Ту-154: "Аэрофлот" попрощался с легендой
15.01.2010, 08:00
Крупнейшая российская авиакомпания "Аэрофлот" вывела из эксплуатации один из символов советской авиации, самолет Ту-154. Ранее на аналогичный шаг пошли два других лидера пассажирских перевозок в России - "Сибирь" и "Трансаэро".
Ту-154 перевозил пассажиров "Аэрофлота" на внутренних и международных линиях почти 40 лет. В 1980-е годы эти среднемагистральные лайнеры стали основными на маршрутах единственного советского авиаперевозчика.
Как пояснил в интервью bbcrussian.com директор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак, при существующих ценах на топливо рентабельная эксплуатация Ту-154 практически невозможна.
Отказ главных участников российского рынка авиаперевозок от Ту-154 позволяет говорить о завершении эры господства советских лайнеров в России. Ранее флоты большинства авиакомпаний покинул не менее легендарный Ил-86 - первый серийный широкофюзеляжный самолет, выпущенный в СССР.
Теперь российские перевозчики полагаются в первую очередь на лайнеры производства двух лидеров мирового авиастроения – американской компании Boeing и европейского концерна Airbus.
Есть в парках авиакомпаний и самолеты российского производства, которые начали эксплуатироваться в коммерческих перевозках после распада СССР, однако это скорее исключение: среди них Ил-96, пришедший на смену Ил-86 и эксплуатирующийся "Аэрофлотом", а также пассажирская модификация Ту-204 - Ту-214, выполняющий некоторые рейсы "Трансаэро".
Состояние индустрии
Смогут ли российские авиаконструкторы создать полноценную замену Ту-154, которая принадлежала бы к новому поколению лайнеров и смогла бы конкурировать по цене и техническим характеристикам с зарубежными аналогами – вопрос открытый.
"Радикального преимущества, как у китайских производителей, у российских предприятий нет"
Борис Рыбак,
директор консалтинговой компании Infomost
Борис Рыбак назвал Би-би-си два проекта, которые в перспективе могли бы занять место советской легенды: Sukhoi Superjet-100 и программа МС-21, над которой работают сотрудники конструкторского бюро имени Яковлева и корпорации "Иркут".
По словам эксперта, если российский авиапром будет предоставлен самому себе, то шансы на получение успешных разработок невелики. Однако российское правительство, считает Рыбак, подает сигналы, свидетельствующие о том, что оно "хотело бы сохранить эту индустрию и прикладывает очень серьезные усилия для того, чтобы это состоялось".
"Сегодня российская промышленность не всегда в состоянии сделать что-то дешевле, чем в других странах. Это связано с общеэкономической ситуацией, состоянием финансового сектора и экономики в целом. Радикального преимущества, как у китайских производителей, у российских предприятий нет", - сказал bbcrussian.com директор консалтинговой компании Infomost.
"Интересы сырьевого сектора и обрабатывающих отраслей часто находятся в состоянии серьезного конфликта, - продолжает эксперт. - Поскольку у нас до сих пор основа экономики – сырьевой сектор, он, естественно, и правит бал. Найдется ли место в макроэкономической программе правительства интересам обрабатывающей промышленности?".
Ввод в эксплуатацию Superjet-100 и пока безымянного МС-21 – дело ближайшего будущего. У первого уже идут сертификационные и летные испытания, и авиакомпании предположительно смогут получить его в 2010 году. Начало поставок второго пока запланировано на 2015-2017 годы.
Источник: www.bbcrussian.com