Рогунская ГЭС: кто возьмет билетов пачку?
06.01.2010, 19:00
В Таджикистане началась широкомасштабная национальная кампания по продаже акций строящейся Рогунской ГЭС.
Таджикские власти надеются, что население поддержит руководство республики и откликнется на просьбу выкупить часть ценных бумаг.
Таким образом правительство страны намерено в кратчайшие сроки собрать необходимые 600 миллионов долларов на возведение первых энергоблоков стратегической для Таджикистана гидроэлектростанции.
По мнению официального Душанбе, завершение строительства Рогуна позволит стране добиться энергетической независимости. Однако против запуска ГЭС выступает соседний Узбекистан.
Наблюдатели опасаются, что сбор денег на Рогун превратится в соревнование между министерствами и ведомствами, когда один руководитель будет конкурировать с другим, кто больше соберет средств.
Одним из первых акционеров Рогунской ГЭС в Кулябе, небольшом городе, расположенном на юге страны, стал депутат национального парламента Абдуджаббор Зардиев, который выкупил акций на сумму более 50 тысяч сомони (11 тысяч долларов). Наблюдатели задаются вопросом, откуда у народного избранника такие средства.
Праздничный настрой
К официальному старту национальной кампании по продаже ценных бумаг Рогунской ГЭС власти подготовились серьезно. Около 600 точек продажи акций и сертификатов были открыты по всей стране 6 января.
Наряднее всего выглядела столица. В пунктах продажи акций были организованы концерты. Из динамиков звучали патриотические стихи, лучшие повара и кулинары угощали население блюдами таджикской кухни. Власти попытались придать началу новой кампании масштабность и праздничное настроение.
Люди поздравляли друг друга с праздником и выстраивались в многолюдные очереди, чтобы приобрести ценные бумаги номиналом 100 сомони (23 доллара), а также 500, 1000 и 5000 сомони (115, 230 и 1150 долларов соответственно).
6 января в Таджикистане рабочий день, поэтому многие жители спешили приобретать акции и потом отправлялись на работу. Для удобства сотрудников государственных учреждений и предприятий был организован бесплатный транспорт, на котором к точкам подвозили целые коллективы.
Республиканские телерадиокомпании вели трансляцию с места события в прямом эфире.
Чтобы поддержать патриотическое настроение таджикистанцев, накануне с обращение к нации выступил глава Таджикистана. Президент Эмомали Рахмон в частности сказал, что "твёрдо убеждён, что каждый гражданин Таджикистана..., защищая интересы государства и нации, морально и материально поддержит строительство Рогуской ГЭС".
"Мы не должны надеяться на помощь других. Так как никто, кроме нас, не сможет благоустроить нашу Родину... Ее судьба находится в наших руках" - заявил таджикский лидер.
Добровольно-принудительно
Ранее президент Таджикистана Нажать обязал каждую таджикскую семью выкупить у государства акции Рогунской ГЭС на сумму около 700 долларов США при средней зарплате в стране в 60 долларов. Предприниматели и бизнесмены обязаны вложить в дело строительства Рогуна больше средств. Для них конкретная сумма не оговаривается.
Большие вложения в ГЭС поощряются государством, которое выступает основным гарантом сохранности и возврата денег.
Это не первое обращение к населению страны с просьбой помочь в возведении и строительстве Рогунской ГЭС. Ранее таджикские власти призывали жителей страны добровольно отдать в фонд строительства половину своей месячной зарплаты.
Этот объект, сооружение которого было начато еще в советские времена, в Таджикистане называют проектом века.
По мнению официального Душанбе, запуск энергоблоков станции позволит стране добиться энергетической независимости, а государствам Центральной Азии - решить проблемы с постоянным энергоснабжением.
Сухроб Шарипов, директор центра стратегических исследований при президенте страны, отметил, что строительство ГЭС в Таджикистане и Кыргызстане превращается в национальную идею
"Ни один политик, ни президенты не могут сделать шаг назад, иначе будут объявлены предателями родины. В этом [возведении Рогуна] – есть спасение нашей экономики. Если кто-то выступит против строительства Рогунской ГЭС - он предатель нации" - объясняет Шарипов.
Чиновники уверены, что каждый гражданин страны с радостью внесет свою лепту в строительство объекта, от которого зависит, по их мнению, будущее родины. Убедить население в том, что покупка акций - это выгодное вложение средств, и есть самое сложное дело.
"Я всю жизнь работала и откладывала деньги, которые потом сгорели. А сейчас еле выживаю на свою пенсию. Я знаю, меня снова хотят обмануть"
Любовь Максимова, пенсионерка
Нужны гарантии, говорят простые жители и дружно покупают акции. Активнее других это делают сотрудники бюджетных организаций
"Я уверена, Рогун достроят и акции будут приносить доход. Не сегодня, не завтра, конечно, но в будущем - обязательно", - говорит счастливая владелица только, что купленной акции Наташа.
"Я получаю 800 сомонов, и приобретение самой дешевой акции стоимостью 100 сомонов ощутимо для бюджета моей семьи. Но у меня есть возможность дополнительного заработка. Вот на эти деньги я бумаги и покупаю. Это необходимо", - полагает душанбинец Гаюр Сафаров.
Впрочем, не все настроены так оптимистично.
"Я даже не хочу говорить об этом, и тем более покупать что-либо, - говорит пенсионерка Любовь Максимова. – У меня уже были акции, и деньги на сберкнижке были, и сейчас это где?"
"Я всю жизнь работала и откладывала деньги, которые потом сгорели. А сейчас еле выживаю на свою пенсию. Я знаю, меня снова хотят обмануть", - плачет пенсионерка.
