В Стратегии экономической безопасности до 2030 года перепутали Россию с Роснефтью
23.05.2017, 11:23
Недавно президент России Владимир Путин утвердил «Стратегию экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». Как и полагается для подобных масштабных документов, в нем представлен обширный перечень разнообразных, гипотетических и реальных, угроз и вызовов для российской экономики. Среди них: недостаточный объем инвестиций, неэффективная защита прав собственности, административные барьеры, снижение качества и доступности образования, медицинской помощи, снижение качества человеческого потенциала, недостаточность трудовых ресурсов, несбалансированный бюджет, истощение ресурсной базы, рост возобновляемой и альтернативной энергетики, ограничение доступа к международным финансовым ресурсам и современным технологиям и т.д.
Ряд экспертов и аналитиков поделились своим видением отображения в Стратегии текущих вызовов и угроз будущего. И в чем смысл такого рода документов, и есть ли польза от их принятия и утверждения на самом высоком уровне?
Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем:
Перечисленные в Стратегии вызовы – это вызовы, стоящие перед сырьевыми (нефтяными) компаниями, а не перед экономикой страны. Снова перепутали «Роснефть» и Россию.
Думается, главный вызов для экономики – это снижение платежеспособного спроса, сужение нашего внутреннего рынка. Без устойчивого внутреннего рынка не может быть устойчивой рыночной экономики. Сегодняшнее обнищание населения душит экономику. Вторая проблема – это не достаточное развитие высокотехнологичных отраслей. Если бы у нас был устойчивый внутренний рынок и значимый высокотехнологичный сегмент мы перестали бы зависеть от нефти и вышеперечисленные вызовы перестали бы быть для нас вызовами.
Независимость необходима для безопасности страны, но недостаточна для нее. Кроме независимости нужен еще потенциал развития. Но стратегия говорит лишь об угрозах, причем не показывает их причин, а лишь перечисляет сами угрозы. Она не дает ответа на вопрос «как развиваться». А поэтому это не стратегия, а тактика, направленная на решение проблем, а не на преодоление их причин.
Этот документ – предупреждение: за ближайшим углом вас ждут грабли вот такой конструкции. Это полезно. Но это именно тактический документ, а не стратегия.
Дмитрий Лукашов, аналитик IFC Markets:
Я бы хотел сразу подчеркнуть, что из самого названия «Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» становится понятно, что речь идет о безопасности, а не о стратегии развития. Это очень важно. Предыдущая такая стратегия была утверждена в 1996 году. Она неоднократно перерабатывалась и дополнялась, но, по моему мнению, отлично справилась со своими задачами. Россия имеет мощные вооруженные силы и работоспособный военно-промышленный комплекс, способный не только обеспечивать внутренние потребности, но и направлять часть своей продукции на экспорт. Я полагаю, что новая стратегия будет не хуже.
Лично я ничего бы не стал добавлять в новую Стратегию экономической безопасности. Теоретически, ее можно было бы немного сократить, убрав, скажем так «гражданскую направленность». На мой взгляд, получилась некая смесь «штыка и плуга» или безопасности и развития, а это все же разные понятия, для которых было бы проще сделать две отдельных Стратегии. Даже на бытовом уровне достаточно сложно развиваться, слушая, к примеру, музыку Моцарта или декламируя стихи Пушкина и, одновременно, отбиваться от каких-нибудь жуликов-грабителей.
Разумеется, ключевым понятием экономической безопасности является независимость. Экспортно-ориентированная экономика вряд ли сможет ее обеспечить, поэтому основные положения Стратегии по развитию внутреннего производства абсолютно правильные. Я уверен, что это пойдет на пользу военно-промышленному комплексу. Однако если рассматривать всю экономику, то неудачный опыт СССР по дистанцированию от мировых рынков показывает, что необходимо участвовать в международном разделении труда, а также как можно активнее развивать импортозамещение.
