ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяПолитика › Байден и Путин в Женеве – политическая увертюра

Байден и Путин в Женеве – политическая увертюра

16.06.2021, 09:35

16 июня в Женеве состоится саммит президентов США Джо Байдена и его российского коллеги Владимира Путина. 


Участники экстра-ожидаемого политического события уже прибыли в Швейцарию. 

Накануне встречи Байден воздерживался от резонансных заявлений в адрес Путина, и вместо обвинений в его адрес в политических убийствах, охарактеризовал своего российского визави как «умного и достойного соперника», однако пообещал положить конец политике уступок своего предшественника - Трампа. 

Отметим, что завершая саммит НАТО в Брюсселе, в минувший понедельник, Байден сделал ряд очень ярких и значимых заявлений. 

По Украине. Ситуация на Донбассе не является препятствием для включения ее в план по вступлению в НАТО. Единственным препятствием для его получения является коррупция. Фактически в этой фразе одновременно содержится ответ и Москве, и Киеву. Причем ответ крайне однозначный. 

Напомним, что Кремль категорически и неоднократно заявлял, что членство Украины в НАТО — это «красная черта», переступать которую он никому не позволит. Однако, Байден дипломатично отвечает — чихать я хотел на ваши линии. Когда сочту — тогда и запущу Украину в процедуру. Для начала — в план по вступлению. 

Одновременно исключение Донбасса из критериев означает, что Кремль может угрожать обострением на Донбассе сколько угодно, никакого значения в вопросе вступления Украины в НАТО это уже играть не будет. То есть — шантаж и маневры войск вдоль границы впечатления не произведут. Ответ Киеву на несколько истеричные и заполошные требования Зеленского о немедленном приеме Украины в НАТО не менее однозначен. 





Ключевое требование США к Киеву — создание независимой от власти антикоррупционной структуры фактически под международным управлением. 

Фактически это сдача остатков суверенитета и передача всей украинской «элиты» под международный (читай американский) контроль. Нелояльность автоматически будет приравнена к коррупции, а значит — и преследованию любого чиновника или олигарха. Понятно, что это крайне не нравится всему украинскому «политикуму», но условие жесткое и единственное: безопасность в обмен на лояльность. Причем безоговорочную. 

По Турции. Байден выразил уверенность в достижении настоящего прогресса в отношениях с Турцией. Проще говоря — пока прогресс есть, но он все еще ненастоящий. С Турцией ситуация для Байдена сложная. 

С одной стороны, объективно планы Эрдогана по строительству «логистической сверхдержавы» приведут его к конфликту с Китаем в Средней Азии, так как «сверхдержава» будет вынуждена искать баланс отношений с китайским «Шелковым путем» в этом регионе, и в таком формате конфликт неизбежен. Сам по себе такой конфликт может быть урегулирован, но вот на каких условиях и в каком балансе — это и будет его предметом. Задача США — поддерживать стремление Турции к движению в направлении Средней Азии и фактически передать ей доверенность на управление этим макрорегионом. 

А также создать для Китая болевую точку, так как бывшая советская Средняя Азия вплотную подходит к Синцзян-Уйгурскому автономному району, населенному тюркоязычными уйгурами-мусульманами. То есть, Турция получает в руки инструмент и механизм давления на Китай, что для США крайне ценно — именно для таких ситуаций Турция и нужна НАТО и США, других исламских стран в НАТО нет. 





С другой стороны, отпуская Эрдогана в относительно свободное плавание, нужно мириться с его избыточной самостоятельностью. 

А потому задача Байдена и США — создать такой механизм отношений с Турцией, который с одной стороны, направлял и поддерживал ее стремление на восток, с другой — поддерживал лояльность Турции Альянсу, ограничивая ее действия, идущие вразрез с интересами США и НАТО. Задача сложная, а потому прогресс все еще «ненастоящий».  

По России. США не ищут конфликта с Россией, но ответят на ее вредоносную деятельность и активность. То есть, активность по мнению Байдена налицо, и она именно вредоносная. Собственно, Байден озвучил тему встречи с Путиным — он объяснит ему, что считает вредоносной активностью и озвучит перечень ответов на нее. 

Поэтому никаких документов на встрече подписывать не будут — разве что Путин распишется в получении списка угроз. Байден отметил, что все страны НАТО поблагодарили его за инициативу такой встречи. И опять-таки, единственно разумным объяснением такой благодарности является то, что у европейских стран НАТО нет тех инструментов, которые станут ответом США на действия Кремля. 






Этот инструмент, по всей видимости — информация об активах путинской клики по всему миру. Такая информация может быть, действительно, только у США. Скорее всего, Байден предъявит Путину как раз ее с угрозой начать конфискационные мероприятия, раз санкции не достигают своей цели… 

В целом, американский президент объявил, что намерен убедить Путина в том, что в его интересах вести себя так, как считается подобающим для главы крупного государства. 

Вероятно, что «убеждать» Путина Байдену помогут по меньшей мере три пакета санкций, которые либо уже готовы, либо прорабатываются администрацией несколько месяцев. 

Во-первых, США могут ввести второй раунд мер за нарушение закона о контроле над химическим и биологическим оружием 1991 года в связи с делом Алексея Навального. Под первый раунд 4 марта попали чиновники, в том числе замглавы администрации Кремля Сергей Кириенко, глава ФСБ Александр Бортников и генпрокурор Игорь Краснов. 

Кроме того, в черные списки отправились 14 компаний и организаций, участвующих, по американским данным, в разработке оружия массового уничтожения. Второй раунд должен был состояться 4 июня - спустя 90 дней после первого. Но администрация Байдена затормозила санкционную машину, очевидно, ожидая женевской встречи. 

Помимо этого, прорабатывается возможность расширения санкций против российского долгового рынка. С 2019 года американским инвесторам уже запрещено покупать на первичных размещениях валютные облигаций правительства РФ, а с апреля 2021-го - и рублевые ОФЗ. В зависимости от поведения России США могут также запретить своим финансовым институтам участвовать во вторичном рынке долговых бумаг, выпущенных российскими госбанками, рассказывали ранее Bloomberg осведомленные источники. 

Если же Кремль решит пойти по пути эскалации, то в запасе есть и дополнительные меры. Одна из них - запретить американским инвесторам торговать любым рублевым долгом в течение определенного срока после размещения (например 90 дней, или более), сообщил один из источников Bloomberg. 

Наконец, не сняты с повести дня и санкции против «Северного потока-2». Хотя США воздержались от удара по компании- владельцу-трубы, 100-процентной швейцарской «дочке» «Газпрома» Nord Stream 2 AG, возможность санкций все еще остается, заявил во вторник глава МИД ФРГ Хайко Маас.

Он напомнил, что против проекта существует широкая коалиция республиканцев и демократов в конгрессе, хотя переговоры с США дают надежду на сделку. Ее суть заключается в том, чтобы Россия продолжала качать газ транзитом через Украину после истечения текущего контракта. Речь идет о сроке в 10 лет. О том, что США сохраняют за собой право пересмотреть свое решение не вводить санкции провти Nord Stream 2 AG, 7 июня заявил глава Госдепа Энтони Блинкер. «Это исключение [из применения санкций] может быть отозвано», - сказал он. 

А в итоге - публично ни Москва, ни Вашингтон не обещают «прорыва», рассчитывая на малое. В частности, на свои места могут вернуться послы Анатолий Антонов и Джон Салливан, сообщил во вторник помощник президента РФ Юрий Ушаков.
Accelerated with Web Optimizer