Конституционный суд поставил крест на товарном рейдерстве
17.07.2008, 11:41
Конституционный суд сделал первый шаг в борьбе с товарными рейдерами. Суд постановил, что законодательная лазейка, разрешающая следствию продавать изъятые вещдоки, неконституционна. Теперь эти нормы Уголовно-процессуального кодекса автоматически отменены для всех, и в течение полугода должны быть исправлены.
Следующий шаг, который с нетерпением ждут бизнесмены, - принятие отдельного антирейдерского закона. Он находится в Думе еще с марта 2007 г., однако с тех пор по каким-то причинам не может пройти даже первого чтения.
Отобрать и продать
До среды 16 июля к любому гражданину или юридическому лицу России могли прийти следователи и заявить, что они изымают его собственность в рамках некого уголовного дела. При этом гражданину или фирме не обязательно быть замешанными в махинациях, они могут быть и добросовестными приобретателями. Однако, если, например, следствие утверждает, что продавец, у которого был приобретен товар, ввез его незаконно, то товар полностью подлежит изъятию как вещественное доказательство.
После того, как гражданин или компания расставались со своей собственностью, с ней можно было попрощаться. Следователю было достаточно решить, что хранить вещдок у себя он не может физически - например, это дорогой автомобиль, или партия из десятков тысяч мобильников. Тогда следователь принимал решение о продаже товара. Сколько стоит товар, решали оценщики Российского фонда федерального имущества (РФФИ), а затем продавали.
Так получалось, что продажи товара осуществлялись по ценам гораздо ниже рыночных. В прессу неоднократно просачивалась информация о поразительно низких ценах. Так, газета "Ведомости" рассказывала, как РФФИ, перепродавая через своих поверенных конфискат, сбывала бытовую технику по 100-200 рублей, а автомобили по 5-20 тыс. рублей.
Все, что оставалось бывшему собственнику товара, - это попытаться получить хотя бы вырученные от продажи деньги, которые поступают на счета следственных органов. Однако и это происходило далеко не всегда. Более того, следствие по делу может длиться до шести лет - все это время возвращать вещдоки или денежные компенсации никто не обязан. Описанная выше схема легального отъема имущества получила в бизнес-кругах название "товарного рейдерства".
От винта
Товарные рейдеры сделали не одну вылазку. От их действий больше всего пострадали продавцы бытовой электроники. Так, у "Евросети" под предлогом неправильного ввоза в марте 2006 г. конфисковали 167,5 тыс. мобильных телефонов. Позже телефоны вернули, но 30 тыс. трубок к тому времени уже оказались проданными. По такой же схеме товар изымался и у фирм, торгующих компьютерной техникой, "Санрайз" и "Компоненты и системы".
Причем, стоит отметить, что конфискованные у этих фирм товары обнаруживались позже на прилавках компании Ultra. Эту фирму участники рынка прямо обвиняли в товарном рейдерстве, однако Ultra, недавно обанкротившаяся, утверждала, что сама честно приобретала изъятый товар. Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) неоднократно обращалась в органы власти и к законодателям с просьбой решить вопрос.
Однако, смог переломить ситуацию один человек, который довел дело до Конституционного суда. В ноябре 2005 г. в рамках уголовного дела о контрабанде у гражданина Владимира Костылева был конфискован вертолет Bell 407, который он приобрел у фирм, якобы незаконно ввезших его в Россию. Вертолет Костылева попал в список вещдоков и был конфискован. Владелец попросил передать ему вертолет на ответственное хранение, однако получи отказ.
В 2006 г. прокуратура передала вертолет на реализацию в РФФИ, вертолет был продан. А поскольку дело до сих пор находится на стадии предварительного расследования, никакой денежной компенсации Костылев не получил. Тогда гражданин оспорил в КС положение УПК, разрешающее следователю не просто отбирать, но и продавать вещдоки.
В результате, Конституционный суд постановил - если у следствия нет возможности хранить вещдоки, КС рекомендует либо фотографировать их и опечатывать на изначальном месте хранения, либо возвращать владельцу все, за исключением одного образца.
Теперь по общим правилам нормы законов, признанные КС неконституционными, автоматически перестают действовать и должны быть в течение полугода исправлены. Российский бизнес теперь надеется, что законопроект о борьбе с товарным рейдерством, пролежавший в Думе с весны 2007 г., наконец получит ход.