Национальная идея
Средняя таджикская семья состоит примерно из шести человек. Как правило, содержит ее один работающий член семьи. Если предположить, что этот человек – сотрудник бюджетной организации со средней заработной платой, ему необходимо перечислить государству 10 своих месячных окладов.
По разным данным, более миллиона граждан Таджикистана находится на заработках в России. Многие семьи фактически живут на деньги, высылаемые на родину гастарбайтерами. К ним также было обращено новое президентское обращение
Мнение рядовых сотрудников бюджетных организаций никто спрашивать не станет. Им просто не будут выдавать часть зарплаты, которая пойдет в фонд строительства Рогуна или на покупку акций. Как показывает практика, открыто свое возмущение жители высказывать не будут, боясь преследования или перспективы остаться без работы, полагает политолог Шокирджон Шокиров.
"Как в советские времена, тогда сбор хлопка тоже носил добровольный характер, но фактически использовали механизмы принуждения. У меня есть опасения, что мероприятие по сбору средств для Рогуна станет таким же", - добавляет эксперт.
В свою очередь, идею властей о сборе народных средств аналитик Рустам Бободжанов считает своевременной.
"Ситуация, когда мы оказались один на один с холодной зимой и катастрофическим дефицитом энергоресурсов, заставляет нас решать проблему - и мы ее решаем. Сейчас народ объединяется вокруг идеи Рогуна", - говорит аналитик он.
Опыт Сангтуды
Несколько лет назад таджикские власти обращались к жителям страны с просьбой помочь построить еще одну ГЭС - Сангтудинскую. Средства собирались по всей республике, и гражданам даже раздали специально выпущенные акции.
Теперь большая часть акций Сангтудинской ГЭС-1 Нажать принадлежит России, а Сангтуда-2 строится иранской стороной. Ни о каком возврате народных денег речи не идет.
Покупка ценных бумаг на строительство Сангтуды тогда тоже было делом обязательным, хотя формально все было добровольно. Власти Таджикистана сейчас старательно обходят стороной любое упоминание об этом.
Однако в том, что касается Рогуна, власти пытаются убедить население страны в гарантированном получении вложенных средств. Пока доводы чиновников недостаточно убедительны, говорит Георгий Петров, заведующий лабораторией института водных проблем, гидроэнергетики и экологии АН Таджикистана.
"Гарантии правительства хотя бы в том, чтобы вернуть со временем вложенные средства. Но ведь акции покупаются с тем, чтобы получать дивиденды, а может ли их получение гарантировать правительство? Оно может только быть гарантом их сохранности. Через несколько лет вложенные нами сегодня средства с учетом инфляции обесценятся в несколько раз" - считает ученый-энергетик.
Акции Сангтудинской ГЭС в 1996 году продавались по цене 10 долларов США. Для военного Таджикистана тех лет, 10 долларов - немалые средства, на которые можно было прожить около месяца. Сегодня на эти деньги можно приобрести чуть больше двух килограммов мяса.
Многие опасаются нецелевого использования народных средств.
"Когда бедный человек, экономя на всем, но покупает акцию для того, чтобы только построить Рогунскую ГЭС, - если эти средства будут украдены коррумпированными чиновниками, их накажет Бог. Не милиция, не прокуратура – Бог накажет", - уверен наблюдатель Рахмон Ульмасов.
Такого мнения придерживаются многие жители страны, уповая скорее на Бога, чем на честность чиновников.
Узбекский фактор
Примерная стоимость Рогунского проекта оценивается в 1 миллиард долларов.
Инвестиции для него найти будет гораздо легче, если свое согласие на возведение гидроэлектростанции даст Узбекистан, который также зависит от протекающих через Таджикистан рек.
Позиция соседнего Узбекистана является решающей для многих потенциальных инвесторов. Однако пока Ташкент не поддержал ни один энергетический проект в Таджикистане.
Политолог Абдугани Мамадазимов полагает, что "рогунский вопрос" для властей – вопрос принципа.
Душанбе настаивает, чтобы контрольный пакет Рогуна находился у государства. Наблюдатели полагают, что это может быть связано и с опытом Сангтудинской ГЭС.
Россияне, которые владеют большинством акций первой очереди Сангтудинской ГЭС, неоднократно грозились приостановить работу из-за долгов таджикской стороны. Ряд политологов считает, что контрольный пакет акций – это постоянная возможность контроля над таджикским правительством, своего рода рычаг давления. В случае с Рогуном Душанбе не намерен допускать подобных ошибок.
Между тем, с 1 декабря Узбекистан официально покинул объединенную энергосистему Центральной Азии. В осенне-зимний период Таджикистан испытывает жесткий дефицит энергии и вынужден импортировать ее у соседей.
Однако с связи с решением Узбекистана транзит энергии в Таджикистан из Туркменистана становится невозможным по технической причине.
Наиболее чувствительным выход Узбекистана из объединенной энергосистемы станет для Таджикистана и Кыргызстана. Обе страны испытывают значительный дефицит электроэнергии в зимнее время, что вынуждает сокращать подачу энергии потребителям до нескольких часов в день.
По мнению наблюдателей, между странами региона началась борьба за потенциальные рынки сбыта энергии. Таджикистан и Узбекистан экспортируют электроэнергию в соседний Афганистан.
Завершение строительства Рогунской ГЭС позволит Душанбе продавать энергию в Пакистан, Иран, Индию и страны Средней Азии. Узбекистан, как полагают эксперты, хочеть воспрепятствовать этим планам, так как претендует на роль крупнейшего экспортера энергии в страны Южной Азии.
Источник: www.bbcrussian.com