Незаконные преследования предпринимателей в России: чем они угрожают экономической безопасности страны?
21.11.2018, 13:18Ситуация с уголовным преследованием предпринимателей в современной России остается крайне напряженной. Несмотря на то, что и глава государства, и другие высокопоставленные лица не раз обращали внимание на необходимость исправления такого положения дел, все остается на своем месте.
В распоряжении общественности – лишь данные статистики МВД, которые также впечатляют. В 2016 г. было зарегистрировано 108,7 тыс. преступлений экономической направленности, в 2017 г. – 105 тыс. преступлений экономической направленности. Раздел «Преступления в сфере экономической деятельности» Уголовного кодекса РФ весьма внушителен, но многие составы в нем спорные. Зато они удобны для организации давления на бизнес, поскольку предприниматель, постоянно живущий в страхе возбуждения уголовного дела, оказывается более сговорчивым, готов делиться с коррумпированными чиновниками и правоохранителями, не решается отстаивать свои законные права и интересы.
Конечно, в течение последних лет было предпринято немало шагов в сторону гуманизации уголовной ответственности за экономические преступления, но тысячи предпринимателей продолжают оставаться в следственных изоляторах, не будучи насильниками, грабителями или убийцами и не представляя опасности для общества. Виновен? Накажите рублем, но зачем ломать человеку жизнь!
Впечатляет пример Константина Пономарева. Его обвиняют в уклонении от уплаты налогов, хотя в действительности именно Пономарев был первым российским бизнесменом, задекларировавшим все свои доходы и указавшим в декларации все свое имущество. Согласно закону, он имел стопроцентное право на налоговую амнистию, но государственными органами это учтено не было. В результате человек более года находится в следственном изоляторе, его здоровье стремительно ухудшается, он не может вести бизнес. Разве государству такая ситуация идет на пользу?
Начнем с того, что любое преследование бизнеса создает риски его разрушения или, по крайней мере, серьезной дезорганизации. Но что такое бизнес? Это, в первую очередь, активный участник формирования налоговой базы государства. Чем меньше в стране работает предпринимателей, тем меньше налогов поступает в государственный бюджет.
Социальное значение предпринимательской инициативы также огромно – бизнесмен не просто богатеет, формируя свой капитал, а создает рабочие места, привлекает наемных работников. Получая возможность трудиться, люди также начинают платить налоги, приобретают большее количество товаров и услуг, получают новые профессии. Разве это не выгодно государству?
Когда правоохранительная система тысячами помещает предпринимателей по невнятным обвинениям в следственные изоляторы и держит их там годами, то социально-экономической сфере общества наносится серьезнейший ущерб. Подобные действия детерминируют отток капиталов за рубеж, нежелание инвесторов вкладываться в бизнес на территории России, отсутствие предпринимательской инициативы у населения, уход значительной части действующих бизнесменов в тень, а ведь именно теневизация экономики всегда рассматривалась и государством, и учеными как одна из самых главных негативных черт развития постсоветской России. Но как можно всерьез говорить о выводе бизнеса из тени, если даже легальный статус не спасает предпринимателей, вполне законопослушных, от уголовного преследования?
Я считаю, что в ближайшее время государству следует предпринять очень серьезные шаги в направлении дальнейшей борьбы с незаконным преследованием предпринимателей. Стоит в корне пересмотреть всю систему привлечения к уголовной ответственности за преступления экономического характера, особенно если за этим привлечением следует помещение обвиняемого или подозреваемого под стражу. Ведь именно изоляция предпринимателя в тюрьме чаще всего используется как для давления на него, в том числе и с помощью противозаконных методов, которые всегда могут быть применены в наших тюрьмах, и для разрушения или присвоения созданного им бизнеса.
Владимир Постанюк, адвокат, г. Москва