Антисанкционный ответ правления России с ударом по россиянам
17.04.2018, 10:43Правление России активно работает над ответом на новые антироссийские санкции Вашингтона, сообщают источники в Правительстве РФ и Госдуме.
Напомним, 6 апреля Вашингтон объявил о введении санкций в отношении семи российских олигархов из ближнего окружения президента Путина, 17 госслужащих и руководителей госкорпораций, а также против 12 частных компаний и двух госструктур. Согласно разъяснениям Минфина, активы всех 24 граждан РФ и 14 организаций, если таковые находятся в юрисдикции США, подлежат замораживанию. Рестрикции коснулись «Рособоронэкспорта», «Российской финансовой корпорации» и «Русала». В черные списки также попали глава «Газпрома» Алексей Миллер, глава ВТБ Андрей Костин, владелец «Реновы» Виктор Вексельберг, гендиректор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов, член правления «Сибура» Кирилл Шамалов, бизнесмены Игорь Ротенберг, Олег Дерипаска и Сулейман Керимов.
Как отметил во время своего отчета перед Госдумой премьер-министр Дмитрий Медведев, «антисанкционный» закон предложен депутатами. Вначале его внес спикер Вячеслав Володин и руководители всех четырех парламентских фракций, а к понедельнику под законопроектом поставили подписи уже 327 из 450 депутатов. Правда, с учетом скорости, с которой появился документ, есть подозрение, что писали его не сами народные избранники, а профильные департаменты правительства на пару с отраслевыми лоббистами, которые заинтересованы в вытеснении с рынка американских товаров ради снижения конкуренции, уточняет агентство «Росбалт».
По мнению непарламентской оппозиции и экспертов, законопроект, получивший название «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и (или) иных иностранных государств», предлагает, как это принято называть в последние годы в России, «разбомбить Воронеж». Большая часть выдвигаемых в нем идей ударит скорее по собственному населению, чем по интересам американских компаний или властей.
Среди самых скандальных предложений, которые вызвали протесты сразу же после обнародования проекта закона, особенно выделяется запрет на ввоз лекарств из США и, что очень туманно оговаривается в документе, из других зарубежных стран. Депутаты уверяют, что специально указали, что речь идет только о тех препаратах, которые не имеют аналогов в России. Им вторят и лоббисты российской фарминдустрии, значительная часть которой сегодня находится под прямым или косвенным контролем госкорпорации «Ростех».
Многие эксперты, напротив, утверждают, что «аналогичность» лекарств, чаще всего, лишь видимость. Доступные в России дженерики, то есть состоящие формально из тех же веществ препараты, в реальности содержат в основе дешевые, плохо очищенные субстанции, закупленные, в основном, в Индии или Китае и имеющие огромное количество побочных эффектов.
С редкими заболеваниями, так называемыми орфанными (их сотни, но каждым страдают лишь несколько тысяч человек), ситуация еще более катастрофическая. Американские препараты прошли необходимые проверки, а российские часто тестируются прямо сейчас, что называется «с колес», — на живых пациентах и с до конца не ясным результатом.
Так что речь может идти о том, что предлагаемые антисанкции нанесут непоправимый вред здоровью тысяч россиян, не причинив американским компаниям практически никакого ущерба.
Кроме того, пострадают и многие российские производители, ориентированные сегодня в значительной мере на американский рынок. Речь, например, о производителе титана — компании «ВСМПО-Ависма», которая уже выступила с обращением к депутатам, напоминая об интересах российской промышленности, поставляющей редкий металл для американской авиастроительной компании «Боинг».
Под ударом окажется и «Роскосмос», который многие российские космические программы финансирует, в том числе, за счет прибыли от сотрудничества с американцами. В первую очередь, речь идет о НПО «Энергомаш», продающем ракетные двигатели в США.
Кроме того, американцам хотят запретить заниматься консалтингом и аудитом на территории РФ, наниматься в качестве сотрудников, поставлять алкоголь, табак, продукты питания и программное обеспечение для стратегически важных и госпредприятий и закупать российскую продукцию с редкоземельными металлами.
Наконец, в полном согласии с установками анархического движения и разнообразных Пиратских партий, борющихся против авторского права как такового, предлагается признать «исчерпание исключительного права на товарные знаки в отношении товаров по перечню, определяемому правительством России» в отношении американских физлиц, компаний или компаний с американским участием.
Очень экзотичен 16-й параграф статьи 2 законопроекта, который предлагает правительству самому, отдельным списком, вводить «запрет или ограничение ввоза на территорию Российской Федерации любых иных товаров, произведенных в Соединенных Штатах Америки и (или) иных иностранных государствах».
Несмотря на заявления некоторых представителей власти, что этот законопроект — лишь «переговорная позиция» России в споре с США, совершенно очевидно, что американцы вряд ли испугаются большей части российских антисанкций. Торг с Вашингтоном по этому документу Москве вряд ли удастся даже начать, а значит закон вступит в силу в нынешнем виде, ударив, в первую очередь, по российским гражданам. Опять же, по взаимному молчаливому согласию российских и американских властей.