ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяПолитика › Путин может стать острием копья нового западного "крестового" похода

Путин может стать острием копья нового западного "крестового" похода

21.09.2015, 11:11

Издание Daily Mail разместило статью колумниста Питера Маккейна под заголовком "Он - людоед, но нам нужна его (Путина) помощь, чтобы уничтожить ИГ". Как пишет автор, "Владимира Путина обвиняют в аннексии Крыма, дестабилизации Украины и укрывании миллиардов в иностранных банках на шикарную жизнь после выхода на пенсию". Однако у Запада, как пишет Маккей, нет сегодня иного выбора, кроме как "присоединиться к крестовому походу Путина, дабы сокрушить "Исламское государство" до того, как смертельная секта превратится в неодолимую силу, уничтожающую всех неверных на своем пути". 


Планы США и Британии по подготовке вооруженного сопротивления из числа местных жителей, полагает колумнист Daily Mail, потерпели полное фиаско: обученные западными инструкторами повстанцы в боях с исламистами либо бегут с поля боя, либо гибнут. Очевидно также, указывает Питер Маккей, что ни США, ни Британия не готовы начать наземную военную операцию против "Исламского государства" на Ближнем Востоке. "Почему необходим пакт с российским лидером-мачо? Потому что Америка становится все больше самодостаточна в плане нефти и газа. У них почти нет аппетита к заморским войнам против режимов, которые не угрожают их стране напрямую. Стирать в порошок боевиков ИГ при помощи дронов куда дешевле", - высказывает мнение автор статьи. "Отчаянные времена требуют отчаянных решений. 

И ширится призыв:"Подключайте Путина", - продолжает Маккей. Сегодняшние планы российского президента, по словам колумниста Daily Mail, вполне определенны: поддержать непопулярный режим Асада, уничтожить джихадистов на южном фланге России, усилить российское военное присутствие на Средиземном море и, таким образом, поставить себя на одну ступень с тем, кто после выборов 2016 года станет президентом США. "Нам понадобилась помощь России и ее безумного лидера Иосифа Сталина, чтобы сокрушить нацистов. Возможно, теперь нам нужен Путин, чтобы прикончить ИГ", - полемизирует Маккей. "Наш пакт со Сталиным имел ужасный финал: коммунисты силой захватили пол-Европы, началась холодная война. Вероятно, у нашего союза с Владом будет побочный эффект, но есть ли у нас лучший выбор?" - задается вопросом Питер Маккей на страницах Daily Mail. 

И действительно, из российского медийного пространства Украина как то незаметно исчезает. Конечно, федеральные телеканалы регулярно сообщают о противостоянии в Раде, о новых мини-майданах в Киеве и о том, насколько глупыми и нелепыми выглядят украинские полицейские в американской униформе. Но как центральная пропагандистская тема, призванная убедить, что соседнее государство превратилось в источник всемирного зла, этот рефрен сошел на нет. Его место заняли две другие темы - наплыв беженцев в Европу и война в Сирии. Что случилось, почему теперь маршрут для "зеленых человечков" изменился с Донбасса на Дамаск? Путин что, намерен "сдать" украинских сепаратистов? А что ему нужно в Сирии? Может быть он собирается обменять Украину на Сирию? 

Американские СМИ пишут о том, что "российский президент собирается вести две войны" и даже выдвигают предположение, что это "приведет к его концу". Российский МИД утверждает, что в позиции Москвы по отношению к правительству Башара Асада ничего не изменилось - он остается союзником России. Однако появляется все больше свидетельств того, что Путин готов пожертвовать и Асадом на приемлемых для России условиях, конечно. Без этого сохранить остатки влияния в Сирии и на всем Ближнем Востоке будет проблематично. А как реагируют на военную активность русских в Белом доме? Еще недавно Обама попытался закрыть небо ряда европейских стран для российских самолетов, доставляющих военную помощь Дамаску. А теперь пресс-секретарь американского президента допускает, что на полях начавшейся юбилейной сессии Генассамблеи ООН Обама может встретиться с Путиным, чтобы обсудить сирийскую головоломку. Неужели Путину вновь, уже во второй раз, удастся использовать Сирию в качестве своей козырной карты? Очень много трудных вопросов, на которые пока нет четких ответов. Но попытаться понять, что же ждет мир в ближайшее время, хотят все. 





Gazeta.ru недавно опубликовала свое расследование о масштабной военной помощи России Сирии. По ее данным, переброска военной техники и "живой силы" идет из военного порта в Новороссийске. Однако, как выяснил портал, далеко не все офицеры и контрактники хотят воевать в Сирии, хуже того – уже имеются отказники. 

