, и чего-то ждут».

Законодательным обеспечением борьбы с коррупцией начал заниматься Путин, еще будучи президентом. После ратификации в 2006 г. международных конвенций он создал межведомственную группу во главе со своим помощником Виктором Ивановым. Законопроект о противодействии коррупции был в основном готов к 1 августа 2007 г., говорит входивший в группу зампред комиссии по безопасности Госдумы Михаил Гришанков, но из-за выборов он не был внесен в Думу и срок работы группы был продлен до июля 2008 г.

Новый президент Медведев 19 мая 2008 г. подписал указ о создании совета по борьбе с коррупцией и межведомственной рабочей группы по разработке плана борьбы, ее возглавил Сергей Нарышкин. Источник в совете говорит, что план по борьбе с коррупцией Медведев правил лично. Документы готовили несколько групп, в них входили члены совета и эксперты. Нарышкин провел несколько совещаний и завернул первую версию плана — за благодушие.

Нарышкин сообщил вчера, что подписанный президентом план состоит из четырех разделов — новых законов; мер по совершенствованию госуправления; повышению профессионализма кадров; первоочередных антикоррупционных действий.

Начальник Государственно-правового управления президента Лариса Брычева сказала, что первый раздел предусматривает внесение в сентябре в Думу базового закона о противодействии коррупции и поправок в 25 законов, сведенных в два законопроекта.

Базовый закон впервые даст юридическое определение коррупции. Другие акты расширят имущественный контроль на новые категории служащих — милиционеров, таможенников, прокуроров, судей. Изменится и закон об оперативно-розыскной деятельности — его можно будет применять при установлении скрываемого имущества.

Источник, близкий к Совету по борьбе с коррупцией, говорит, что поправок в Уголовный кодекс, ужесточающих наказания за коррупционные преступления, вноситься не будет, однако коммерческий подкуп приравняют к взятке.

По словам Брычевой, будет введена административная ответственность юрлиц за коррупционные действия, а впоследствии должны быть внесены изменения в законодательство о госзакупках, бюджете, а также законопроекты о возмещении ущерба от волокиты чиновников и неисполнении решений судов.

Вторая часть плана по совершенствованию госуправления, по словам Нарышкина, предусматривает передачу ряда полномочий в регионы с усилением контроля за их исполнением и принятие регламентов и стандартов предоставления госуслуг, а также меры по повышению прозрачности и укреплению прав граждан на получение достоверной информации.

Третья, кадровая часть плана подразумевает создание специальных подразделений в кадровых службах, которые будут работать с декларациями чиновников. Источник, близкий к совету, уточняет: чиновники должны будут докладывать о подозрительных действиях коллег и коррупционных предложениях.

В плане также содержится ряд поручений правительству — в частности, ему предстоит внедрить технологии открытых онлайн-торгов по закупке продукции для госнужд, продаже конфиската; меры по расширению сети бюро и центров правовой помощи для населения.

Глава администрации сообщил, что в III квартале 2008 г. будет подготовлен проект акта президента о создании органа, ответственного за реализацию международных антикоррупционных конвенций. Источник, близкий к совету по борьбе с коррупцией, знает, что Генпрокуратура и Минюст ожесточенно конкурируют за право стать этим органом, но решение пока не принято. Координатором борьбы с коррупцией, по словам источника, будет президиум совета, который станет собираться дважды в год и готовить отчет президенту.

По словам того же источника, план не предусматривает контроля за расходами чиновников — эта мера признана неэффективной: кадровые службы будут следить за имущественным состоянием чиновников и реагировать на его прирост.

Не решен вопрос и о компании, которая будет управлять активами чиновников при поступлении их на госслужбу, — «дело это склочное и доходов не приносит», говорит источник, среди частных компаний желающих не нашлось, а создавать государственную нерационально.

Анастасия Корня, Кира Латухина

 

Accelerated with Web Optimizer