ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяПолитика › Филисофия троллинга Путина

Филисофия троллинга Путина

10.12.2015, 10:17

…путинские военные приключения в Украине и Сирии 
- успешные упражнениями по отвлечению внимания населения от ухудшения внутренних условий в стране, 
гниения экономического и человеческого капитала.  



Владимир Путин был, есть и будет хитом той российской эпохи, в которой он живет. Как продемонстрировала неожиданная популярность Дональда Трампа в ходе предвыборной кампании, троллинг, в качестве политтехнологии превосходно удовлетворяет нужды современного соскучившегося и жадного до конфронтации общества. 

За 18 месяцев, прошедших с момента аннексии Россией Крыма мир заворожено и озадаченно наблюдает за бешеными финтами внешней политики президента Владимира Путина. Для тех, кто боится прямого столкновения между Россией и Западом особенно тревожны тенденции внезапной смены курса – от примирения к антагонизму и обратно, или, еще более странно – преследование обоих курсов одновременно. 

В попытке определить подобное поведение к нынешнему российскому правительству были применены различные эпитеты, вроде “государство-банкрот” или “спойлер”. Но поскольку нынешнее состояние путинской России представляет собой новый вид автократии, ни один из подобных ярлыков не описывает инновационную натуру нового режима. Возможно, лучшим обозначением станет хорошо задокументированное пристрастие российского правительства к троллингу в интернете, который неожиданно точно коррелирует с внезапными и противоречивыми флуктуациями отношений страны с внешним миром. 

В наиболее примитивной форме троллинг описывает феномен пользователей интернета, публикующих подстрекательские сообщения на он-лайн форумах и в комментариях к постам в социальных сетях, с целью вывести из себя других. Несмотря на то, что большая часть троллинга не более, чем тупая провокация, Кремль скандально известен тем, что оплачивал услуги большого числа профессиональных троллей, который писали и голосовали за посты восхваляющие возможную российскую оккупацию украинской территории. Но может ли троллинг быть техникой управления государством? 

Для начала тролли, независимо от того гнева, который они порождают в сети, не являются людьми, решительно оторвавшимися от реального мира. Тролли гонятся за славой и вниманием, распространяя купорос своей ненависти в интернете, но возобновляют нормальную жизнь оффлайн. Учитывая это, неожиданное вмешательство России в сирийскую войну может пониматься как последняя в длинном ряду кампаний троллинга, первая из которых началась три года назад запретом на усыновление российских детей иностранцами. 

Лейбл “государство-банкрот” или “падшее государство”, таким образом, не подходит к России, которая громко заявила о своем желании вернуться в клуб мировых держав. Поэтому бомбардировка сирийских мятежников, несмотря на все оцепенение, порожденное этой кампанией, сопровождалась едва завуалированным призывом к западным правительствам отменить изоляцию, введенную Западом в ответ на украинский кризис. 

Троллинг является эффективным суррогатом конструктивной деятельности. Мучая других, тролли успокаивают собственное грызущее чувство бессилия. Точно также, путинские военные приключения в Украине и Сирии оказались очень успешными упражнениями по отвлечению внимания от ухудшения внутренних условий в стране, гниения экономического и человеческого капитала. 

Но удовлетворение, получаемое от троллинга, по определению живет недолго. Для того, чтобы постоянно привлекать к себе внимание, тролли должны находить все новые и новые пути поймать на крючок своих оппонентов. Отсюда одурманивающая смена стратегий – от всемерной поддержки “Народных республик Донецка и Луганска”, о которых забыли практически за одну ночь к “созданию анти-террористической коалиции в Сирии”. 

К несчастью, троллинг не может служить в качестве долгосрочной платформы или стратегии. Вместо идеологической оппозиции Западу, российское государство-тролль предлагает лишь раздражительность, гнев и злорадство, восторг от отчаяния других людей. Возможно, по другому и быть не может. 

В конце концов, российская элита зависит от Запада – во всем, что касается отдыха, отмывания денег, медицинского обслуживания образования для своих отпрысков. Правители России имеют куда больше общего с западным высшим классом, чем с основным, одураченным телепузиками слоем российского населения, пенсионерами, перебивающимися на ничтожные подачки от государства. 

Опасность, конечно же в том, что подобный бескровный троллинг может эскалироваться и дойти до схватки не на жизнь а на смерть. Этот риск реализовался после длительного периода российских нарушений воздушного пространства иностранных государств – от Японии до Балтики – турки взяли и сбили российский бомбардировщик. Но в то же время опора государства на троллинг в условиях идеологического вакуума дает некоторые основания для оптимизма. В конце концов, устойчивая и трезвая ответная реакция – и онлайн, и в реальной жизни бывает достаточной для того, чтобы троллинг прекратить. 

В буре, спровоцированной российской интерлюдией в Сирии, многие забыли, что ограниченные санкции и дипломатический остракизм убедили Кремль в необходимости сдержать свои амбиции на Донбассе. Несмотря ан то, что конфликт в восточной Украине продолжается, и каждый день гибнут люди, большие наступления не предпринимались с февраля 2015. 

Воспринимать Россию в качестве государства-тролля не значит отказывать ей в наличии реальных целей или предполагать, что такие цели выбираются произвольно. Это, однако, помогает объяснить тот стиль государственного управления, который в ином случае казался бы все более безответственным и иррациональным. 

Несомненно, российская публика наслаждается спектаклем того, как ее президент тычет западных лидеров носом в дерьмо. И Путин не зря и не случайно оказался хитом той эпохи, в которой он живет.... 


Эндрю Корнблюз Atlantic Council

Accelerated with Web Optimizer