Неужели пытки для нас нормальны?
11.10.2021, 13:20Совершенно чудовищная история о пытках в тюрьмах, выплывшая наружу целым рядом кошмарных видео, навела меня на несколько неожиданные мысли о любимой сфере гражданской авиации. Просто эта чудовищная тема наложилась на другую услышанную новость, на этот раз хорошую:
«Следственные органы отказались возбудить уголовное дело в отношении туриста Владимира Кузнецова, открывшего из-за духоты в салоне аварийный люк лайнера при подготовке к вылету по маршруту «Москва — Анталия».
И тут я подумал, что пытка в нашей культуре - как бы это чудовищно не звучало - порой воспринимается как норма, и - что не укладывается в голове - одобряется теми, в отношении кого направлено.
Давайте вспомним тот случай с трапом. Июль 2021 года, аэропорт Шереметьево, авиакомпания Россия. Самолет, нагретый за день лучами беспощадного солнца, никак не может начать охлаждать воздух - «рукастые» специалисты из «Шереметьево хэндлинг», (компании, запомнившейся авиационному сообществу двумя миллиардами рублей убытка по итогам 2020 года), никак не могут запустить наземный источник электропитания. Проковырявшись на земле какое-то время, работники понимают, что этот пепелац работать не будет, и нужно везти новый. В это время, по сообщениям новостных агентств, некоторые люди в салоне были близки к обморочному состоянию.
В итоге один из пассажиров не выдерживает, открывает дверь, а ее открытие активирует аварийный трап, в результате чего вылет задерживают еще сильнее, а пассажиру грозят многомиллионными карами.
Сам случай разбирать не вижу смысла, а вот реакцию авиационной общественности (да и многих пассажиров)... Что мы видим?
Оскорбления, логику «мог бы и потерпеть», проклятия и пожелания кар небесных. Ну и главное конечно - аналогии уровня «а вот деды в войну терпели». Вот это, последнее, поражает больше всего - я-то думал, что лично мои предки в страшные сороковые «терпели» (не могу не поставить кавычки, причина очевидна) для того, чтобы у их потомков была счастливая жизнь! А оказывается у нас вроде как в Спарте - любое отклонение от системы Агогэ карается насмешками.
Вообще, авиационное сообщество у нас немножко зомбированное - когда, например, пиарщики «Победы» показали весь свой профессионализм, заявив и без того нервным пассажирам о том, что их пересадка затрудняет опознание трупов, многие представители авиационного братства так и не смогли понять - «а чо такова?»...
Когда в том же Шереметьево озверевшие охранники «Шереметьево Безопасность» избивали таксистов, под видео с этими избиениями находились такие же «терпеливые» комментарии - мол, так им и надо, молодцы охранники, а вот я бы на их месте!
Когда убежавшего от тех же чудо-охранников пассажира в кровавое мясо размазало по полосе, публичное мнение было почти единодушным - ах он негодяй и дебошир, разве он не знает, что по инструкции запрещено идти туда, не знаю куда и делать то, не знаю что... К тому же человека так и так собирались депортировать, поэтому его перевод из статуса живого дышащего существа в категорию органических отходов вроде как не подлежит сопереживанию.
Когда самолеты стали летать над густонаселенными поселениями, а жители сотнями выкладывали ролики, как днем и ночью шум от ревущих двигателей нельзя даже перекричать, «добрые» авиационщики наперебой обвиняли законно купивших квартиры людей в том, что они «могли бы и подумать». О том, что не все люди увлекаются авиацией и интересуются возможными сменами схем полетов, а покупка квартиры не должна требовать умения на практике проверять выполнение строительных норм, степени по юриспруденции и прочих специальных знаний, сами они, конечно же, думать не стали. Классика - если ты не подумал, где тебя могут обмануть, значит ты вроде как «лох». А «лохов» вроде как и жалеть не надо. Чувствуете ту же извращенную около-тюремную логику?
Когда в июле 2021 года из-за кривой и недоработанной процедуры проверки тестов на КОВИД в Шереметьево этих самых потенциальных носителей держали в громадных очередях, из-за которых люди опаздывали на самолет, все склонялись к тому, что «ничего не поделать», «а вы что хотели?» и конечно «это вирус виноват».
