Жеваго: прикованный к карьеру
25.12.2009, 13:00В группе декларируют стремление к прозрачности путем вывода своих предприятий на мировые фондовые площадки
КОНСТАНТИН ЖЕВАГО стал первым и пока единственным из тяжеловесов украинского бизнеса, который решился вывести свой ключевой актив на международный фондовый рынок. Вскоре после того как стало известно, что значительную часть акций Ferrexpo plc (владеющую Полтавским ГОКом) приобрел Игорь Коломойский, наблюдатели предрекали Ferrexpo нелегкую жизнь. И когда под контролем «Привата» оказалось более 10%, он начал агрессивное нападение. Но, судя по всему, Константин Жеваго выиграл первый раунд. Максимум, на что хватило запала у команды «Привата», — это на созыв собрания акционеров и предложение ввести своих представителей в совет директоров Ferrexpo. Получив отказ, Игорь Коломойский на удивление быстро продал часть своего пакета, сократив общую долю группы до 8,36%. Если учесть, что в следующем году цена на железорудное сырье должна вырасти на 10–15% (что по идее отразится и на цене акций Ferrexpo), то «Приват» стал похож на обычного портфельного инвестора. Ведь представить себе, что Игорь Коломойский вновь что-то купил дороже, чем продал ранее, достаточно сложно.
С другой стороны, он еще может повлиять на расстановку сил в Ferrexpo, перекупив пакет у компании RPGI чешского предпринимателя Зденека Бакалы, бизнес которого в кризисный год столкнулся с финансовыми трудностями. В октябре компания уступила 12% из 25% акций Ferrexpo в рамках своп-сделки трем крупнейшим банкам: JP Morgan, Citigroup и Morgan Stanley. Пока сложно прогнозировать дальнейшую стратегию RPGI в отношении предприятия, но если учесть, что в прошлом году RPGI покупала бумаги Ferrexpo по 87 пенсов за акцию, а сейчас они уже стоят более 2 фунтов, то поправка своего материального положения за их счет может войти у чехов в привычку.
В пользу того, что «Приват» не оставит Ferrexpo в покое, говорит малая часть проданных акций компании, а также роль, которую этот актив играет в бизнес-империи Константина Жеваго. Ведь лидеры группы «Приват» известны своей склонностью консолидировать под своим крылом все, что плохо лежит, путем сложных многоходовых комбинаций.
Кроме того, уходящий год ознаменовался выходом из состава учредителей ОАО «Полтавский ГОК» австрийского трейдера DCM DECOmetal Герберта Депиша, который был акционером предприятия последние шесть лет. В конце 2008 года 10,1% акций у австрийцев выкупил сам ПГОК, а в ноябре 2009-го они окончательно перекочевали к Ferrexpo AG, которая стала собственником 97,31% комбината. Увеличение пакета и вывод с рынка акций ПГОКа при желании можно трактовать и как стремление обезопасить тылы Ferrexpo. Примечательно, что некоторые наблюдатели в этом же ключе склонны рассматривать и покупку близкой к Жеваго компанией Fevamotinico 9,77% акций филиппинского никеледобытчика Toledo Mining Corp, поскольку самостоятельный выход бизнесмена на достаточно сложный рынок никеля выглядит, мягко говоря, необычным.
В целом железорудный бизнес группы продемонстрировал максимальную устойчивость в кризисный период, и именно он может стать донором для развития промышленной империи Жеваго в посткризисное время. И в этой связи можно рассматривать вложения в его развитие. Так, по данным Ferrexpo, в 2009 году инвестиции в расширение действующего карьера ПГОКа составили около $100 млн. Но в следующем году они могут вырасти вдвое за счет планов по модернизации существующей обогатительной фабрики.
Примечательно, что кризис повлиял и на географию продаж компании. До того Ferrexpo продавала около 75% продукции в Европу и Украину, около 20% — на азиатский рынок, еще 5% — в другие страны, но с начала 2009 года продажи в Китай выросли до 50% от всего объема сбыта. И лишь в конце июля возобновились поставки по долгосрочным контрактам на традиционные рынки. В Ferrexpo говорят, что в октябре достигли соглашения по цене с большинством контрактных потребителей компании, но при этом рассчитывают упрочить присутствие и на других рынках.
«Ferrexpo продолжает поставлять продукцию своим потребителям в Китае по долгосрочным контрактам. Во время кризиса мы начали поставки на северо-западное побережье Индии, которая является новым и перспективным рынком для нас в будущем, открывшимся нашей компании благодаря кризису. Мы верим, что Индия может стать следующим Китаем — двигателем мировых товарных рынков. Турция является важным экспортным рынком для Ferrexpo, и мы рассчитываем на его рост. Мы намереваемся нарастить наши поставки на Ближний Восток, как только осуществим необходимые усовершенствования обогатительной фабрики и сможем производить окатыши с 68%-ным содержанием железа (пользуются спросом на этом рынке)», — отмечает директор по развитию бизнеса Ferrexpo plc Гевин Маккей.
Как бы то ни было, но кризисный год со всеми его нюансами, по-видимому, заставил задуматься главного акционера Ferrexpo о вариантах развития ресурсной базы ПГОКа. Как известно, еще в 2008 году анонсировалось привлечение инвестора для развития Еристовского месторождения, для чего создавалось отдельное ООО «Еристовский ГОК». Теперь же эта позиция, похоже, не столь однозначна, и Константин Жеваго не спешит обзаводиться очередным партнером на близком его сердцу объекте. Тем более что разработка Еристовского месторождения в перспективе позволит нарастить производство с 9 млн. т в год, которые сейчас производит ПГОК, до 20 млн. т. «Осенью 2008 года мы объявили о своих планах привлечь соинвестора к разработке Еристовского проекта. Но в связи с кризисом процесс его поиска был свернут. Мы еще не отказались от этой идеи полностью. Однако учитывая наше хорошее финансовое положение, возможно, сможем инвестировать в разработку этого проекта из собственных средств. Вдобавок по мере восстановления рынков капитала кредитное финансирование станет более доступным», — говорят в компании.
Наиболее вероятными приобретениями группы в будущем году могут стать оставшийся в госсобственности блокпакет ОАО «Одессаоблэнерго» и многострадальный «Лугансктепловоз», который однажды уже находился под контролем Жеваго. Но здесь многое будет зависеть от позиции государства и потенциальных конкурентов группы в борьбе за эти предприятия. Так, например, в текущем году госпакет «Одессаоблэнерго» оказался единственным из так называемых конфликтных облов, который так и не был передан из управления НАК ЭКУ Фонду государственного имущества. В компании Константина Жеваго подтверждают интерес к объектам, однако оговаривают, что участие в приватизационных конкурсах будет зависеть от условий, предложенных ФГИУ.
Во втором полугодии появились положительные сигналы со стороны крупнейших машиностроительных активов предпринимателя: АвтоКрАЗа, судостроительного завода «Залив» и Стахановского вагонзавода. Если эта динамика сохранится, группа может вернуться к проектам подготовки их вывода на фондовые площадки. «Нашей целью является справедливая оценка бизнеса, а ее может дать только публичный рынок глобального масштаба, то есть основные фондовые площадки мира. Интерес к IPO у группы сохраняется, мы полагаем, что это максимальная прозрачность, которой можно достичь», — сообщил «k:» пресс-секретарь группы «Финансы и Кредит» Максим Прасолов.