Ядерный шантаж из Запорожья
12.08.2022, 13:06Российское руководство считает остро необходимым, чтобы представители Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) срочно приехали на Запорожскую АЭС, - заявил постоянный представитель России при ООН Василий Небензя на заседании Совета безопасности ООН, посвященном обстрелам АЭС.
«Рассчитываем, что визит экспертов МАГАТЭ на Запорожскую АЭС в скором времени все же состоится. <…> Со своей стороны готовы оказать максимально возможное содействие в решении всех организационных вопросов. Считаем оправданным, чтобы представители МАГАТЭ прибыли на ЗАЭС как можно скорее, возможно, даже еще до конца августа», — цитирует ТАСС слова Небензя.
На заседании также выступил генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси. Как сообщает «Интерфакс», он заявил, что, по оценкам экспертов организации, немедленной угрозы для ядерной безопасности на атомной станции нет, но эта ситуация может измениться в любой момент.
Постоянный представитель России при международных организациях в Вене Михаил Ульянов подчеркнул, что для обеспечения международного визита на АЭС «Украина должна немедленно прекратить обстрел станции и гарантировать безопасность членов данной миссии».
Напомним, что Запорожская АЭС с марта этого года находится на оккупированной российскими войсками земле. Однако ею продолжает управлять украинский персонал, в том числе и в периоды арт и ракетных обстрелов...
В минувшие дни таких обстрелов было несколько.
Как сообщает американское National Public Radio (NPR), спутниковые снимки, в частности, зафиксировали появление над станцией дронов, которые предположительно и совершили воздушные удары, но подтверждений этой информации нет.
На этом фоне Киев и Москва самозабвенно обвиняют друг друга в «ядерном терроризме», на что украинские руководители резонно говорят, что для Киева было бы самоубийством оставлять на территории страны обширный очаг радиации.
Примечательно, что и американские, и в подавляющем большинстве европейские СМИ не занимают ни одну, ни другую сторону. Но их мнения в отношении опасности, которую представляет собой разрушение АЭС, заметно разнятся.
Консенсуса в этой ситуации достичь невозможно, поскольку обстрел ядерного объекта не имеет прецедентов в мировой истории.
«Впервые в истории ядерного века большая станция в течение длительного периода находится в зоне активных боевых действий», - справедливо говорит Дэрил Кимболл, исполнительный директор американской Arms Control Association.
В свою очередь эксперты, оценивая ситуацию с Запорожской АЭС оценивают её как тупиковую. При сохранении нынешних тенденций риск ядерного инцидента постепенно растет.
Причем инцидента может быть даже два: первый связан с наличием хранилища отработанного ядерного топлива, которое защищено гораздо хуже от прямых попаданий снарядов и ракет, чем сама станция, а второй может возникнуть при наступлении ряда последовательных условий, но исключать такого развития событий нельзя.
Технологически для устойчивой и безопасной работы реактора требуется бесперебойная работа охлаждающего контура. Даже если «заглушить» реактор - то есть, введя в активную зону поглощающие стержни, ядерная реакция продолжает идти, энергия выделяется. А значит - требуется штатная работа системы теплоотвода, который и обеспечивает охлаждающий контур. Для этого он должен быть постоянно подключен к источнику энергии.
В случае обрыва линии передач включаются генераторы, поддерживающие работу контура, но они требуют топлива, и они тоже подвержены поломкам или разрушениям.
Прекратить работу реактора можно только выгрузив из него топливо, во всех остальных случаях риски остаются.
Есть и еще ряд систем безопасности, но все они являются временным решением, которое требуется для восстановления работоспособности основного охлаждающего контура. Без него все системы рано или поздно, но перестанут выполнять свою работу.
Если контур охлаждения перестает нормально работать, активная зона перегревается и может расплавиться. И тогда неизбежен инцидент - будет ли это инцидент как в Чернобыле с разложением воды и взрывом гремучего газа, или произойдет что-то похожее на аварию Фукусимы, или будет еще какой-то отдельный сценарий, неважно.
Важно, что при всей сложной системе защиты возможно создать цепочку условий, которые в итоге приведут к катастрофе.
Кстати, часть условий уже выполнена: разрушены линии электропередач, питающие станцию. По сообщениям осталась одна работающая.
Очевидно, что выйти с территории станции после трагедии в Бучи Кремль вполне резонно опасается: совершенно не исключено, что после выхода какой-нибудь третьей стороной будет организована аварийная ситуация, в которой обвинят лично Путина и возложат на него вину.
При грамотном подходе и доступе к управлению станцией создать такую ситуацию можно в короткое время. Международные «наблюдатели» абсолютно доверия не вызывают, что, наверное, правильно. Они, скорее, только легитимизируют такую провокацию своим присутствием, здесь иллюзий не нужно.
Но и оставаться на станции в складывающихся обстоятельствах - это получить такой же результат, просто немного позже...
С военной точке зрения, возможности отодвинуть украинские войска за пределы досягаемости артиллерии и ракет у Кремля просто нет – для этого необходимо форсировать Днепр и полностью оккупировать Запорожскую область и прилегающие регионы Днепропетровщины. Силы на это явно отсутствуют.
Фото: ЗАЭС под обстрелом
Есть, конечно в политологических и медийных кругах и другая точка зрения, что Москве выгоден ядерный инцидент, чтобы перевести конфликт на более высокую ступень эскалации и начать самому применять ядерное оружие, обвинив противоположную сторону в ядерном терроризме.
Но сейчас, скорее всего, сидящие в Кремле будут искать вариант выхода из спецоперации, чем усугублять происходящее.
По традиции можно ожидать нападения на какую-то третью страну, чтобы попытаться прикрыть нынешний конфликт каким-то еще и в случае успеха (пускай и сомнительного) разменять его на фиксирование ситуации по Украине.
Правда, сейчас любые рациональные соображения в расчет уже не идут - общая обстановка явно выходит из-под контроля Кремля, и он принимает все более реактивные и менее осмысленные решения.
Однако, всё это отдельно, а ситуация на ЗАЭС - отдельно. И она, ситуация, всё более неопределенная, а значит - и всё более рискованная…