Авария самолета Gulfstream в Шереметьево - лакмусовая бумажка?
07.03.2019, 11:45Помните вылет с полосы частного самолета Gulfstream, того самого, которого при посадке развернуло и вышвырнуло в снег? Тогда ещё буквально в первые часы начали появляться якобы экспертные версии (якобы - потому что за такое время невозможно сделать объективный вывод) о том, что к аварии привело сломанное шасси... Очень уж не хотелось некоторым лицам признавать, что полоса по факту была в ненадлежащем состоянии.
К нашему счастью в сеть утекло видео с аварией, и стало ясно - все поломки самолет получил после негуманного приема со стороны снежных завалов, окружающих полосу. Спасибо камерам видеонаблюдения и щедрым журналистам!
(Если отвлечься - вообще, в век современных технологий замалчивать проблемы становится все сложнее - поэтому не все эти технологии любят. В наших аэропортах, например, всё время вспоминают древнюю бумажку, на которой ещё в далекое советское время написали «шпиёнов англицких с фотопаратами не пущать». Утрирую, конечно, но смысл примерно таков).
Но сегодня я хочу поговорить не о причинах аварии - это итак очевидно любому, кто видел, как закрутило самолет на скользком покрытии. Я хочу поговорить о том, как эти последствия разгребал так называемый «Лучший аэропорт в Европе».
Для начала немного инсайдерской информации. Сам процесс эвакуации маленького самолета производится на протяжении пяти с половиной часов. Спешу напомнить - Gulfstream упал не в тайге и не в болото, он съехал с полосы международного аэропорта.
Итак, у нас есть кадр эвакуации.
Что нам сразу же бросается в глаза?
Первое - кран. Если присмотреться повнимательнее, то на кране можно заметить номер телефона. Телефон компании, которая предоставляет технику в аренду... Да, вы не ошиблись - «лучший аэропорт Европы» арендовал подъемный кран в Химках. Я вот не знал что в Химках можно арендовать кран с персоналом, допущенным до подъема воздушных судов, пусть даже небольших. А оказывается можно! Вот это поворот.
Вообще, сама идея подъема самолета краном - она так себе. Для подобных ситуаций в аэропортах обычно применяют специальные пневмодомкраты, чтобы не повреждать воздушное судно (об этом можно даже почитать в интернете).
Хотя, может у всех остальных аэропортов под боком нет Химок с подходящими ценами на аренду кранов?.. Впрочем ладно, идем дальше. Внимательно присмотритесь к балке, от которой идут стропы к самолету. Она вас ничем не смущает? Правильно, колесики... А знаете, зачем на ней колесики?
Да потому что эта балка - специальное авиационное водило, за которое буксируют тяжелые Боинги и Эирбасы. Да, Шереметьевские самолетоспасатели просто взяли первую попавшуюся железяку, более-менее подходящую, и легким движением руки превратили ее в элемент подъемного устройства воздушного судна.
Возможно кто-то увидит в этом действе пример смекалки и находчивости, но я вижу только безалаберность и разгильдяйство. Привязав воздушное судно к арендованному в Химках крану через буксировочное водило, специалисты не могли выбирать точки крепления, привязали как смогли. Как думаете, были ли рассчитаны предельные нагрузки на конструкцию и прочие сложные вещи? Смогли ли это сделать люди, которые были вынуждены привязывать самолет к водилу?
Зона работ, которую забыли оградить - еще один штрих к непрофессиональной картине, открывшийся глазам пассажиров вальяжно прокатывающихся мимо лайнеров (вот им весело, наверное, было наблюдать самолет в сугробе и кучу техники). Оторопь берет при мысли, что вокруг могло быть разлитое из аварийного лайнера авиационное топливо...
И еще один момент. На кадрах этого не видно, но если вы проезжали в момент эвакуации мимо, сидя в самолете, кроме неописуемо острых ощущений от мысли «Ох, нам же сейчас отсюда взлетать/Фух, мы кажется сели чуть удачнее, чем он», вас могло поразить количество красиво (как на параде) выстроившейся техники, большая часть из которой не использовалась. Какие-то автобусы, краны (которые так и простояли все пять с половиной часов на месте), легковушки - длинный ряд праздно моргающих желтыми «маяками» автомобилей.
О чем это говорит? Да банально о том, что в аэропорту нет технологии реагирования на внештатные ситуации. По старой доброй традиции согнали всех, до кого дотянулись, и толпы людей в спецодежде носились по неогороженной территории недалеко от взлетающих и садящихся воздушных лайнеров (обе полосы в Шереметьево, если кто не знает, довольно близко).
Впрочем, в случае чего, аэропорту не привыкать - людей самолетами в «Шереметьево» уже сбивало, и не так давно.
Знаете что мне сразу вспомнилось? Как в 2014 году в Шереметьево экстренно приземлился самолет, у не сразу прибывших на борт врачей аэропорта оказался разряжен прибор для интубации, а реанимация ехала полтора часа, и молодой человек умер (потом еще говорили, что аэропорт не организовал процедуру вызова неотложной помощи, не заключил необходимые договора и вообще не подготовился).
Помните такой случай?
Вот в таких вещах и выражается качество авиационного предприятия, а не в красивой облицовке терминалов, построенных на бюджетные дотации, и уж тем более не в количестве выигранных конкурсов, которые давно используются топ-менеджментом для обоснования размера собственных премий и золотых паращютов...
P.S. Да, чуть не забыл - вода, стоящая в разрытых колесами спецтехники ямах - прекрасный показатель того, что дренажная система аэропорта не справляется. В доказательство - летние кадры с залитым водой перроном, по которому чуть ли не вплавь пробираются работники. По слухам, дренажную систему нарушили во время спешного строительства туннеля между терминалами - того самого, в котором «скапливается конденсат», и его периодически приходится отключать.
P.P.S. И ещё вопрос - сделает ли выводы Гостехнадзор и прочие причастные? Я даже не про саму аварию - очень хочется верить, что ее причины уже тщательно разбираются - а про неготовность к работе с последствиями.
Дмитрий Кузнецов