Алексей Н. из одной воинской части в Восточном военном округе о глобальных планах российского руководства на Ближнем Востоке узнал лишь тогда, когда уже приехал в Новороссийск. Именно там он понял, что его с товарищами из сводной роты со дня на день отправят в Сирию. Но юноша категорически не хочет ехать воевать на Ближний Восток. "Думали, что в Донбасс, а оказалось — в Сирию", - невесело говорит он. И в его доводе донбассовский аргумент тоже сам по себе интересен. 





Контрактника можно понять. Одно дело ехать спасать братский украинский народ от фашистов и бандеровцев, в чем у него сомнений нет, и уж совсем другое дело помогать неизвестному ему Асаду и подставлять себя под пули свирепых фанатиков-исламистов. 

Москва не отрицает, что Россия оказывает военную помощь Дамаску. "Российские военнослужащие в Сирии есть, они там находятся много лет, - подтвердил министр иностранных дел С. Лавров. - Их присутствие сопряжено с поставками вооружений для сирийской армии, которая несет на себе основное бремя противостояния терроризму в лице ИГИЛ и прочих экстремистских группировок. Они находятся там, чтобы помогать сирийцам осваивать эту технику и готовить ее для применения в антитеррористической борьбе". 





Однако в последние несколько недель поставки российской военной техники, которые до этого шли ни шатко, ни валко, увеличились в разы и стали включать новые современные виды вооружений. Так, по данным агентства Reuters, Россия начала осуществлять поставки в Сирию модернизированных зенитных ракетно-пушечных комплексов (ЗРПК) «Панцирь-С1». При этом, указывает агентство со ссылкой на западные источники, поставляемые в Сирию ЗРПК будут управляться российскими зенитчиками, а не сирийскими. 

С каждым днем появляются все больше свидетельств того, что только зенитчиками из числа контрактников Россия не обойдется. Судя по всему, Москва приняла решение отправлять в Сирию не только специалистов для помощи сирийцам в противодействии с ИГИЛ, но и боевые подразделения, хотя возможно речь идет пока о сравнительно небольших группах военных. Словом, как говорят американцы, русские готовы "поставить сапог на землю", что категорически отказывается сделать Обама применительно к своим войскам. Американскому президенту трудно - у него Конгресс, с которым нужно договариваться о новой военной кампании, а предстоящие выборы – через год – и без того прогнозируются как непредсказуемые. У Путина - потешная Дума в кармане и гарантированная победа на выборах через три года, если, конечно, он пожелает на них пойти. 

И кто знает, как отнесется Обама в конце сентября в Нью-Йорке к его предложению принять участие вместе с российскими военными в "боях на земле" против совместного врага - ИГИЛ. Если, конечно, эта встреча состоится. Военные эксперты как в России так и в Америке признают, что без таких боевых действий одолеть исламистов лишь одними ударами с воздуха невозможно. 





Безусловно, многое прояснит речь Путина на Генассамблее, однако ее контуры и главное послание можно предположить заранее. До этого, как считали многие российские наблюдатели, Путин выступит в ООН с ремейком своей известной "мюнхенской речи". То есть, обвинит во всех бедах Запад в духе Никиты Хрущева, который грозился показать американцам "кузькину мать" и колотил по столу ботинком. 

Но подобный спектакль, дадим ему ложное название, не в стиле Путина. Российский лидер, предупредил замминистра иностранных дел Г. Гатилов, не станет говорить об Украине, а сосредоточится на Сирии. Репетицией стало недавнее выступление президента на саммите ОДКБ в Душанбе. Там он предложил Западу совместную коалицию по борьбе с терроризмом, и эта тема будет развита в Нью-Йорке. 





Каков же замысел кремлевского “долгожителя”? Он опасается расползания раковой опухоли исламского терроризма и его проникновения в Россию? Как считает политолог, преподаватель Европейского университета в Санкт-Петербурге Григорий Голосов, Россия обрекла себя на внешнеполитическую повестку дня, в центре которой находится Украина. Однако решить украинскую дилемму Путину не удается. Присоединить им же созданные самостийные обрубки территорий на юго-востоке Украины России он категорически не желает. Но и просто так отказаться от них, как говорится на принятом ныне жаргоне, "слить" их он не может, это стало бы колоссальным ударом по его репутации. Не говоря уже о том, как он объяснит этот ход тысячам российских военных, которые воевали и воюют в Донбассе? 

К тому же, как считают знатоки почерка российского президента, Путин с самого начала был заинтересован в том, чтобы интегрировать сепаратистов в украинскую политику и таким образом держать в узде Киев, рвущийся в НАТО. Но Киеву лидеры сепаратистов не нужны, никакого диалога с ними не получится. А если те проведут, как обещают, выборы на подконтрольных территориях в октябре, то Запад может ввести новые еще более грозные санкции против России. 

