В Минске обозначен консенсунс России с Западом по вопросу Украины
28.01.2016, 13:53На очередном заседании трехсторонней контактной группы по Украине в Минске, полномочный представитель России на переговорах Борис Грызлов рассказал о том, каким в РФ видят закон Украины о статусе Донбасса. По его мнению, в конституционных поправках должно быть прописано четкое закрепление постоянного особого статуса Донбасса, согласование поправок с контактной группой и гарантии для жителей и властей региона.
"Необходимо также юридически закрепить в Конституции Украины, что полномочия избранных на выборах в Донбассе по отдельному закону лиц не будут прекращены в 2017 году, как это предусмотрено конституционной реформой для всей Украины", — добавил он. Также Грызлов отметил, что голосование по конституции Украины должно быть жестко увязано с одновременным принятием поправок, дающих особому статусу региона постоянную основу по "формуле Штайнмайера".
Франк-Вальтер Штайнмайер, министр иностранных дел Германии, председатель ОБСЕ, ранее высказался о том, что необходимо принять специальный закон о выборах в Донбассе, который будет привязан к конкретной территории и ситуации. При этом особый статус региона в этом документе должен быть закреплен следующим образом: в день выборов — на временной основе, а с момента публикации отчета ОБСЕ по итогам выборов — на постоянной.
С самого начала, когда Грызлов только сменил Зурабова на посту полномочного представителя России в Минске, стало ясно, что следует ожидать более решительного давления на Украину как со стороны России, так и со стороны мирового сообщества. «Формула Штайнмайера», которую озвучил Грызлов, подразумевающая в том числе и принятие отдельного, согласованного с представителями ДНР и ЛНР, закона о выборах на Донбассе, необходимость чего активно отрицают украинские лидеры, скорее всего, была донесена и в ходе переговоров Владислава Суркова и Виктории Нуланд до американской стороны.
Заявление Грызлова сигнализирует о том, что Россия не собирается сдавать свои позиции, у Москвы есть четкий распорядок действий по урегулированию конфликта на Донбассе, своя «дорожная карта». Кроме того, по вопросу об особом статусе республик и выборах на Донбассе, наша страна сейчас пришла к соглашению с ведущими западными державами. Киев в данной ситуации уже не может выдвигать какие-то условия, и просто ставится перед фактом.
Также принципиальными тут являются два момента: необходимость согласования поправок с контактной группой и гарантии для властей региона.
Во-первых, украинская сторона неоднократно пыталась проводить те или иные решения по Донбассу без согласования с республиками. Аналогичным образом был принят в конце августа 2015 года в первом чтении президентский проект изменений по децентрализации власти, направленных на расширение полномочий местных властей. И сейчас представитель ДНР в Минске Денис Пушилин отметил, что пункт 18 изменений в Конституцию не согласован с республиками и назвал изменения юридическим блефом.
Во-вторых, публичные украинские политики любят называть всенародно избранных глав ДНР и ЛНР бандитами и террористами, фантазировать о суде над ними, да и украинские лидеры ставят отмену выборов одним из условий. Текст подписанного Украиной второго варианта Минских соглашений вообще краткий и недвусмысленный, откуда официальный Киев берет такие вольные толкования, остается загадкой.
Вадим Самодуров, писатель, политолог