Арабские монархии отвернулись от слабеющей России - источник
03.06.2022, 11:10
В прошедшие дни политики и деловые круги всего мира пристально следили за событиями в австрийской столице – Вене, где проходила очередная сессия ОПЕК+.
Главный вопрос заключался в следующем – насколько серьезным будет увеличение добычи входящими в этот картель странами нефти? И насколько это скажется на стабилизации цен?
После длительных дискуссий экспортеры «черного золота» приняли решение добавить на рынок в июле 648 000 баррелей в день, то есть увеличить добычу почти в полтора раза, поскольку в июне они добавили 432 тысячи баррелей.
Как прогнозируется, это позволит компенсировать выпадение с рынка большой доли российской нефти. Львиную долю роста обеспечат Саудовская Аравия и ОАЭ.
Западные санкции больно бьют по нефтедобыче в России. Новость о решении ОПЕК+ почти совпала по времени с сообщением о том, что в рамках шестого пакета санкций Евросоюза будет наложен запрет на импорт нефти из Российской Федерации морским путем, что на 92% снизит импорт российской нефти к концу года.
Будет введен запрет на предоставление услуг российскому нефтяному сектору. Кроме того, по сообщению The Financial Times, Великобритания и Евросоюз договорились о запрете на страхование судов с российской нефтью, что отрежет перевозчиков российской нефти от доступа к услугам ключевого игрока на рынке морского страхования – компании Lloydʼs of London.

Уже в апреле Россия не смогла выполнить квоту ОПЕК+ и вместо месячного объема нефти в 10,44 миллиона баррелей в сутки поставила на рынок 9,3 миллионов. По сообщению The Wall Street Journal, это привело к разговорам среди стран участниц организации о необходимости исключить Россию из ОПЕК+, а ее квоту разделить между остальными, менее проблемными участниками. Ведь уже очевидно, что западные союзники не откажутся от планов максимально затруднить продажу российской нефти на внешних рынках.
Таким образом, к концу года импорт российской нефти снизится на 92%.
По поводу перспектив рекламируемого российской пропагандой восточного маневра, когда отторгнутая коллективным Западом и примкнувшим к ним ведущих мировых экономик мира, российская нефть уйдет на рынки Китая и Индии, предлагает не питать больших иллюзий эксперт в нефтегазовой сфере Михаил Крутихин.
Реагируя на публикации, в которых прогнозируется увеличение объема сырой нефти, поставляемой по воде в азиатские страны на 45-60 миллионов баррелей, Крутихин предлагает простой арифметический подсчет. В тонне нефти 7,33 баррелей. Прибавка к экспорту ожидается меньше одного миллиона тонн. При этом в Китай идет 80 миллионов. «И что решает один миллион тонн плюс?» - задается вопросом эксперт. Отдельный момент, конечно, это огромные дисконты, с которыми российская нефть продается на азиатских рынках, они доходят до 35%.
Отметим, что венское, скажем прямо антироссийское решение ОПЕК+, произошло сразу после визита в Персидский залив главы российской дипломатии Сергея Лаврова, который активно там осуждал стремление США «вести бизнес… на основе диктата и убежденности в том, что у них есть предназначение править всем миром», а также презентовал Москву как одну из опор нового многополярного мира.

К сожалению, главный российский дипломат оказался неубедителен, что, в свою очередь, свидетельствует о наступлении нового этапа в оценках Москвы со стороны монархий Залива, а также их союзников и клиентов в регионе.
И действительно, политика Обамы - Байдена убедила арабские монархии в том, что Вашингтон, как основной внешнеполитический партнер стал ненадежным и им необходимо диверсифицировать свою внешнюю политику. Естественно, что в качестве одного из партнеров по такой диверсификации они начали рассматривать Россию.
Москва активно откликнулась на этот запрос, постоянно намекая на то, что «русские своих в беде никогда не бросают», приводя в пример российскую экспедицию в Сирию, которая, собственно, и спасла режим Асада от падения. Все выглядело красиво, но только до конца февраля 2022 года, когда стало ясно, что планировавшийся блицкриг Кремля – «в Киев за три дня» - полностью провалился.
И тут нужно понимать, что как экономический партнер Москва мало интересовала монархии Залива. Главное для них заключалось в другом – в способности Москвы обеспечить безопасность в регионе. А о каком обеспечении безопасности может идти речь, если, по мнению ведущих стран Залива, Россия не смогла добиться победы над одним из своих гораздо меньших соседей?

Со слабыми на Востоке диалог не ведут, а Кремль сейчас воспринимается как слабый. А потому сегодня в Заливе перестали обращать внимания на Россию и ее план по безопасности в регионе, продвигаемый Москвой с 2019 года, в качестве жизнеспособного противовеса влиянию США.
Кстати, что сразу отразилось на отношении к приобретению российской военной техники. Египет отказался от приобретения Су-35, российская военная техника была представлена на международной выставке Riyadh Defense Expo, но ни одного контракта с Москвой подписано не было, ОАЭ отказались от самоходного зенитно-ракетного комплекса «Панцирь С-1» для своих прокси в Ливии. По сути, на сегодняшний день экспорт российского оружия в регион остановился.
Однако не стоит ожидать, что монархии Залива, а также их местные партнеры и клиенты выступят с осуждением российского вторжения в Украину и присоединятся к западным санкциям против Москвы. Им это не нужно. Куда выгоднее пока использовать Россию в качестве «чучелка», которым можно пугать коллективный Запад, добиваясь от него уступок. А тем временем потихоньку отнимать долю России на энергетических рынках и укреплять экономическое сотрудничество с Китаем.
На этом фоне The Financial Times обращает внимание на большой успех Вашингтона, сумевшего договориться с Эр-Риядом, несмотря на довольно холодные отношения Джо Байдена и наследного принца Мохаммеда бин Салмана. Признается большая личная заслуга ведущих посланников по ближневосточным и энергетическим вопросам Брэта Макгурка и Эмоса Хохштейна.
Белый дом уже сделал заявление, в котором приветствовал «важное решение» и отметил усилия Саудовской Аравии «в достижении консенсуса среди участников организации».

Отдельно был признан позитивный вклад ОАЭ, Кувейта и Ирака.
Напомним, что президент США планирует летом большой тур на Ближний Восток, и одна из важных остановок будет, видимо, в Эр-Рияде. Американский президент постарается найти дополнительные аргументы для королевства, почему следует поддерживать партнерские отношения с сильными и не связываться со слабеющими...