Вот Путин и спешит выложить козырную карту в Нью-Йорке по совместной антитеррористической коалиции, чтобы переключить внимание Запада с Украины на Сирию. У Кремля остается очень мало времени для этого. Однако, как справедливо говорит политолог Голосов, неизвестно, будет ли выложенная Путиным карта тузом или шестеркой. 

Есть и другой вопрос: является ли совместная борьба против ИГИЛ главной целью российского президента. Представляется, что его дипломаты начнут разрабатывать за кулисами и предложат американцам следующую схему. В Сирии создается переходное правительство. Асад остается номинальным президентом и получает гарантии неприкосновенности. В результате в Сирии формируется совместный фронт борьбы с ИГИЛ: вместо того, чтобы воевать друг с другом, умеренные оппозиционеры и правительственная армия сосредоточат усилия против общего врага. 

Однако представляется что эта схема, которую Путин, возможно, предложит Обаме лично или через посредников, слишком сыровата. Она разрабатывалась слишком быстро в увязке с событиями на Украине и в ней нет ряда ключевых деталей. Дамаск, конечно, признателен России за военную помощь. Но так ли сильно он зависит от Москвы? Ведь гораздо большую помощь ему оказывают Иран со своим движением "Хезболла". Потом Асад известен своим упрямством. Для того ли он столько лет пытается удержаться в кресле главы государства, чтобы принять схему, разработанную за его спиной русскими и американцами? 

И наконец, другой важный вопрос, согласится ли Обама пойти на контакт с Путиным и начать с Россией переговоры по Сирии? 





Действия России по наращиванию военного присутствия в Сирии раскололи администрацию США, утверждает колумнист Bloomberg View Джош Рогин. По его данным, в Белом доме звучат призывы поддержать РФ в качестве союзника в борьбе с ИГИЛ. Большинство, тем не менее, выступает против этого, указывая, что Россия в Сирии стремится защитить режим Башара Асада, а не нанести удар по ИГИЛ. Президент Обама велел советникам по нацбезопасности выработать общий план в кратчайшие сроки. Он тоже спешит, хотя и не так лихорадочно, как Путин. 

О противоречиях внутри администрации Обамы пишут и известные суперинформированные колумнисты The New York Times Питер Бейкер и Эндрю Крамер: "Недавнее развертывание российских вооружений и техники в Сирии накалило споры в администрации Обамы, что делать с Россией: вести диалог или попытаться ее изолировать. Если считать, что Украина и Сирия - зоны самых важных на планете конфликтов, то некоторые американские чиновники призывают решать обе эти проблемы через Москву, и, значит, переговоры необходимы. Другие чиновники опасаются: договоренность о встрече сыграет Путину на руку и станет незаслуженной наградой за задиристость на международной арене". Кремлевский ход в Сирии застал администрацию Обамы врасплох, намерения Путина не совсем понятны, признают Бейкер и Крамер. Это один из резонов в пользу встречи: если в системе принимает решения один человек, исключительно ценно встретиться с ним. Но для Обамы, который усердно добивается изоляции Путина, такая встреча стала бы чем-то вроде разворота на 180 градусов. Ведь как утверждают аналитики, "Путин считает Обаму слабаком, а Обама Путина - хулиганом". 

Насколько можно понять из американских источников, в данный момент госсекретарь США Керри ратует за диалог с Россией, но многие в Белом доме и Госдепартаменте опасаются, что встреча в Нью-Йорке только придаст Путину уверенности и решимости действовать и далее в своем стиле. На взгляд автора этих строк, Обама вряд ли пойдет на диалог с Путиным и между ними возможна в Нью-Йорке лишь короткая протокольная встреча, как говорят дипломаты - "на ногах". Иначе вся предыдущая стратегия Белого дома: никаких переговоров с Путиным, который представляет собой не меньшее зло, чем ИГИЛ, будет сломана. А это в свою очередь только добавит кандидатам в президенты от республиканцев аргументов в борьбе против очевидной номинантки от демократов Хиллари Клинтон. Ее ведь и без того обвиняют в былом соглашательстве с кремлевским режимом. 

Путин, очевидно, рассчитывает, что ему вновь удастся разыграть сирийский гамбит, как это было в случае с решением проблемы химического оружия у Асада. На первый взгляд политика России на Ближнем Востоке действительно выглядит агрессивной и дерзкой на фоне слабой и спутанной политики Обамы. Путин действительно мог бы вновь одолеть Обаму, если бы не было Украины. Но после аннексии Крыма, и главное - военного вмешательства на юго-востоке Украины, Запад не будет вести с ним переговоры. Попытки Путина вернуть России статус глобальной державы, а ему лично - восстановления членства в клубе сильных мира всего, похоже обречены на провал. 

Хотя в этом странном и непоследовательном мире все возможно.
Accelerated with Web Optimizer