Российских бизнесменов подозревают в "контрабанде яхт"
04.09.2009, 10:50
Девять человек задержаны в Москве по подозрению в контрабандном ввозе в Россию в 2007-2009 годах дорогостоящих моторных яхт из Британии и Италии.
Первым был арестован совладелец торгующей яхтами фирмы Burevestnik Group Андрей Ломакин. Это случилось в среду на автопарковке перед входом в здание агентства РИА Новости на Зубовском бульваре, куда он приехал для участия в пресс-конференции "Яхтенный рынок в России", назначенной на полдень.
Около 11:45 "пятисотый мерседес" Ломакина появился на стоянке. Не успел бизнесмен выйти, как туда, сломав шлагбаум, въехал автобус, в котором, по словам многочисленных очевидцев, находилось от 15 до 20 омоновцев. Они вытащили Ломакина и его водителя из машины, уложили лицом вниз и надели наручники.
Милиционеры обыскали "Мерседес", в котором не обнаружилось ничего, кроме клюшки для гольфа. Потом наручники сняли, приехал адвокат Ломакина, и беседа приняла более мирный характер. Примерно через два часа бизнесмена увезли - как понял из реплик "силовиков" занимавшийся организацией пресс-конференции сотрудник РИА Новости, в московское межрегиональное следственное управление на транспорте Следственного комитета при прокуратуре.
Как сообщил пресс-секретарь СКП Владимир Маркин, оперативники Федеральной таможенной службы (ФТС) и следователи провели 15 обысков по месту жительства и в офисах задержанных, в том числе в яхе-клубе "Буревестник" на Клязьминском водохранилище.
Как сообщил заместитель начальника управления по связям с общественностью ФТС Владимир Зубков, уголовное дело было возбуждено 1 сентября "на основании оперативных материалов правоохранительных подразделений таможенных органов".
Правовой спор
Burevestnik Group считает происходящее "недоразумением, которое в ближайшее время должно разрешиться".
Как сказано в пресс-релизе холдинга, тайно ввезти в страну многометровую яхту физически невозможно, без оформленных законным образом документов на ввоз ее нельзя ни зарегистрировать, ни перепродать третьему лицу, а без регистрационных номеров яхта будет задержана сотрудниками инспекции по маломерным судам при первой же попытке выйти в Клязьминское водохранилище.
С этой оценкой согласны и партнеры Burevestnik Group.
"Контрабанда, если вы прочитаете формулировку этого понятия в законодательстве Российской Федерации, подразумевает, что предмет пересек границу тайно"
Анастасия Зайцева, пресс-секретарь Burevestnik Group
"Андрей [Ломакин] проводил белую, легальную и абсолютно законопослушную деятельность. Это похоже на ошибку или попытку какого-то рейдерского захвата", - заявил, узнав о случившемся, президент международной Ассоциации дилеров яхт и катеров Андрей Андриянов.
"Российские правоохранительные органы порой обращаются в нашу компанию за информацией по поводу импорта лодок, но Sunseeker неизвестны случаи нарушения закона в этой области", - сообщил представитель британского производителя яхт, поставлявшего российской компании свою продукцию.
Впрочем, как следует из заявления Маркина, речь ведется не о тайном провозе яхт, а о занижении их стоимости с целью минимизации таможенных платежей.
Среди задержанных - эксперт центрального аппарата ФТС, который проводил экспертизу ввозимых в Россию судов и, по версии следствия, умышленно занижал их стоимость.
Как заявила Би-би-си Анастасия Зайцева, в таком случае действия ее шефов не должны квалифицироваться как контрабанда.
"Занижение стоимости под статью "контрабанда" не подходит. Контрабанда, если вы прочитаете формулировку этого понятия в законодательстве Российской Федерации, подразумевает, что предмет пересек границу тайно", - сказала она.
По словам Зайцевой, на 13:00 в четверг она не имела информации о местонахождении Ломакина и Бойко и собиралась связываться с их адвокатами, которые, по ее данным, имели встречу со своими клиентами.
Зайцева сообщила, что "на деятельность Burevestnik Group сложившаяся ситуация не повлияла". В частности, организованная холдингом выставка яхт Burevestnik International Boat Show, которой и посвящалась несостоявшаяся пресс-конференция, пройдет, как и намечено в яхт-клубе "Буревестник" 4-6 сентября.
Запретительные пошлины
Пресс-служба ФТС в среду не смогла назвать сумму нанесенного государству ущерба, заявив, что он пока не подсчитан.
Поскольку яхты считаются в России предметами роскоши, ввозные пошлины на них фактически являются запретительными и при стоимости судна свыше 650 тыс. рублей составляют 20 процентов плюс 18 процентов НДС.
Небольшой катер стоит в среднем 110 тысяч, а яхта - около трех миллионов долларов.
Цену судна заявляет владелец, но таможенники могут скорректировать ее на основании своих каталогов и данных из интернета.
Российские владельцы морских яхт обычно предпочитают иметь зарубежный порт приписки.
Ведущий дистрибьютор
Холдинг Burevestnik Group, созданный в 2007 году в результате слияния четырех компаний, одной из которых была AG Marine Андрея Ломакина, контролирует, по данным газеты "Ведомости", 40-50 процентов российского рынка яхт и катеров.
В интервью "Ведомостям" в ноябре 2008 грда Ломакин и Бойко сообщили, что продали за 10 месяцев около 500 судов.
В состав холдинга также входят созданный Бойко в 1996 году яхт-клуб "Буревестник", транспортное и сервисное подразделения, тюнинговое ателье Sound Storm, журнал Yachting, и открытая в 2006 году компания Aston Martin Moscow - первый и единственный официальный дилер Aston Martin в России, генеральным директором которой является Ломакин.
Британский спортивный автомобиль Aston Martin широко известен как "машина Бонда".
Источник: www.bbcrussian.com