Продажа Opel: кому выгоден отказ от сделки?
09.11.2009, 11:23
Решение компании General Motors не продавать свое европейское подразделение Opel российско-канадскому концерну Magna - Сбербанк прозвучало как гром среди ясного неба.
После долгих месяцев обсуждения, когда, как казалось, сторонам оставалось только поставить подписи в соответствующих документах, американский концерн пошел на попятную, объясняя свое решение улучшившейся экономической ситуацией.
В России первая реакция была – удивление. По крайней мере, именно так эмоции российского премьер-министра описал его пресс-секретарь Дмитрий Песков. Однако на следующий день Владимир Путин высказался более категорично, заявив, что сорвавшаяся сделка лишь подчеркивает американскую манеру ведения бизнеса:
"Отказ от завершения этой сделки действительно не ущемляет наших интересов, но говорит о несколько своеобразной культуре общения американских партнеров со своими контрагентами", - сказал Владимир Путин на заседании президиума правительства.
В тот же день в интервью Би-би-си первый вице-премьер и министр финансов России Алексей Кудрин отметил, что разочарован решением концерна.
"Я знаю, что очень много условий, которые поставили General Motors и многие профсоюзы, – они все были решены, - объяснил Кудрин. - И после того, как было сказано – "о’кей", других вопросов нет, сделка была отменена! Это, я думаю, редкий случай такого масштабного решения, которое было отменено после того, как все договоренности были достигнуты".
Без неожиданностей
Российские эксперты в области автопрома, однако, говорят, что ничего другого и не ждали. Российское правительство надеялось, что, купив Opel, получит доступ к чертежам и технологиям крупного автопроизводителя, и таким образом поднимет собственное производство.
"Я бы рассматривал эту сделку не как сделку с Горьковским автозаводом, а как приобретение государством очень большого актива. ГАЗ просто выступал как некое юридическое лицо, через которое сделка должна была состояться"
Станислав Павлов,
замглавред журнала "Пятое колесо"
"Opel, в отличие от целого ряда других производителей, имеет очень серьезные наработки, очень свежий модельный ряд – в частности Insignia, и только-только появившаяся новая Astra, и много других наработок. И было бы очень смешно, если бы все это было передано Сбербанку или Магне", - рассказал в интервью Русской службе Би-би-си главный редактор "Авторевью" Михаил Подорожанский.
В сделке также должна была принять участие группа ГАЗ Олега Дерипаски. Однако многим западным аналитикам было непонятно, каким образом эта компания могла участвовать в сделке ввиду ее трехмиллиардного долга перед "Альфа-банком".
"Если бы не было мощной финансовой поддержки со стороны Сбербанка, то Горьковский автозавод никогда не смог бы приобрести такого гиганта, как Opel, потому что Opel намного дороже и больше всех активов ГАЗа вместе взятых", - рассказывает Станислав Павлов, заместитель главного редактора журнала "Пятое колесо".
"Я бы рассматривал эту сделку не как сделку с Горьковским автозаводом, а как приобретение государством очень большого актива. ГАЗ просто выступал как некое юридическое лицо, через которое сделка должна была состояться", - говорит Павлов.
В General Motors отказ объяснили улучшенной ситуацией на рынке автопрома. Например, продажи автоконцерна на американском рынке в октябре выросли на 5 %, причем в этом месяце государство уже не проводило программу стимулирования продаж автомобилей "деньги за авторухлядь".
Взаимовыгодная договоренность
В России изначально в сделке видели больше политической подоплеки, чем экономической.
"Есть некая договоренность Путина с Меркель, о том, что Путин оказывает ей предвыборную поддержку. Анонсирование этой сделки на время решает проблему с Opel, поэтому угроза увольнений и закрытия заводов Opel не грозит"
Михаил Подорожанский,
главный редактор "Авторевью"
Например, Михаил Подорожанский из "Авторевью" считает, что объявить о намечающейся сделке было необходимо Ангеле Меркель и Владимиру Путину: одной для того, чтобы обеспечить себе поддержку на выборах, а другому – чтобы не было проблем со строительством газопровода.
"Есть некая договоренность Путина с Меркель, о том, что Путин оказывает ей предвыборную поддержку. Анонсирование этой сделки на время решает проблему с Opel, поэтому угроза увольнений и закрытия заводов Opel не грозит", - рассказал эксперт Русской службе Би-би-си.
"Меркель получает серьезную поддержку и, как я подозреваю, в свою очередь обещает Путину некую поддержку, в том числе и политическую, по отношению к "Северному потоку". При таком раскладе сделка не состоялась бы при любом случае, вне зависимости от того, Меркель ли побеждает или не Меркель, потому что она дальше была бы не нужна", - объяснил Подорожанский.
Станислав Павлов полагает, что покупка актива – это политический заказ.
"Всем понятно, что сейчас в России такая позиция, чтобы скупать и в нефтяной, и в газовой отраслях различные активы. А если учесть, что Opel – это одна из крупнейших автомобильных компаний в Европе, то, естественно, этот актив представлял интерес", - уверен эксперт.
Западные аналитики говорят, что такой исход окажется самым благоприятным для всех сторон, только очевидно это станет не сразу, а спустя некоторое время.
И пока одни в российском правительстве ищут политическую подоплеку в отказе американской стороны заключать сделку, другим предстоит решать существующие проблемы на автомобильном рынке: как сделать российский автопром конкурентноспособным без иностранных активов.
Источник: www.bbcrussian.com