Европа отказывается от российских углеводородов
10.07.2020, 10:51Евросоюз - крупнейший потребитель российских углеводородов - намерен полностью отказаться от ископаемых источников топлива, таких, как нефть и газ, заявила еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон. «Цель ЕС - в том, что к 2050 году стать климатически нейтральным», - сказала Симсон на брифинге в среду, отвечая на вопросы о судьбе трубопровода «Северный поток - 2».
До 2050 года, кстати, не так уж и много времени. В целом для нынешнего поколения персонажей переписывающих Конституцию под собственное бессменное правление до биологического разложения, конечно, дожить до 2050 годов будет несколько проблематично - даже с их украденными миллиардами купить бессмертие невозможно. Но на их век вроде бы хватит. Другой вопрос, что сокращение закупок углеводородного сырья начнет ощущаться гораздо более рано, а учитывая тотальную некомпетентность всех путинских назначенцев, ни в какую конкуренцию они не умеют.
Поэтому дела у них идут крайне плохо уже сейчас: внезапно обнаружилось, что все эффективные госкорпорации чудовищно убыточны, хотя пока на их положении это не слишком сказывается ввиду наличия подушки безопасности в виде российского бюджета. То, что российское население в таком раскладе выводится за скобки их, понятно, не беспокоит. Да и с чего бы?
Уже сейчас понятно, что отечественная пропаганда заведет унылую волынку про то, что это все чушь - альтернативная энергетика дорога, а потому рачительные европейцы больше пугают, чем в реальности будут переходить на нее. Но энергия - это стратегический товар, и его цена считается иначе, чем у обычного товара в магазине. В стоимость стратегического товара всегда закладывается солидная доля безопасности, которая тоже чего-то стоит. Зависимость от психопата и шантажиста с манией своего величия - это риск, а потому более дорогая ненефтяная энергетика в итоге может оказаться существенно дешевле, если учитывать этот параметр.
Впрочем, не только жулики с востока смущают европейцев - ковбои из-за океана, буквально насильно впаривающие свои заманчивые предложения, тоже не вызывают бешеного восторга.
Плюс Ближний Восток с его очевидной в недалеком будущем новой волной политической нестабильности - в общем, решение о формировании принципиально нового энергобаланса для Европы выглядит вполне рациональным. Риски и угрозы достаточно велики, а потому самое логичное - минимизировать их до предела.
Намек Симсон на судьбу Северного потока-2 выглядит в этом свете весьма прозрачным. До 50 года - 30 лет. В складывающихся условиях даже при запуске проекта он не успеет окупиться, так как первоначальная оценка срока окупаемости при условии соблюдения Третьего энергопакета (то есть, половинной загрузке) как раз составляла 30 лет (8 лет - при 100% загрузке мощностей). Но с учетом рухнувших цен на газ буквально за год почти в 4 раза рассчитывать на окупаемость проекта просто нелепо - трубы истлеют раньше.
В этом смысле для Европы уже нет никакой принципиальной разницы - будет ли реализован проект или так и утонет в Балтике. Не смогут русские его запустить - да и ладно.
Сумеют - тоже неплохо. Но бороться за него ЕС теперь уже вряд ли будет. Европа постепенно (и довольно быстро) переходит в отношении СП-2 в статус зрителя.
Кстати уже сейчас, в наши дни, Москва начала неуклонно сдавать позиции на нефтяном рынке Европы, следуя сделке ОПЕК+ по сокращению нефтедобычи.
Июль может стать для российских нефтяников худшим месяцем за последние 18 лет. По данным Argus, в графики экспорта заложены поставки сорта Urals в дальнее зарубежье в объеме 1,67 млн баррелей в сутки. Это на 25% ниже, чем в июне, и самый низкий показатель по крайней мере с 2002 года.
Морские отгрузки Urals в июле должны сократиться на 41%, до 770 тысяч баррелей в сутки. В первую очередь «под нож» пойдут поставки через порты Балтийского моря: они снизятся почти вдвое, до 580 тысяч баррелей в день.
Провал на европейском направлении будет частично компенсирован поставками в Китай.
Общий экспорт российской нефти (по всем сортам) снизится на 14%, до 3,27 млн баррелей в день. «Это станет минимальным уровнем с декабря 2014 года», - отмечает Argus.
С мая Россия обязалась уменьшить добычу нефти до 17-летнего минимума - 8,5 млн баррелей в день. При этом спрос на топливо внутри страны растет, а биржевые цены на бензин бьют исторические рекорды из-за нехватки нефтепродуктов на рынке. В июле нефтяники увеличат прокачку на НПЗ на 3%, до 4,5 млн баррелей в день, оценивает Argus.
Сокращение нефтяного экспорта бьет по валютным доходам российской экономики, которые на две трети обеспечиваются продажей углеводородов за рубеж.
По данным Федеральной таможенной службы, за январь-май Россия потеряла треть нефтедолларовой выручки, заработав 33,7 млрд долларов. При этом в мае приток нефтяных доходов составил всего 3,6 млрд долларов, что почти втрое ниже среднего месячного уровня за прошлый год.
Стремительно рушатся доходы от экспорта газа: если в январе «Газпром» заработал 3 млрд долларов, в феврале - 2 млрд, в марте - 1,76 млрд, в апреле 1,319 млрд, а в мае всего 1,123 млрд.
Экспортные доходы российской экономики сокращаются пять кварталов подряд, чего не было ни разу в новейшей истории, отмечает экономиcт Nordea Татьяна Евдокимова.
По прогнозу ЦБ, за год Россия недосчитается 169 млрд долларов валютной выручки. Ее общий объем упадет на 40%, с 419 до 250 млрд долларов и станет минимальным за последние 15 лет.