По моему мнению, Стратегия экономической безопасности необходима. Кроме всего прочего, было бы отлично, если бы она стала неким сигналом для чиновников или даже некой «красной линией». Коррупция, некомпетентность и не исполнение поручений, связанных с экономической безопасностью недопустимы.
Сергей Звенигородский, начальник отдела розничных продаж УК «СОЛИД Менеджмент»:
Описание вызовов, указанных в Стратегии, отображает ситуацию, сложившуюся на данный момент и на ближайшее время. Прогресс не стоит на месте, поэтому через 5-7 лет ее надо будет корректировать или даже менять, но без указания общего пути и рамок, в которых необходимо добиться решения вопросов, государство так и останется в составе догоняющих стран. Залогом экономической безопасности является производство тех продуктов и услуг, которые жизненно необходимы для деятельности государства, либо (если невозможно их создать на территории России) иметь твердые торговые связи с теми, кто их поставляет. Для остальных ресурсов и услуг есть глобальный рынок.
В документе на первое место, по моему мнению, необходимо поставить образование и подготовку кадров. Когда в 1961 году СССР первым запустил человека в космос, американский президент (Кеннеди) заметил, что русские их обогнали, сидя за партой. Вложения в профессиональные управленческие, рабочие и научные кадры, а также их эффективное использование помогут решить все вопросы Стратегии.
Политическая воля на данный момент направлена на прогресс и развитие страны, а также на переход к новому типу экономики, поэтому описываемые угрозы будут оставаться потенциальными и далее. Проблемы не будут решены полностью, появятся новые, но их решение позволит выйти на новый уровень развития, что и поможет России сохранить и приумножить экономическую силу государства. Стратегия определяет рамки и общий план для создания конкретных «пятилеток», где уже будут решаться вопросы на всех уровнях.
К сожалению, ситуация в мире становится все более напряженной, поскольку ресурсов для всех не хватает, а без них никакие инновации невозможны. Гигантские долги у некоторых государств и отсутствие ресурсов, а также большое количество люмпенизируемой молодежи (безработица среди молодежи достигает десятков процентов) приводят к предвоенной поре, когда для начала эскалации кризиса достаточно нескольких провокаций. Россия уже не один раз сталкивалась с тем, как решаются такие вопросы, поэтому безопасность и независимость, к сожалению, для нее становятся синонимами.
Роман Ткачук, старший аналитик «Альпари»:
Стратегия на 10-15 лет – вещь во многом теоретическая. Сложно предполагать, как изменится мировая экономика за столь длинный срок. Поэтому основные моменты в подобных стратегиях излагаются тезисно. Цель стратегии – дать ориентиры высшим эшелонам власти, куда хотелось бы двигаться и задать желаемый вектор для роста.
На наш взгляд, сейчас ключевым риском для российской экономики является зависимость от нефтегазовых доходов. Их доля в структуре бюджетных доходов за последние годы снизилась до 40%, но это все равно высокая цифра. Отечественная экономика остается экспортозависимой, а значит, подверженной повышенным рискам в случае мировых кризисов.
Для экономической безопасности нужно диверсифицировать экономику, развивать современные высокотехнологичные отрасли. За последние годы есть отдельные успехи по этим направлениям, но отставание от западных стран сохраняется. Для того чтобы в этой сфере быть конкурентоспособными на мировой арене, нужно инвестировать значительно больше денег.
Александр Шустов, генеральный директор МФО «Мани Фанни»:
Современная Россия в ближайшие 10 лет будет сталкиваться как раз с описанными проблемами и событиями, которые в Стратегии обозначены очень детально. Стоит упомянуть еще, пожалуй, отсутствие политической конкуренции, как корень многих проблем в экономике и политике, и появление которой могло бы вывести нашу страну на длительный путь совершенствования, конкуренции экономических и политических идей, через которые прошли все современные европейские страны. А также сказать о старении населения, которое будет приводить к неизбежности реформы пенсионной системы, и, как следствие – роста социальной напряженности. Сильное социальное расслоение, в результате которого до 17% россиян живут за чертой бедности, тоже является серьезным внутренним риском роста протестных настроений.
