Исследование Яндекса: учителя Московской области подвержены профессиональному выгоранию сильнее специалистов других профессий
22.12.2020, 14:29Итоги второго интенсива программы по развитию педагогов «Я Учитель» Яндекса показали, как много учителей подвержены профессиональному выгоранию. В тестировании приняли участие более 38 000 человек со всей России, из них 2 тыс. – из Московской области.
По данным экспертов, профессиональное выгорание среди преподавателей более распространено, чем среди сотрудников бизнес-структур. В бизнесе это состояние испытывают 50% сотрудников, а среди учителей — 75%. При этом в острой фазе выгорания находятся 38% педагогов. При оценке учитывались такие проявления выгорания, как эмоциональное истощение и усталость, равнодушное или негативное отношение к месту работы, недовольство трудовыми условиями и формальное отношение к выполнению своих задач.
По мнению Юрия Кандалова, директора лицея №11 городского округа Химки, профессиональное выгорание педагогов связано с эмоциональными перегрузками и количеством общения в течение всего дня:
«Профессия педагога напрямую связана с людьми, с широким кругом общения. Это и дети, и их родители, и постоянные педагогические мероприятия. С одной стороны – такова специфика работы, ведь в нашу профессию попадают не случайно; с другой стороны – от общения устаешь и каждому человеку нужен свой период для восстановления. Эмоциональные перегрузки также связаны с трепетностью отношения учителей к своей работе, педагоги остро воспринимают неудачи. Профессиональное выгорание, по-моему, во многом связано с этим. Острой проблемой остается ненормированный день педагога. Я думаю, что нужно регулировать доступ к учителю со стороны родителей, чтобы определить границы его рабочего дня», – рассказал Юрий Кандалов.
Выяснилось, что на выгорание влияют неудовлетворенность условиями работы, нехватка амбициозных задач и возможностей для продвижения по карьерной лестнице. Опытные преподаватели испытывают большее недовольство условиями работы, чем их начинающие коллеги. Так, среди респондентов, проработавших в школе более 31 года – недовольных 60%, тогда как среди тех, чей стаж меньше трех лет, этот показатель составляет 42%.
Александра Филатова, начальник отдела государственной политики в сфере общего образования Института развития образования Московской области, рассказала, что при выгорании на работе педагогам могут помочь психологические практики для сохранения эмоционального равновесия, а в критических ситуациях – планирование и расстановка приоритетов:
«Говоря о помощи педагогам с профессиональным выгоранием, я бы в первую очередь вспомнила о психогигиене, о техниках, которые связаны с сохранением психического равновесия, вопросах зрелости личности, об ответственности, об осознанности, о формировании этих свойств. Когда выгорание наступило – важно осознать весь масштаб катастрофы, временно усугубить ситуацию, чтобы встретиться лицом к лицу с личной проблемой. Это и становится точкой отсчета для позитивных изменений. Затем я бы посоветовала наметить небольшие шажки, с помощью которых можно восстановить душевное равновесие, определить приоритеты, разрешить себе ошибаться и понять, что мы всего лишь люди», – поделилась Александра Филатова.
У педагогов, которые находятся в острой фазе выгорания, резко падает эффективность, возникают конфликты с коллегами и родителями школьников. Учителя отстраняются от учеников и могут обесценивать их успехи, отмечают эксперты.
Исследование проводилось с целью понять понять текущее состояние школьных преподавателей и разработать для них методические и технологические решения проблемы выгорания. Для учителей, ощутивших на себе состояние выгорания, был разработан бесплатный онлайн-курс «Эмоциональное выгорание у педагогов».
Программа обучения и профессионального развития педагогов «Я Учитель» разработана специалистами Яндекса. Она содержит материалы на актуальные темы в помощь современным учителям: бесплатные обучающие курсы, диагностику, статьи и методические материалы. У учителей Московской области есть возможность принять участие в бесплатном Марафоне по функциональной грамотности.