Спящие ячейки ИГИЛ и причины их перехода от терэкспансии к террору
18.11.2015, 13:46С осени 2015 года ISIS (Исламское государство)* перешел к открытой и целенаправленной террористической войне. Уничтожение российского самолета в небе над Синаем, а также масштабные теракты в Бейруте и Париже яркое тому подтверждение. Почему ИГИЛ решил, подобно «Аль-Каиде» 2000-х, прибегнуть к тактике терактов?
Территориальная экспансия «халифата» захлебнулась — в Ираке игиловцев теснят курды при поддержке американской авиации, в сирийской провинции Алеппо их контратакует армия Башара Асада, усиленная иранскими военными и подразделениями «Хезболлы» при ожесточённой авиационной поддержке ВВС России. Наступательные действия противников ИГИЛ уже привели к тому, что сирийские и иракские территории «халифата» теперь почти отделены друг от друга.
Череда военных побед «халифата» прервана: одно дело громить плохо организованную иракскую армию и совсем другое — биться с хорошо мотивированными, не менее фанатичными бойцами «Хезболлы», иранцами, курдами и иракским шиитским ополчением, да ещё когда с неба исходит нескончаемый поток огня российской авиации и авиации стран западной коалиции.
В этих условиях ИГИЛ переходит к закономерной тактике «экстерриториальной дестабилизации», начинает сеять ужас и смерть в глубоком тылу врага.
Однако, в отличие от той же «Аль-Каиды», «Исламское государство» действует примитивнее.
«Аль-Каида» и чеченские сепаратисты чаще всего прибегали к сложным схемам.
Подготовка к атаке на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке длилась несколько месяцев. Тщательно планировались террористические атаки на Буденновск (1995 год) и Кизляр (1996 год) , Нальчик и Беслан (2005 год), захват «Норд-Оста» (2002 год) и взрывы российских лайнеров (2004 год).
Даже приезд шахидок в Москву или Волгоград, готовых взорваться в людном месте, требует подготовки: смертницу, абсолютно не знакомую с жизнью за пределами малой родины, нужно провести через несколько регионов, да еще с бомбой, да еще так, чтобы не вызвать подозрения у десятков патрулей МВД, да еще постоянно следить, чтобы у смертницы не сдали нервы и она не пошла сдаваться первому попавшемуся постовому.
Террористы времен Холодной войны (Народный фронт освобождения Палестины, европейские леваки, северо-ирландцы, баски) тоже рассматривали теракт как сложную операцию. Чего стоит только захват Ильичом Рамиресом Санчесом в 1975 году штаб-квартиры ОПЕК в Вене, которую тогдашний террорист №1 провел по всем канонам диверсионной деятельности спецслужб!
Народовольцы и эсеры при подготовке своих актов индивидуального террора тоже не могли обойтись без детальной разведки на местности, изучения маршрутов движения потенциальных жертв, путей подхода и отхода и так далее.
Длительная подготовка увеличивает вероятность утечки информации, увеличивает вероятность того, что спецслужбы узнают о планах террористов и примут меры.
С ISIS все по-другому. Анализ произошедшего в ночь на 14 ноября в Париже говорит о том, что преступники действовали по самому простому сценарию. На планирование терактов, подобных парижским, вообще не нужно много времени, не требуется каких-то выдающихся оперативных навыков. Главное, чтобы были в наличии «спящие ячейки», — а у ИГИЛ они, безусловно, есть.
Боевики (в том числе готовые стать смертниками) уже есть — и в Париже, и в Брюсселе, и в других городах. Многие из них родились в Европе или прожили там продолжительное время. Их не нужно привозить. Им не нужно изучать страну и город.
За ними не нужно следить, чтобы они не сбились с пути, не спрашивали у прохожих «Где у вас тут Госдума?».
Им не нужно искать оружие и взрывчатку — оружие и взрывчатка у них уже есть. Им не нужно искать жилье — они уже живут среди европейцев.
Все, что им нужно, — это изучить афиши, узнать, где какой футбольный матч или концерт, до которого часа работают кафе на намеченным маршруте…
* - запрещено в России