Роснефть и Лукойл не доливают - ФСБ
30.05.2018, 16:59В рамках спецоперации о недоливе гражданам РФ бензина и дизтоплива на автозаправках страны с использованием уникального программного обеспечения на автозаправках арестованы топ-менеджеры региональных отделений топливных гигантов «Роснефти» и «Лукойла». По информации источников в ФСБ России, в рамках расследования масштабного дела была проведена серия задержаний сразу в нескольких регионах России, в том числе и в Москве. В частности, под стражу взяли территориального менеджера «Роснефть-Ставрополь» Олега Колпакова и двух сотрудников ЛУКОЙЛа — Ковалевского и Юкинского.
Примечательно, что «недолив» составлял до 7% от количества бензина, заправляемого в бак транспортного средства потребителя.
«Самый интересный из задержанных - Колпаков. Он больше 10 лет работает в системе „Роснефти“ в Ставропольском крае и отвечает как раз за большое количество АЗС. У него множество связей. Следствие полагает, что именно Колпаков является одним из организаторов преступной группы», — рассказал агентству «Росбалт» источник близкий к ситуации. По его словам, к фигурировавшим ранее в расследовании статьям УК РФ 159-й (мошенничество в крупном размере) и 273-й (создание и использование вредоносных программ), добавилась новая — 210-я (организация преступного сообщества). Его создателем, как полагают в ФСБ, помимо Колпакова, являлся бизнесмен Денис Заев, под руководством которого были разработаны и созданы несколько уникальных вредоносных программ, позволявших незаметно для клиентов недоливать топливо при заправке их автомобилей.
Отметим, что ряд обвиняемых, в частности Ревегук и Витченко, уже активно сотрудничают со следствием и дают показания. Оба входили в так называемую техническую группу, которая и занималась установкой и техническим обслуживанием «вирусов» на заправках. Всего же сейчас под стражей по делу находится около 20 человек, правда, части из них уже в начале июня будет изменена мера пресечения с нахождения под арестом на другую. Связано это с тем, что у них истечет предельный срок содержания в СИЗО (один год). «Это не основные фигуранты расследования, они были задержаны в самом его начале», — рассказал источник агентства.
Подчеркнем, что выявление и расследование подобного вида хищений осложняется юридическими тонкостями: потерпевших, написавших соответствующие заявления, нет, а компании, которым и принадлежат АЗС, никаких финансовых потерь не несут. Пострадавшие автолюбители и не догадывались, что им недолили бензина. Поэтому доказать статью УК РФ 159-ю (мошенничество) крайне сложно. В данном случае следствие тоже изобрело своеобразное «ноу-хау». Потерпевшим признали автопарк администрации Ставропольского края, который имел контракты с «Роснефтью» и заправлялся на АЗС, в том числе с «жучками». Правда, свидетели и обвиняемые дают показания, что недолив шел не всем машинам, а выборочно, в зависимости от ситуации. Поэтому, как будет доказываться, что именно в машины ставропольских чиновников недоливали бензин, пока непонятно.
Как уже сообщалось, гигантская афера охватила почти весь юг России, «вирусы» были обнаружены на десятках АЗС в Ставропольском крае, Адыгее, Краснодарском крае, Калмыкии, ряде республик Северного Кавказа и т. д. Была выстроена целая сеть по хищению топлива у рядовых граждан — владельцы АЗС никого финансового убытка не несли.
По версии следствия, Денис Заев разработал и создал несколько программ, с которыми контрразведчикам еще не приходилось сталкиваться. «Раньше аферисты использовали для хищений на АЗС специальные „жучки“, потом им на смену пришли вирусы. Однако все же их можно было обнаружить. Заев же создал уникальный продукт. Его вредоносные программы не могли выявить ни специалисты службы контроля нефтяных компаний, которые постоянно проводят проверки на АЗС, ни сотрудники МВД. Да и нам удалось все это установить оперативным путем», — отмечал ранее источник «Росбалта».
Создав совершенный вирус, Заев, по версии ФСБ, начал предлагать его региональным менеджерам нефтяных компаний. Обычно он выступал не только продавцом вредоносной программы, но и совладельцем «канала» хищения топлива, то есть — получал долю с украденных средств. А речь шла о сотнях миллионов рублей нелегальной выручки.
Вирусы внедрялись как в программное обеспечение самих колонок, так и в системы суммарных счетчиков, технологических проливов, контрольно-кассового учета. Когда клиент делал покупку, программа автоматически ему недоливала до 7% от количества приобретаемого топлива. При этом счетчик на колонке и все программы учета у оператора отображали, что в бак залит весь объем оплаченного горючего.