ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяПолитика › Нефтяной каприз Лукашенко

Нефтяной каприз Лукашенко

14.01.2020, 13:20

Переговоры о транзите российского нефти через территорию Белоруссии провалены. Причина - твердая позиция Минска, который требует повышения тарифа на прокачку через нефтепровод “Дружба”. Минск требует платить ему на 16,6% больше (там это называют “экологическим сбором” за аварию на нефтепроводе в апреле прошлого года). Тогда Минск уже поднял транзитные тарифы на 23%, и тоже после провала переговоров. 


И это уже компромисс: ранее Белоруссия требовала индексацию на 21,7%. 

Через “Дружбу” Россия экспортирует 20% всей нефти. Сейчас Россия поставляет в Белоруссию нефть, не облагая ее экспортной пошлиной. Это дает возможность Минску продавать часть объемов за рубеж, собирая пошлину уже в свой бюджет. Но к 2024 году экспортную пошлину в России планируют обнулить. В результате Белоруссия не сможет получать нефть со скидкой и перепродавать ее по мировой цене. 

Однако, выражение “провал переговоров” следует воспринимать не как нечто катастрофическое, а как сугубо рабочий момент, считает директор Центра изучения мировых энергетических рынков РАН Вячеслав Кулагин. «Для Минска вопрос о транзите – это один из инструментов, с помощью которого он качает не просто нефть, а более широкие права в отношениях с Россией. Минск здесь убивает двух зайцев сразу: разыгрывает “транзитную карту” и пытается на этом транзите заработать,– сказал эксперт. 

Политически, Минск, конечно, хотел бы диктовать российским поставщикам свои условия, ничем не ограничивая полет фантазии – то, что в Гражданском Кодексе именуется “офертой”: качайте нефть на наших условиях или ищите другие пути экспорта в Европу. Однако в реальности и Минску, и Москве приходится искать некую среднюю линию, которая была бы как минимум безубыточной для обеих сторон, подчеркивает Кулагин. 

В реальности, идет бодание между двумя национальными антимонопольными службами, каждая из которых “по должности” призвана ограничивать аппетиты своих хозяйствующих субъектов. Это противостояние довольно эгоистичное: одно дело, когда ФАС РФ и Министерство антимонопольного регулирования РБ имеют дело со своими предприятиями, и совсем другое – когда против них возникают предприятия другой страны,– объясняет он. 

Как показывает практика российско-белорусской “дружбы” (и с большой, и с маленькой буквы) уже не первого десятилетия, такое соревнование антимонопольных служб регулярно приводит к тому, что на их уровне достичь договоренностей не удается. Стороны передают спорные вопросы выше по инстанциям, пока они не доходят до уровня президентов. 

Когда выше оказывается только небо, Владимир Путин встречается с Александром Лукашенко, и главы государств худо-бедно находят общий язык. Дело в том, что ни Минску, ни Москве невыгодно закрывать “Дружбу”. Россия, конечно, найдет обходные маршруты вокруг белорусской территории, но за счет удлинения логистического плеча значительно сократится прибыльность экспорта. 

Белоруссия тоже не хочет лишиться преимуществ своего транзитного положения. Поэтому торговля из-за тарифов на прокачку нефти и идет с применением чуть ли не аптекарских весов,– указывает Кулагин. 

Но если Москва проявит настойчивость, Лукашенко придется смирить гордыню, считает заместитель завкафедрой государственной политики МГУ Максим Вилисов. Противоречия из-за цены на энергоносители между Минском и Москвой застарелые. Но поскольку Белоруссия без России выжить все равно не сможет, Москве надо перестать откликаться на каждый каприз Лукашенко и четко продиктовать свои условия,– предположил он. 

Такими условиями, по мнению эксперта, является обязательство Лукашенко в обмен на льготные цены на нефть и газ пойти на более глубокую интеграцию с РФ.
Accelerated with Web Optimizer