Некогда всемогущие транспортные чиновники теряют власть?
21.07.2021, 16:07Сразу несколько источников сообщили новость об экстрадиции некоего Дмитрия Чертока. О том, что его ищут, было известно еще в 2019 году - тогда в прессе звучали мнения о том, что это связано с рейдерским захватом авиакомпании «Нордавиа». И вот, в июле 2021 года государство Венгрия выдало Дмитрия по запросу Российской Федерации в связи с уголовным делом о хищении около 80 миллионов рублей.
Черток - фамилия в авиационной среде известная. Еще бы - ведь отец Дмитрия долгое время был заместителем руководителя Ространснадзора именно по вопросам курирования авиационной отрасли. Ах, как мне нравится этот благозвучный термин - «курирование». Знал бы читатель, какие эмоции возникают у автора данных строк при воспоминании оравы «кураторов», готовых «зарегулировать» вверенную им отрасль до кровавого пота. Кровавого пота на лицах их «подведомственных», само собой. Поверьте, идиотская традиция на любое серьезное происшествие «светить» приезд на место события большого начальника, который - вот это поворот! - внезапно узнает о творящемся в его ведомстве бардаке и грозно качает головой - это всего лишь безобидная верхушка бюрократически-коррупционно-рейдерского айсберга.
Процитируем Интерфакс:
«По версии следствия, в декабре 2014 года Черток, будучи бенефициаром ЗАО "Внуково Техникс", изготовил с соучастниками поддельные договоры цессии между "Внуково Техникс" и ЗАО "Внуковская инвестиционная компания". На их основании в распоряжение ЗАО "Внуково Техникс" поступила специальная техника (противообледенительные машины, установка воздушного запуска, ассенизационная машина, погрузчики), якобы в качестве погашения задолженности. Данная техника впоследствии была реализована».
Окей, значит по крайней мере на данном этапе следствия рейдерская атака на «Нордавиа» ни при чем. Пока разбираем дело Внуково... А жаль. Выборочно процитирую недавний пост из телеграм-канала «Горчица»:
«Владимира Чертока его недоброжелатели считают «серым кардиналом» Ространснадзора, в должности заместителя его главы он проработал с 2010 по 2018 год. После этого до сих пор является советником главы ведомства. Министерство транспорта, которому подчиняется Ространснадзор, с 2012 по 2018 год возглавлял Максим Соколов. Он мог быть тайным заказчиком «захвата» авиакомпании «Нордавиа» в интересах Ротенбергов».
Так вот, продолжим чуть глубже о главе семейства.
Фото из открытых источников: Владимир Черток
Вообще-то, кроме Ространснадзора, Владимир Черток долгое время занимал должность заместителя руководителя Росавиации. Ах, вечный зам, вечный зам... Знатоки исконно советской традиции назначения «замов-кураторов» компетентными органами понимающе ухмыльнутся.
А еще ухмыльнутся «авиационщики» со стажем, испытывающие жесточайшее дежа-вю формата «влиятельный чиновник папа, работающий в сфере транспорта, и его арестованный сын-миллионер». Да, вроде совсем недавно это было - у экс-министра транспорта Московской области Петра Кацыва сын оказался талантливым бизнесменом - правда несколько подпортил себе репутацию скандалами, как утверждали СМИ, с возможным выводом сотен миллионов бюджетных рублей на счета израильской компании «Martash Holdings Ltd»*. Да и самого отца - Петра Кацыва - открыто обвиняли в рейдерстве подмосковных предприятий. К примеру, вот что писали про него акционеры «ОАО «Опытный завод Стройдормаш»:
В 2003 году наше предприятие подверглось рейдерскому захвату. Беспрецедентность сложившейся ситуации заключается в том, что нас ограбили не типичные рейдеры-коммерсанты, а мощная организованная преступная группа под руководством высокопоставленных чиновников-оборотней в лице заместителя председателя правительства, министра транспорта Московской области Кацыва П.Д. и его 1-го заместителя (в прошлом 1-й заместитель прокурора Московской области) Митусова А.А. Эти лица и их ближайшее окружение принимали самое непосредственное участие в захвате завода, а также стали «добросовестными приобретателями» похищенного имущества...».
Фото из открытых источников: отец и сын Кацывы
И вот этот самый Денис, который фигурировал, как владелец компании Prevezon Holdings, в деле о крупном хищении и отмывании средств в США*. Сыну российского (или израильского, тут можно запутаться) патриота с определенной степенью вероятности могла грозить американская тюрьма, но вроде как сумели договориться*.
Процитирую РБК: «В декабре 2015 года Петру Кацыву пришлось опровергать заявление Hermitage Capital о том, что он пытался договориться о прекращении дела в отношении Prevezon Holdings в обмен на рассказ о российской преступности ФБР и Минюсту США». Поскольку не верить такому человеку я не могу, то однозначно одно - никакие секреты ФБР для освобождения сына он не сливал, просто американцы - очень добрые и понимающие ребята, отпустили Дениса за так.