Я мог бы сейчас углубиться в тему, и продолжить перечень менее известными широкой общественности случаями. Как абсурдно запрещают снимать (в том числе и нарушение своих прав), прикрываясь запретом времен раннего советского государства. Как мучают персонал, обманывают с зарплатой (что, по сути, приближает такую работу к рабству), или заставляют выполнять чужие функции (как с бортпроводниками «Аэрофлота», которым строчкой «контроль чистоты туалетных комнат» по сути вменили обязанность драить туалеты). Или как при расследовании авиационных происшествий вешают все на пилотов, сажая их в кутузку и тщательно не замечая системных ошибок, допущенных профильными органами и руководством авиакомпаний.
Можно привести много примеров, а смысл? Ведь на все случаи найдется «оправдание» - и держать людей (мужчин, женщин, детей, стариков) в страшной духоте окажется вполне приемлемо - ведь у «Хендлинга» опять сломалось какое-нибудь GPU, а значит можно и потерпеть. Логики тут нет, не старайтесь ее найти, но в головах у «терпил» это как-то работает.
Отсутствие уважения к себе и своим законным правам (в том числе общечеловеческим) приводит к ужасным выводам - пытки, оказывается, в массовом сознании вполне допустимы, а иногда даже желательны. И если со шваброй, пожалуй, перебор (хотя скажи среднестатистическому человеку, что швабра применялась к его соседу по даче или другому неприятному лично ему лицу - и он обеими руками будет за), то вот подержать пятьсот человек в душегубке до обморока или выбить зубы таксисту за нарушение правил стоянки, оказывается, вполне штатное и привычное дело.
Для построения гражданского общества нам, как выясняется, необходимо не повышать юридическо-экономическую грамотность, не бить рекорды по явке на политические мероприятия и даже не голосовать в «активном гражданине» - нам нужно выработать неприемлемое отношение к пыткам людей в любой форме. И если пассажир, задыхаясь от духоты, открывает дверь самолета, вопрос вообще не должен стоять в разрезе пассажира и двери. Вопросы должны быть иные - почему сломался наземный источник электропитания? Кто следит за технической исправностью оборудования? Какова статистика выхода из строя оборудования, обеспечивающего безопасные условия размещения и пребывания пассажиров в самолете? Как прописан регламент действия в сбойных ситуациях, когда здоровье пассажиров из-за неполадок под угрозой? Проработаны ли мероприятия по экстренной замене необходимого для жизнедеятельности пассажиров оборудования? Ну и так далее.
Только кто и как будет задавать эти вопросы? Очевидно, что инициативные и грамотные члены общества через прессу. И вот тут становится совсем грустно, да?
Вместо послесловия. Изначальная мотивация уровня «руби капусту, пили бюджет» приводит к тому, что реализуемые проекты становятся мертворожденными. Если компанию создают для монополизации сферы наземного обслуживания авиаперевозок, то на выходе она обязательно придет к побитым самолетам, низкому уровню качества, опасности предоставляемых услуг, а возможно даже к двум миллиардам рублей убытков. Потому что ошибки и нарушения заложены еще на стадии технического задания - ведь у авторов этого ТЗ в голове не бизнес построить, а монополизировать отрасль, «по-пацански» решить все вопросы и перевести входящие финансовые потоки на Кипр.
Потом эти «пацанские решалы» сталкиваются с дилеммой. Им надо успеть продать, нажиться, распилить. Им надо спешить, пока еще есть административный ресурс, пока можно «заработать», уничтожив пару-тройку независимых бизнесов и выведя их обглоданные косточки в оффшор. И вместе с тем приходится иметь дело с технической эксплуатацией объектов - сложной, нервной, требующих серьезных инвестиций, знаний и контроля. Решение «нанять мальчика/девочку, дать ему денег и пусть крутится», ровно как и «подмаслить проверяющих, чтобы глядели в другую сторону» внезапно не работает, количество катастроф, отклонений, убытков, недовольства клиентов и телевизионных сюжетов о коллапсах растет как на дрожжах. В конце концов даже перестаешь успевать называть недовольных бардаком «врагами Родины»!
Вот к чему приводит монополия. В том числе монополия на ложь, сговор, обман и очковтирательство. вот к чему приводит опора на силу в решении чисто производственных проблем, где нужны мозги и инвестиции, а не дубинка ЧОПовца, акт об отсутствии нарушений госоргана и оффшорный счет доверенного лица.
И пытка как результат перегиба силы при полной безнаказанности - естественное развитие данной истории.
Дмитрий Кузнецов