Гибель SSJ-100 – как идеальный шторм и глубинные причины трагедии
06.05.2019, 10:105 мая в аэропорту Шереметьево совершил экстренную посадку самолет «Аэрофлота» SSJ-100, погиб 41 человек (40 пассажиров и один член экипажа), сообщает межрегиональное следственное управление на транспорте СК РФ. Всего на борту лайнера находилось 78 человек: 73 пассажира и пять членов экипажа.
Судя по всему, к катастрофе с тяжелыми последствиями с самолетом Sukhoi Superjet привели три основных наложившихся фактора.
Фактически произошел "идеальный шторм", когда несколько неблагоприятных факторов, каждый из которых по отдельности не является критическим, наложившись, привели к масштабной катастрофе.
Первый - неполадка (непредвиденное ЧП) на борту, вынудившая экстренно возвращаться и садиться. Неполадка была значительной, но некритической - самолет сделал круг, гася скорость.
Второй фактор - пожар, который вспыхнул, как можно понять, из-за тяжелой посадки с топливом, вследствие чего самолет "козлило" и он подскакивал. В конце концов стойка шасси пробила крыло, топливо вылилось на двигатели, что и стало причиной пожара.
Третья причина - провал всех спасательных служб аэропорта. На съемках посадки видно, что даже после остановки самолета вблизи него не было ни одной пожарной машины и скорой помощи - и это при том, что самолет делал круг, а значит, время на реагирование у спасателей было точно.
При этом экипаж и проводники спасали пассажиров до последнего, проявляя истинный героизм.
По сообщениям, при нормативе в 90 секунд на эвакуацию они справились в полтора раза быстрее. Впрочем, как раз это неудивительно - именно героизм является тем фактором, который хоть как-то, но сглаживает вал всевозможных провалов и просчетов. Именно он – последний ресурс, надежда только на него…
Анализируя глубинные причины данной трагедии подчеркнем, что ранее СМИ на условиях анонимности опубликовали разговор с опытным пилотом «Аэрофлота», в котором он прямо указал, как руководство пренебрегает требованиями безопасности, почему пилоты вынуждены работать в условиях постоянного переутомления и массово перебираются в Китай.
В частности, пилот рассказывал про эксплуатацию самолетов именно модели Sukhoi Superjet: «Недавно из всего парка самолетов Sukhoi Superjet — порядка 30–40 — летало меньше 10. Все остальные стояли у забора сломанные. <...> Сборка Superjet проходила в Комсомольске-на-Амуре, и при этом даже ее качество было настолько низким, что с самолетом огромные проблемы. В плане эксплуатации он безумно неэффективен. Но «Аэрофлоту» его навязывают. Проект Superjet принадлежит Путину, соответственно, вариантов не купить этот самолет нет. «Аэрофлот» недавно заказал еще 50 машин, то есть проблема будет расти, как снежный ком. Наверное, когда-то этот самолет доведут до ума, но какими средствами и какой эксплуатационной ценой?»
Кстати, в феврале этого года единственный европейский эксплуатант Sukhoi Superjet 100 — ирландский авиаперевозчик CityJet — отказался от использования российских самолетов. Семь лайнеров SSJ100, которые находились в лизинге у CityJet, выполняли рейсы Brussels Airlines, однако брюссельская авиакомпания отказалась от их аренды.
Как сообщали «Ведомости», причина отказа была в том, что самолеты долго простаивали из-за нехватки запасных частей. В «Гражданских самолетах Сухого» отвергли эту информацию, пояснив, что решают вопрос относительно SSJ-100 «связи с пересмотром бизнес-модели ирландской авиакомпании». Однако позднее в CityJet это утверждение опровергли. «CityJet как лидирующий в Европе провайдер долгосрочных лизинговых услуг, включая мокрый лизинг, не пересматривает свою бизнес-модель», — подчеркнул представитель компании, отметив, что авиаперевозчик «не занимается активным сотрудничеством с компанией «Сухой».
Детальный анализ политико-экономических предпосылок данной трагедии смотрите тут.