Если будет сохраняться политическое статус-кво, то сырьевая модель экономики, на которой оно базируется, будет проигрывать конкуренцию инновационным моделям экономик развитых стран. Такого рода документ, как Стратегия 2030 является необходимым, но не достаточным условием осознанного развития страны. Нужно также понимать, что и Президент, и Правительство все время действуют в условиях ограниченных ресурсов и последнее время — в условиях искусственного санкционного давления, поэтому не все пункты таких документов удается выполнить досконально. Такие документы являются скорее неким черновиком, наброском развития, который нужно ежегодно корректировать (и это закреплено законодательно). Совершенно верно подмечено, что государство сейчас берет курс на безопасность как независимость от западных партнеров, а также на рост доли государства в экономике (по нашим оценкам, она сейчас составляет до 70% и продолжает расти).
Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ИХ «ФИНАМ»:
В целом, документ выглядит противоречивым. Так, с одной стороны, к основным вызовам и угрозам экономической безопасности в нем отнесены, к примеру, «отсутствие российских несырьевых компаний среди глобальных лидеров мировой экономики» и «слабая инновационная активность, отставание в области разработки и внедрения новых и перспективных технологий в том числе технологий цифровой экономики, недостаточный уровень квалификации и ключевых компетенций отечественных специалистов». С другой стороны, одновременно говорится о необходимости регулирования трансграничного трансфера отечественных технологий и результатов научно-технической деятельности с учетом национальных интересов Российской Федерации. То есть, по сути, эта мера должна лишь усугубить перечисленные вызовы и угрозы экономической безопасности из-за усиления ограничений в этой области. С макроэкономической точки зрения опасения вызывает такой подход к реализации устойчивого развития национальной финансовой системы, как «совершенствование специализированных инструментов поддержки кредитования стратегических отраслей экономики». В данном случае речь, вероятно, идет о проинфляционных мерах поддержки отдельных отраслей, которые могут лечь тяжелым бременем на прочие сектора экономики.
Реализация Стратегии осуществляется в два этапа: до 2019 года будет вестись разработка и реализация мер организационного, нормативно-правового и методического характера, совершенствование механизмов мониторинга и оценки ее состояния. Далее до 2030 года ожидается выполнение мер по нейтрализации вызовов и угроз экономической безопасности. Таким образом, не исключаю, что за этот период стратегия может быть доработана.
Документ должен быть учтен во всех соответствующих документах федерального и регионального уровня. Таким образом, стратегия окажет существенное влияние на экономику страны и подходы к госуправлению.
Евгений Корюхин, аналитик «Алор Брокер»:
Проект «Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» есть комплекс мер, способных снизить ожидаемые риски от вышеперечисленных событий и помочь сделать российскую экономику более функциональной и мобильной в условиях постоянных геополитических конфликтов и сырьевых войн. Возможность эффективного его использования зависит как от степени приоритетности документа, так и понимая его задач бюрократическим аппаратом страны. Разумеется, надо надеяться только на лучшее, поэтому мы будем внимательно следить за его исполнением и пока выводы делать рано.
Что касается прогнозов, развития экономики, то они тесно связаны с развитием глобальной экономики, а по прогнозам ведущих экономических агентств, мировая экономика вырастит в 2 раза в ближайшие 25 лет, то есть тренд на рост сохраняется, а это значит, будет по прежнему высокий спрос на ресурсы, что для нашей страны крайне важно.
Если говорить об опасностях, то я выделю несколько из них: биотерроризм, финансовые пузыри (в том числе пузыри на рынке криптовалют), безопасность в сети интернет – все эти факторы способны подорвать не только экономический рост, но и внести серьезные трудности в развитии всего человечества.
Существующая сегодня экспортно-сырьевая модель российской экономики, способна создать финансовые условия для развития альтернативных отраслей экономики, путем создания льготного налогообложения наукоемких отраслей и сферы НИОКР.
Экономическая безопасность страны это не соперничество с иностранными партнерами, проект призван создать благоприятные условия для внутреннего социально-экономического развития.