В Кузнецке не забыли об аварии 2003 года, но дома на трубе все равно строят
02.02.2017, 19:19Компания «Транснефть – Дружба» настаивает на сносе домов в Кузнецке (Пензенская область), оказавшихся в охранной зоне нефтепровода «Дружба-2». Хотя владельцы добровольно отказались снести постройки, и нефтепроводной компании пришлось обратиться в суд (сейчас подано 26 исков), в городе помнят о катастрофе 2003 года.
Авария на «Дружбе-2» случилась в 4 км от Кузнецка вечером 29 января 2003 года. Во время ремонтных работ произошел мощный разлив нефти и ее мгновенное возгорание. Считается, что из нефтепровода вылилось 10 тыс. тонн. Машинист экскаватора, проводивший работы, сгорел заживо без остатка (официально его признали «пропавшим без вести»), еще трое рабочих получили ожоги.
Сажа от горящей нефти накрыла Кузнецк. Многие жители бежали из города, а потом еще долго отчищали от черной копоти стены домов. Поэтому о нефтепроводе в городе знали все, даже те, кто приехал сюда позже. Люди покупали участки, заходившие за границу охранной зоны, так как они стоили вдвое и более дешевле обычного.
- О нефтепроводе знали все, − говорит местный житель Алексей. - Но тут ведь как. Один подвинул дом к трубе. За ним второй, третий. А властям наплевать, деньги им заплатили, и ладно. Конечно, бумажками запасались. Тут труба с топливом проходит, так от них бумажку получали, что все в порядке. Им не жалко, читал, у них охранная зона 100 метров, а у нефтяников 200. А наши власти за деньги дадут бумажку, что можешь хоть на Луне строиться.
Мэр Кузнецка Сергей Златогорский заявил СМИ, что последние 10 лет разрешения на строительство в охранной зоне нефтепровода не выдавались. А вот в 80-90-е годы, сказал мэр «на предписания и требования безопасности почему-то закрывали глаза». Однако и нынешняя мэрия не останавливала строительство в охранной зоне, хотя по закону о местном самоуправлении следить за нормативным использованием земли − ее прямая обязанность. Даже сейчас, когда поданы иски в суд, на участках в охранной зоне продолжают закладываться фундаменты новых домов при попустительстве местных властей.
Люди надеются, что дома не снесут. Таких прецедентов, действительно, не было. К тому же Сергей Златогорский успокаивает жителей – никто без крыши над головой не останется. В случае вины чиновников, выдавших неправильные разрешительные документы, снос компенсирует бюджет.
Некоторые владельцы, у которых в охранной зоне оказались некапитальные постройки, вроде бань и сараев, не против сноса. Если покопаться в сети, то можно найти цифры компенсаций «Транснефти» за снос в разных регионах, все они довольно привлекательны. Алексей, например, признался, что жалеет, что не успел построить что-то на своем садовом участке. «Впрочем, мы еще посмотрим, как им удастся надуть государство. Знали, что строиться нельзя, а построили. Теперь бумаги свои перетряхивают, разрешения всякие», − говорит кузнечанин.
Похоже, мэр Кузнецка уверен, от тощего городского бюджета многого не потребуется. Кто-то имел разрешение на строительство, но «подвинул» фундамент в сторону трубы, другие получили филькины грамоты от проходящего рядом продуктопровода с вдвое меньшей охранной зоной (100 метров, а у нефтепровода – 200 метров). По словам юристов, в кадастровом учете указана информация об охранной зоне 25 метров, а о зоне минимально допустимых расстояний в 200 метров информации нет. Зона минимально допустимых расстояний нефтепровода была увеличена в 1985 году решением госорганов.
Значит, какие-то дома при строительстве могли быть вне ее, а сейчас попали в охранную зону. Четыре дома с другой от города стороны нефтепровода существовали до начала его прокладки в 1976 году. И никому не известно, почему их тогда разрешили не сносить, хотя они находятся прямо рядом с трубой. Со всеми этими деталями предстоит разбираться суду.
Бесспорно одно − о нефтепроводе знали все в городе. Понятно желание жителей не сносить добротно выстроенные дома. Но никто не может дать стопроцентной гарантии, что никогда больше подобная авария не повторится. А от потока горящей нефти разрешительными справками не спастись.