Для справедливости надо сказать, что в команде Кацывов были и другие «семейники», кроме отца с сыном. Вы наверняка слышали имя юриста Натальи Весельницкой - она стала широко известна после обвинения в якобы содействии выборам в Соединенных штатах Америки. Помните этот громкий случай? Или, например, дело Дениса Евдокимова, пилота сгоревшего в Шереметьево «Суперджета». Помните? Тот самый пожар, в котором страшно погибли 41 человек. Дело отчасти политическое, потому как тут и Шереметьево (аэропорт допустил несколько явных ошибок в спасательной операции, но об этом стараются не говорить) и «Аэрофлот» (национальный перевозчик с административным ресурсом) и «Суперджет» (вроде как громкий отечественный проект). И вот адвокат летчика на этом процессе - другая Наталья, по фамилии Митусова.
Что их объединяет? Одна из них - жена, а другая - дочь бывшего зампрокурора Московской области Александра Митусова. Этот человек вполне открыто назывался в СМИ как правая рука Петра Кацыва (в буквальном смысле - он был его замом), и именно этой веселой команде пресса и потерпевшие приписывали многочисленные рейдерские захваты.
Везде крепкие семейные узы!
И Черток-старший, и Кацыв-старший считаются людьми, связанными с экс-министром транспорта Игорем Левитиным. И - вот незадача - семья Игоря Левитина тоже оказалась не так давно в центре скандала! Оказавшись - кто бы сомневался - талантливыми бизнесменами, домочадцы чиновника, как пишет The Insider, «ведут дела с железнодорожными магнатами и живут в элитных особняках стоимостью более миллиарда рублей». Издание «Важные истории» в свою очередь пишет такое:
«В конце 2016 года дочь Леонида и Нели Левитиных Александра, которой тогда было 25 лет, неожиданно всего на три месяца вошла в совет директоров одного из крупнейших изготовителей стальных, строительных и мостовых элементов — «Челябинского завода металлоконструкций» (ЧЗМК). Неожиданным это событие можно назвать потому, что племянница помощника президента, получив юридическое образование, сейчас работает «дипломированным стилистом-имиджмейкером и „исследователем внешности" для женщин, которые хотят заявить о себе и добиться успеха в своей сфере». Завод металлоконструкций имел отношение к «Мостотресту» и его дочерним предприятиям (во всяком случае в 2011 году). А «Мостотрест» на протяжении многих лет контролировал друг Владимира Путина Аркадий Ротенберг...».
Фото из открытых источников: Игорь Левитин и Аркадий Ротенберг
К чему я об этом? Владимир Черток, Петр Кацыв и Игорь Левитин - это, казалось бы, непотопляемые титаны, намертво вцепившиеся в Россию-матушку и - что важно, обратите внимание - максимально непубличные. О них всегда было принято помалкивать... И тут буквально за последний год - такой ворох новостей, причём даже не о них самих, а о их родственниках. Мы читаем про сыновей и дочерей, а в уме держим отцов.
Папа - крупный чиновник в авиации, а сынок рейдерит авиакомпанию и обманывает аэропорт. Совпадение?
Папа - крупный чиновник-транспортник, а сынок выводит бюджетные миллионы по линии транспорта в Израиль. Повезло?
Папа - некогда всемогущий транспортный «министр катастроф» (чуть ли не официальное прозвище, кстати), а у семейки после контактов с «железнодорожными магнатами» в оффшорах сотни миллионов долларов. Много работали и упорно трудились, конечно же.
Да, читаем про детей, думаем про отцов. Неужели это просто случайность? Или кому-то достаточно влиятельному надоели присосавшиеся «замы» да «помощники» с детьми-миллионерами да миллиардерами?
Ну не вечно же держать их на балансе. В мире кризис, надо сокращать расходы, внутривидовая борьба в чиновничьем царстве логично обостряется. Может в этом дело?
Или жизнь и правда налаживается? Ну сколько можно терпеть истории про рейдерские захваты авиакомпаний, предприятий, вывод денег за границу, «слив» информации американским «чекистам», прозвища по типу «министр катастроф», отвратительную эффективность нормативного регулирования транспортной отрасли, липовые договоры поставки, украденную спецтехнику и безвкусные виллы с аляповатой лепниной и дешево выглядящей позолотой?
Посмотрим, переживут ли некогда всесильные Черток, Кацыв и Левитин волну «популярности» и интереса к своим замечательным фамилиям. Думаю, своим интересом к этим людям мы поможем правоохранителям сделать правильный выбор в интересах граждан Российской Федерации - а не собственников израильских и кипрских оффшоров да черногорских курортов...
Дмитрий Кузнецов
* - 10.08.2021 года обозначенные фрагменты текста изменены в соответствии с заявлением адвоката отца и сына Кацывов - Резниченко А.Н.